• Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов. • Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. • Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. • Формулировать собственное мнение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Спряжение глаголов"»
Тема урока: Спряжение глаголов
• Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов. • Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. • Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. • Формулировать собственное мнение
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки
Ход урока
Организационный момент. Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло, Будто руку протянуло. - Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика. - Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами. Доброе утро! Присаживайтесь.
- Чем же интересен русский язык? (В рус. языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)
-Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.
Самоопределение к деятельности –
У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем , добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню. Как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
-Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин –великий русский поэт)
-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)
Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий? (завоет, заплачет, зашумит, застучит) НА ДОСКУ ПРИКРЕПИТЬ
Что это за часть речи ? (глагол)
Что вы знаете о глаголе?
1. Глагол –самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?
- в предложении чаще всего бывает сказуемым;
- не с глаголами пишется отдельно;
-изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени - по числам, в ед.ч.- по родам.
- в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
Глагол имеет вид совершенный и несовершенный.
Каллиграфическая минутка.
Какой звук в этих глаголах (завоет, заплачет, зашумит, застучит) встречается чаще других? (з)
Сегодня мы вспомним написание буквы з.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
Перепишите глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит в тетрадь.
Разберем эти глаголы по составу. ( Проверьте и оцените себя). Не забудьте поставить оценку за это задание в свой лист самооценки.
- С одним из глаголов я составила предложение давайте его запишем ( Застучала под окошком звонкая капель )
-разберите по членам предложения и синтаксически это предложение ( Оцените себя), оценку занесите в свой лист.
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.
А теперь поставьте глагол летит в 3 лицо множественного числа (они летят, окончание –ят), а глагол заревёт (они заревут, окончание - ут)
Глаголы, имеющие в окончании гласную Е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют, – I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную И, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения.
Давайте проспрягаем глаголы бедующего времени спою и застучу, возьмите карточку №1 работа по вариантам.
1 вариант спрягает глагол спою и застучу в единственном числе.
2 вариант спрягает глагол спою и застучу во множественном числе.
Потом проверим.
Я спою мы споём
Ты споёшь вы споёте
Он споёт они споют
Какое спряжение?
Я застучу мы застучим
Ты застучишь вы застучите
Он застучит они застучат
Какое спряжение?
-Так что меняется (окончание)
Поставьте за это задание оценку в свой лист самооценки.
7. Физкультминутка.
У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, хлопают мальчики. Если произнесу глагол II спряжения, хлопают девочки. При определении спряжения глаголов пользуйтесь подсказкой на слайде.
Работа в паре карточка №2. Подобрать походящие глаголы и определить спряжение глаголов.
Обратите внимание, для выполнения задания имеются слова для справок.
Снова князь у моря ходит
С синя моря глаз не сводит.
Пушки с пристани _______,
Кораблю пристать _______.
Лебедь белая _______,
Злого коршуна ______.
Чем вы, гости, торг _______,
И куда теперь __________.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
_________ направо — песнь заводит,
Налево — сказку __________.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях __________;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
________ без окон, без дверей…
(велят, палят, клюёт, плывёт, плывёте, ведёте, идёт, сидит, говорит, стоит)
- Как доказать, что вы верно выполнили работу? (выделить окончания глагола, сравнить с таблицей окончаний спряжений, которая находится у вас в конверте.)
- Оцените себя.
Следующее задание работа в группах « Замени фразеологизмы глаголами и определите спряжение глаголов».
-Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Забегать вперёд - спешить, торопиться
Закинуть удочку -разузнать, выяснить
Делать из мухи слона - преувеличить
Смотреть сквозь пальцы – не заметить, пропустить
Сбить с толку - помешать
Бить баклуши - бездельничать
Задирать нос - зазнаваться
Болеть душой переживать
Витать в облаках мечтать
Водить за нос обманывать
Вставлять палки в колёса мешать
Глаза на мокром месте плакать
Держать язык за зубами молчать
Сложа руки бездельничать
Точить лясы – болтать.
Воды в рот набрал молчать
Перебиваться с хлеба на воду голодовать
Перемывать косточки сплетничать
Карточка №4.
Списать в тетрадь, определить спряжение, лицо и число глаголов.
- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения?
(В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И) Итог урока.
Давайте подведем итоги нашего урока.
Я твёрдо знаю, что…
1) Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.
2) Спрягаются глаголы только настоящего и будущего времени.
3) Глаголы бывают 1 и 2 спряжения.
4) глаголы 1 спряжения имеют окончания у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
5) Глаголы 2 спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
А теперь в листе самооценки посчитайте свои баллы и выставите себе отметку за урок.
Не забудьте подписать свой лист самооценки и вложите его в тетрадь. Все ваши оценки будут выставлены вам в дневник.
Ребята, домашнее задание находится у вас в конверте, достаньте его и положите в свои дневники.
Домашнее задание: переписать глаголы в тетрадь и в каждый столбик дописатьещё по три своих глагола, выделить окончание, указать лицо и число глаголов.
I II бегаешь чистим пишем верить думает светит прыгаешь сидите
Рефлексия деятельности.
-И на последок, я хотела бы узнать ваше отношение к уроку. У каждого в конверте есть два цветка жёлтого и розового цвета, давайте украсим нашу полянку, выберите из предложенных цветочков тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока и уходя прикрепить его на полянке.
На этом урок подошёл к концу, спасибо всем за работу.