Просмотр содержимого документа
«Спряжение глаголов»
МБОУ Пестяковская СШ
Проект урока по русскому языку в 5 «Б» классе
Тема: «Спряжение глаголов»
Учитель русского языка и литературы Куканова В.В.
2017 год
Урок русского языка на тему «Спряжение глаголов. Повторение изученного материала». 5-й класс
Цели:
совершенствовать умения учащихся определять спряжение глаголов, писать личные окончания глаголов;
создать условия для закрепления навыков правописания окончаний глаголов;
способствовать развитию речи учащихся, внимания, логического мышления;
способствовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитывать любовь к природе
.Тип: урок закрепления знаний
1. Организационный момент
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь ипоприветствуйте улыбкой друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом: "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить!" Желаю вам удачи!
2. Повторение. Актуализация знаний.
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдет разговор.
(запись разговора)
Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
- О какой части речи будет сегодня разговор?
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь человека. Постепенно данное слово утратило свое старое значение.
- Скажите, что теперь оно обозначает! (правило)
3. Постановка учебной задачи.
Внимание на экран: глаголить разглагольствовать
- Прочитайте слова, объясните их лексическое значение. Проверьте по толковому словарю. (если ответят)
У вас возникло затруднение?
- Где мы можем узнать значение этих слов? (в толковом словаре)
На слайде:
Глаголить – говорить.
(Глаголать, глаголовать что, говорить, сказывать, рещи;) В.Даль.
Разглагольствовать- говорить многословно, бессодержательно.
Культура речевого общения. - 2010
- Что объединяет эти слова?
(глаголы, н.ф., однокоренные)
- Чем они отличаются? (спряжением)
- Сформулируйте тему урока. (Спряжение глаголов)
- Мы умеем определять спряжение глаголов? (Да)
- Значит, что будем делать сегодня на уроке? (Закреплять знания и отрабатывать навыки определения спряжения глаголов)
- Где нам пригодятся эти знания? ( грамотно писать безударные личные окончания глаголов)
- Что мы должны знать, чтобы правильно определить спряжение?
Что такое спряжение? (правило)
Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
Алгоритм определения спряжения.
Глаголы-исключения ( стих)
(На доске дети составляют схему –алгоритм определения спряжения)
4. Решение учебной задачи.
Работа с учебником.
Внимание на экран: портрет Петра 1 и яблоко
- Что вы видите?
- Какая между ними связь?
Ответить на этот вопрос вам поможет учебник.
Прочитайте текст.
- О каком яблоке идет речь?
А знаете ли вы, что картофель голландцы и французы называли – ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО. Итальянцы – ТАРТУФЕЛЬ. А немцы – КАРТУФЕЛЬ. Но первое его имя было ПАПА – так называли её на родине в Южной Америке индейцы.
- Какая между картинками связь?
Выпишите из повествовательных предложений 1 абзаца глаголы.
Определите их спряжение. (Растут, не едят, варят, жарят)
- Какой глагол не нужно было выписывать?? Почему?
- проверка спряжения с объяснением по алгоритму. (1 у доски)
Работа в паре
“Мой кулинарный рецепт ”
Вы, наверное, знаете, что картофель называют в народе вторым хлебом. Хотя сначала его выращивали из-за красивых цветов и считали несъедобным. Сейчас же ни один обед не обходится без этого овоща. Назовите самое любимое ваше блюдо из картофеля? Давайте попробуем составить алгоритм приготовления картофельного пюре, использовать будем только глаголы.
- Что нужно сделать сначала? (обсуждение)На слайде:
Помыть
Отварить
Посолить
Нарезать
Почистить
Растолочь
- Работать будем в паре, договоритесь и запишите эти глаголы в нужном порядке, определите спряжение.
- Самопроверка по эталону. Поднимите руки пары, которые не допустили ошибок.
Работа с пословицами.
О картофеле или картошке, так называют её в народе, сложено много пословиц и поговорок. Найдите их у себя на столе. Прочитайте.
Назовите пословицы, в которых глагол употреблен в форме:
- п.в., б.в., неопред. форме.
Ешь картошку и хлеб — проживешь до? ста лет.
Картошка да каша - еда наша.
Свинье дали картошки, она просит апельсинов.
Картошку копать, не руками махать.
Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
Выпишите 1 пословицу, которая больше всего понравилась, и выделите все изученные орфограммы, над глаголом укажите спряжение.
5. Физкультминутка.
- Как живешь?
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как плывёшь?
- Как берешь?
- А даешь?
- Как молчишь?
- А грозишь?
- Как сидишь?
6. Домашнее задание
Уважают и почитают картофель в России: утверждают собственный ежегодный праздник, создают музеи, устанавливают памятники, пишут стихи. Не каждому овощу такая честь! Дома вам предстоит поработать с одой о картошке. С уроков литературного чтения вы помните, что ода это...
Задание: у глаголов определить спряжение, время.
ОДА КАРТОШКЕ
Картошка полезна всем людям на свете: Больным и здоровым, и взрослым, и детям. Картошка спасала, картошка кормила, Картошка – доступна: и вкусно, и мило.
Картошкой насыщены кушанья наши. Мы любим картошку, не рыбу и каши. Печёной, варёной бывает картошка, Её можно много и можно немножко.
Кто любит покушать, кого ждёт диета. В оладьях и чипсах, пюре и котлетах. И в борщ, и в солянку, в уху и в жаркое. А если поход, то картошка – святое!
В подвале картошка, в стихах и в фольклоре. Поют про картошку и соло, и в хоре. В застолье семейном, на лоне природы Картошке – хвала, дифирамбы и оды!
7. Контроль знаний.
Выполнение теста.
(тест предполагает выбор ответа: да или нет)
Тест "Спряжение глаголов"
Спряжение – это изменение глагола по числам и лицам?
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: Что делал? Что делать?
Спряжение можно определять по неопределенной форме?
Ко I спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать,-уть, -ыть, -оть;
У глаголов с ударным окончанием спряжение определяется по неопределенной форме, с безударным по окончанию?
Глаголы, оканчивающиеся в неопределенной форме на -ить( кроме брить, стелить) относятся к I спряжению?
У глагола прошедшего времени определяется спряжение?
Личные окончания глаголов I спряжения: ЕШЬ, ЕМ, ЕТЕ, УТ-ЮТ?
Личные окончания глаголов 2 спряжения ИШЬ, ИМ, ИТЕ, УТ-ЮТ?
Глаголы: гнать, держать, вертеть, видеть – относятся к 2 спряжению?
8. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу, давайте подведем итог,