kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснения нового материала "Однозначные и многозначные слова" позволяет познакомить учащихся с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем. Планируемые результаты. Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова" »



Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс



Тема

Однозначные и многозначные слова

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Цель урока


Познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем.

Планируемый результат

Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, однозначное, многозначное слово.

Ресурсы:

Учебник, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.







Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.


- На какие размышления наводят строчки А.Тарковского?


Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний

Синтаксическая разминка. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Внезапно налетел вихрь, и задрожала осиновая роща.

- Сформулируйте лексическое значение слов вихрь, роща.

Вихрь – порывистое круговое движение ветра.

Роща – небольшой, обычно лиственный лес.

- Какие названия леса вы еще знаете?


Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа изобразит: стол, шляпку, крыло.


- Одинаковые ли рисунки получились у первой группы? А у второй и третьей? Как вы думаете, почему? Потому что у слов может быть одно или несколько значений.

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

Послушайте стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?



- Почему в этой стране могут происходить такие чудеса? Потому что слова язычок, глазок, горлышко, ножка являются многозначными.

- Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении?

- Какие еще значения имеют эти слова?

- Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово? Нам поможет контекст.

Физкультминутка:

Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.


Построение проекта выхода из затруднения

Прочитайте и определите значение слова золотой.

  1. Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

  1. Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

3)Золотой работник наш мастер Иванов!

4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу!

5). Бабушка, золотая моя!



-Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина?

-Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики).

-Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека.

-Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни?

-Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка?

Итак, сколько значений в слове золотой?

Запись:

  1. 1. сделанный, состоящий из золота – скорлупки золотые;

  2. 2. цвета золота, блестяще-жёлтый – золотые нивы;

  3. 3. очень хороший, прекрасный, ценный – золотой работник;

  4. 4. счастливый, радостный, беззаботный – золотая пора;

  5. 5. дорогой, любимый – золотая бабушка.

- Что объединяет все значения слова золотой?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Творческая практическая деятельность по реализации проекта

Составьте словосочетания со словами:

клетка, крыло, ручка, поля, кисть, коса.

Выполнение упражнения 341.


Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

Как определить, многозначным или однозначным является слово? Обратиться к толковому словарю.

Используя толковый словарь, выполните упражнение 338.


Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова».


Строят связное высказывание.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная


Домашнее задание

Упражнение 342, стр. 155







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Полухина Татьяна Олеговна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок русского языка "Однозначные и многозначные слова""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_russkogho_iazyka_odnoznachnyie_i_mnoghoznachnyie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "349526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476576676"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Переносное значение слова. Когда слово употребляется в переносном значении""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_perenosnoe_zna"
    ["file_id"] => string(6) "524214"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572062559"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "технологическая карта к уроку русского языка на тему "Словари""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovari"
    ["file_id"] => string(6) "291013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455041354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства