Просмотр содержимого документа
«"СПП с несколькими придаточными"»
СПП с несколькими придаточными.
Цели урока: научить правильно определить тип подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; развитие навыков составления схем СПП с несколькими придаточными; развитие навыков пунктуационной зоркости в указанных видах предложений; развитие творческих способностей учащихся;
воспитание требовательного отношения к себе, к своему будущему.
Ход урока.
І. Оргмомент. Психологический настрой на урок.
Беседа: «Что же такое счастье?»
II. Актуализация прежних знаний.
1. Проверка домашней работы:
2.Комплексный анализ текста. Притча о счастье.
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Задания: 1. Прочитать притчу
2. Определить тему и основную мысль притчи. 3.Определить тип речи.
4. Выписать слово, в котором правописание согласной в приставке: а) не зависит от последующего согласного звука; б) зависит от последующего согласного звука.
5. Выписать слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В причастиях пишется два НН, если образованы при помощи суффиксов - ова-, -ёва-»
6. Найдите сложное предложение, части которого связаны сочинительной связью.
3. Словарная работа:
При́тча— короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Эссе – сочинение, содержащее индивидуальный взгляд на тему с аргументацией своей точки зрения
Однородный –одинаковый
Последовательный - непрерывно следующий, совершающийся один за другим.
Параллельный - сопутствующий чему-нибудь
4. Синтаксическая пятиминутка /Определение темы урока.
Микроцель: 1) расставить знаки препинания; 2) определить грамматическую основу предложений; 3) указать виды придаточных предложений, составление схемы СПП;
а) Счастье имеет смысл только тогда когда есть с кем его разделить.
б) Счастье только там где любят нас где верят нам.
ІІІ. Погружение в тему урока.
1. Словарная работа /однородный, параллельный, последовательный/.
2. Определение цели урока / Определение проблемы урока.
- Знаете ли вы тиы СПП с несколькими придаточными?
3. Составление кластера «Типы СПП по структуре» /на доске/
2. Определение алгоритма работы над темой.
Алгоритм для работы над темой:
1.Найдите грамматические основы.
2.Найдите главную часть, придаточные и союзы.
3.Задайте вопросы от главной к придаточным.
4.Посмотрите, как расположены придаточные по отношению к главной.
5. Начертите схему.
6.Сделайте вывод.
3. Сопоставление предложений / Решение проблемы.
а) Счастье только там, где любят нас, где верят нам.
б) Я счастлив, потому что мне некогда подумать о том, что я несчастлив.
в) Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача.
4. Чтение § учебника (с. )
Однородное подчинение
Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.
Параллельное подчинение
Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.
Последовательное подчинение
При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.
IV. Первичное закрепление.
1. Графический диктант.
а)Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.
б) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.
в)Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.
2. Игра «Кто быстрее?» Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение.
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
1. Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть.
2. Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих.
3. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
V. Физминутка.КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.
Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
VI. Закрепление.
1. Игра «Умный редактор» РЕДАКТИРОВАНИЕ: Найдите и исправьте ошибку устно. • Одна из картин Левитана висит на стене, которая называется « Весна». • Наташа отдала телеги раненым, на которых семья собиралась эвакуироваться из Москвы.
2. Уровневые задания.
Уровень 1..Записать предложения. Определить тип подчинения. Составить схемы. Обозначить орфограмму «Гласные в приставках».
Счастье завоёвывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. И самая важная часть задачи состоит именно в том, чтобы составить себе понятие о счастье и отыскать ту дорогу, которая должна к нему привести. Когда жизненная борьба уже превратилась в сознательное стремление к определённой цели, тогда человек может уже считать себя счастливым, хотя бы ему пришлось упасть и умереть на дороге… (Д. Писарев).
[O и O, а О] . 2) […гл. + в том], (чтобы…ту +сущ.), (которая…).- Последовательное подчинение.
Уровень 2. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложения.
а) Учитель объявил что концерт состоится когда закончатся уроки.
б) Если мы внимательно выслушаем лекцию узнаем как важно знать правила движения как надо вести себя на улице.
в) Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте.
г) Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней которых он выудил без меня.
[- =], (потому что -=), (что …). (Последовательное подчинение).
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почетная профессия на шахте.
(когда – =), [-=], (которых =-).
Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней, которых он выудил без меня. (Параллельное подчинение)
3. Самостоятельная работа по определению вида связи придаточных предложений с главным:
1) последовательное подчинение
2) однородное подчинение
3) параллельное подчинение
-Поставьте нужную цифру (номер подчинения) рядом с номером предложения.
1. Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится.
2. Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами.
3.Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.
4. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом всегда бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое темное время.
5. Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.
6. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестает стучать маятник, это будит сонного.
7. Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
Рефлексия.Тренинг «Насколько ты счастлив?» Микроцель: психологическая разгрузка.
Вопросы, предлагаемые учащимся:
Сможете ли вы теперь , не задумываясь, ответить на следующие вопросы:
- Назвать самого дорого для вас человека.
- Назвать того, кто пришел на помощь вам в трудную минуту.
- Назвать человека, который радуется твоим успехам и переживает за неудачи.
Вспомнить это оказалось гораздо легче. Хорошо, что есть люди, которые что-то значат в твоей жизни, хотя они не всегда в рейтинге «знаменитых и лучших», не всегда имеют больше всех денег и связей, не выигрывают всемирных конкурсов, не все их знают. Просто они всегда рядом с вами, и для них ты самый лучший! Это, наверно, и есть счастье! Задумайся над этим, ведь вы стоите в начале жизненного пути!
Домашнее задание: эссе «Что же такое счастье?..»
Записать предложения под диктовку, определить подчинение придаточных, составить схему.
Каждый человек сознает, что он гражданин своей страны, где находится его дом, его близкие, его родной край.
[ глагол ], (что … сущ.) ,(что…)- (сознает что? – что он гражданин… - 1 придаточное - изъяснительное, чувства; страны какой?- где находится его дом…- 2 придаточное - определительное ) – последовательное подчинение.
Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд.
[в стране], (где…), (где…) – (в стране – какой?- где каждый может…; в стране какой? – где уважают … - 1 и 2 придаточные – определительные ) – однородное подчинение.
Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь – это значит, что она выдержала все проверки и испытания.
(Если…), [ ук.сл. глагол ], (что…) – (значит при каком условии?- если люди сумели… - 1 придаточное обстоятельственное, условия ; значит что? – что она выдержала… - 2 придаточное – изъяснительное, речи ) – параллельное подчинение.
4. Тест.
1) Укажите количество знаков препинания:
Только теперь увидел что совсем рассвело что у синего подножия утеса качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми.
А) одна запятая;
Б) три запятые ;
В) две запятые.
2) Найдите предложение с однородными придаточными, соединенными союзом И, перед которым ставится запятая:
А) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли к обещанному проводником зимовью.
Б) Все знали что приехала барыня и что она теперь в детской.
3) Определите вид подчинения в предложении:
3) Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
А) Однородное.
Б) Последовательное.
В) Параллельное.
4) Укажите количество знаков препинания в предложении:
В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя которого гул и трест выгнали из леса.
А) одна запятая;
Б) три запятые;
В) две запятые.
5) Укажите, ставится ли запятая перед соединительными союзами И в предложении (знаки не расставлены):
Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжела и что нам не доехать засветло до деревни и что мы запоздаем.