Тема | Однозначные и многозначные слова |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Цель урока | Познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем. |
Планируемый результат | Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Слово, лексическое значение, однозначное, многозначное слово. |
Ресурсы: | Учебник, презентация. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. Слово только оболочка, Пленка, звук пустой, но в нем Бьется розовая точка, Странным светится огнем. - На какие размышления наводят строчки А.Тарковского? | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | Синтаксическая разминка. Сделайте синтаксический разбор предложения. Внезапно налетел вихрь, и задрожала осиновая роща. - Сформулируйте лексическое значение слов вихрь, роща. Вихрь – порывистое круговое движение ветра. Роща – небольшой, обычно лиственный лес. - Какие названия леса вы еще знаете? Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа изобразит: стол, шляпку, крыло. - Одинаковые ли рисунки получились у первой группы? А у второй и третьей? Как вы думаете, почему? Потому что у слов может быть одно или несколько значений. -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | Послушайте стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». В чужой стране, В чудной стране, Где не бывать Тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко, И целый день в окошко Глазком глядит картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает, А стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. В чужой стране, В чудной стране… Ты почему не веришь мне?
- Почему в этой стране могут происходить такие чудеса? Потому что слова язычок, глазок, горлышко, ножка являются многозначными. - Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка, употребленные в этом стихотворении? - Какие еще значения имеют эти слова? - Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово? Нам поможет контекст. Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации. |
Построение проекта выхода из затруднения | Прочитайте и определите значение слова золотой. Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые… Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор. 3)Золотой работник наш мастер Иванов! 4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу! 5). Бабушка, золотая моя!
-Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина? -Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики). -Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека. -Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни? -Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка? Итак, сколько значений в слове золотой? Запись: 1. сделанный, состоящий из золота – скорлупки золотые; 2. цвета золота, блестяще-жёлтый – золотые нивы; 3. очень хороший, прекрасный, ценный – золотой работник; 4. счастливый, радостный, беззаботный – золотая пора; 5. дорогой, любимый – золотая бабушка. - Что объединяет все значения слова золотой? | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Составьте словосочетания со словами: клетка, крыло, ручка, поля, кисть, коса. Выполнение упражнения 341. | Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Как определить, многозначным или однозначным является слово? Обратиться к толковому словарю. Используя толковый словарь, выполните упражнение 338. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова». | Строят связное высказывание. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная | |
Домашнее задание | Упражнение 342, стр. 155 | | | |