Просмотр содержимого документа
«Спряжение глагола»
1.Диагностика сформированности учебной деятельности уч-ся
На доску выписаны сочетания слов:
Хлещ.т дожди, никуда не ден.шься, псы мирно дремл.т, коты топч.тся у норы, давайте измер.м лужи, когда появ.тся солнце, дети кле.т конверты, вы хвал.те нас, отец слуша.т музыку.
Учитель: Скажите, какое задание можно выполнить по этим сочетаниям слов?
Дети: Вставить пропущенные в окончании глаголов буквы
Учитель: Над какой темой будем работать?
Дети: Над правописанием личных окончаний глагола.
Учитель: Как вы будете действовать при написании окончания?
Дети: Определять грамматические признаки глаголов
Учитель: Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание?
Учащиеся сомневаются.
Цель учителя – поставить уч-ся в проблемную ситуацию с целью формирования познавательных мотивов.
Дети решают конкретную задачу путем проб и ошибок; решают проблему поискового характера – познавательные УДД
Учитель: Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов на этой лесенке.
не ошибаюсь в написании глаг.
умею безошибочно определять спряж. глаг.
+глаг.-искл.
Знаю все лич. окончания гл.
2. Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
Учитель: Какова цель сегодняшнего урока?
Дети: Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.
Учитель: Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания?
Учащиеся выдвигают гипотезы
Учитель: Попробуйте применить ваши гипотезы к выполнению задания на доске
(Учащиеся проверяют свои гипотезы)
Учитель: И какой же вариант ответа оказался самым верным?
- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.
Учитель: Что бы вы предложили сделать, чтобы не ошибаться в написании окончаний глаголов?
Дети: Необходима схема, чтобы было легче писать окончания глаголов.
Цель учителя - развивать умения ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности.
Дети ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно - регулятивные УДД (целеполагание);предлагают способы решения учебной проблемы.
3.Работа над решением поставленных задач.
Упражнения в написании окончаний глаголов.
Учитель: На улице осень, давайте поднимем себе настроение - отправимся с вами в лес и послушаем музыку леса! (учитель включает «музыку» леса). При этом выполним задание на выбор:
напишите сочинение – миниатюру на тему «Осенний лес»
вставьте пропущенные буквы и определите спряжение данных глаголов: прыга.т, стрекоч .т, ман.т, появ.тся, слыш.т.
Цель учителя – создать ситуацию, позволяющую уч-ся проявлять инициативу, работать в условиях альтернативы.
Дети выбирают задание – регулятивные УДД (волевая саморегуляция)
2.Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию.
На доске – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы. Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям.
Цель учителя – формировать умение анализировать.
Дети осуществляют выбор оснований для сравнения – познавательные УДД (логические)
Учитель: Как смогли выполнить это задание?
Дети: По буквам И и Е в окончаниях.
Учитель: Можно ли составить схему-алгоритм?
Дети: Да.
Учитель: Давайте составим:
(составляют дети, лишь в затруднении - учитель подсказывает)
Учитель: Какие признаки глагола можно назвать по окончанию?
(Спряжение, число, лицо).
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:
День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.
Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.
Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.
Цель учителя – формировать у уч-ся стремление анализировать собственные познавательные процессы, корректировать и совершенствовать их (развитие рефлексии).
Дети анализируют свои действия; вносят дополнения и коррективы в случае расхождения с образцом – регулятивные УДД (контроль и коррекция)
Проводится игра «Укажи признаки глагола по его окончанию».
Цель учителя - формировать умение применять.
Дети используют знания в новой ситуации; осознают качество и уровень усвоения – регулятивные УДД (оценка)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель: Со всеми поставленными задачами вы справились?
- На той же лесенке отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
- При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?
Дети: Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.