Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов»
Русский язык. Спряжение глаголов
Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов.
Задачи урока:
Образовательная:
Научить определять спряжение у глаголов по окончанию
Развивающая:
Способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся;
Воспитательная:
Прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;
Тип занятия: урок усвоения знаний
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ПК; листы с заданиями.
Учебное пособие: учебник русского языка для 5-го класса авторы Т.А Ладыженская,
М.Т. Баранов и др.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие учащихся
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол.) (Слайд 2)
II. 5 – минутная разминка.
2.Спряжение глаголов
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?».
Спряжение глагола – изменение по лицам и числам.
Разноспрягаемые глаголы – глаголы, которые имеют окончания частично 1 и частично 2 спряжения.
3.Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Продолжая разговор о глаголе, вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина.
У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет!
Мы видим, что у глаголов разные окончания. Почему?
Чтобы разобраться в этом, мы должны с вами вспомнить, что такое спряжение глаголов. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. В русском языке два спряжения: первое и второе.
К первому спряжению относятся глаголы, которые имеют личные окончания -у(-ю), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют).
Например, прихлынут. Глагол имеет окончание -ут, Значит относится к 1 спряжению.
Ко второму спряжению относятся глаголы, которые имеют окончания -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).Ходит, заводит, говорит, бродит. Глаголы имеют окончание -ит, значит, относятся ко 2 спряжению.
Очень важно уметь определять спряжение, так как от этого зависит правильное написание личных окончаний глаголов.
Давайте разберёмся, как определить спряжение глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму.
1. Поставить ударение. Если окончание ударное, то глаголы с окончанием -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ут(-ют) – 1 спряжения; глаголы с окончанием -ишь, -ит; -ат(-ят) – 2 спряжения.
2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.
3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).
4. Если глагол на -ить, кроме брить и стелить, то он 2 спряжения.
5. Если глагол не на -ить, вспомним 11 глаголов-исключений.
6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.
Слова: говорит, сидит, стоит имеют ударное окончание -ит. Значит, это глаголы 2 спряжения.
Слова: несёт, идёт, бредёт имеют ударное окончание -ет. Значит, это глаголы 1 спряжения.
Окончание безударное:
Ходит (что делает?) – (что делать?) ходить. Заканчивается на -ить, глагол 2 спряжения.
Заводит (что делает?) – (что делать?) заводить. Заканчивается на -ить, значит, 2 спряжение.
Выходят (что делают?) – (что делать?) выходить – 2 спряжение.
Пленяет (что делает?) – (что делать?) пленять. Заканчивается не на -ить. Не относится к 11 глаголам, значит, 1 спряжение.
Чахнет (что делает?) – (что делать?) чахнуть. Не на -ить. К 11 глаголам не относится, значит, 1 спряжение.
Пахнет (что делает?) – (что делать?) пахнуть. Не на -ить, не глагол- исключение, значит, 1 спряжение.
В русском языке есть два глагола хотеть и бежать. Они называются разноспрягаемыми. Эти глаголы названы так, потому что они имеют окончания частично 1-го и частично 2-го спряжения.
ед. ч.
мн. ч.
1 лицо
хоч-у, бег-у
хот-им, беж-им
2 лицо
хоч-ешь, беж-ишь
хот-ите, беж-ите
3 лицо
хоч-ет, беж-ит
хот-ят, бег-ут
Мы видим, что глагол хотеть в единственном числе имеет окончания 1-го спряжения, а во множественном числе – 2-го спряжения.
Глагол бежать во всех формах, кроме 3 лица мн. ч. имеет окончания 2-го спряжения, а в 3 лице мн. ч. – окончание 1-го спряжения.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Чтобы определить спряжение глагола, нужно действовать по алгоритму:
1. Поставить ударение. Если окончание ударное, то глаголы с окончанием –ешь(-ёшь), -ёт; -ут(-ют) – это глаголы первого спряжения; глаголы с окончанием -ишь, -ит; -ат(-ят) – второго спряжения.
2. Если окончание безударное, определяем вид глагола.
3. Ставим глагол в неопределённую форму (не меняя вид).
4. Если глагол на -ить (кроме брить и стелить), то он 2 спряжения.
5. Если глагол не на -ить, вспоминаем 11 глаголов-исключений.
6. Если данного глагола в числе 11 нет, то глагол 1 спряжения.
Правильный ответ:
I спряжение
II спряжение
тает
лают
сеет
читаем
пишут
грохочете
воет
сверкает
смотрит
дышит
тревожится
клеишь
видит
зависят
держится
кружим
Установление соответствий между элементами двух множеств
Соедините попарно глаголы с начальной формой
Спишем –
Рисуем –
Прополем –
Танцуем –
Чертим –
Спилим –
Просим –
Оценим –
писать
списать
рисовать
нарисовать
полоть
прополоть
станцевать
танцевать
чертить
начертить
пилить
спилить
просить
спросить
оценивать
оценить
Разбор задания: при образовании начальной формы глагола нельзя менять вид глагола!