Просмотр содержимого документа
«СПП. Обобщение и систематизация»
Тема урока: Сложноподчинённые предложения. «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9 класс.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Продолжить обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю;
Актуализация знаний о СПП;
Подготовка к ОГЭ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».
Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.
Показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел.
Формировать языковую компетентность (ЗУН):
готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),
способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).
Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.
Тип урока: комбинированный урок, урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран.
Технологии смыслового чтения:«ЗАДАЙ ВОПРОС»,«Сформулируй определение»,Приём толстых вопросов, «верные и неверные утверждения», Стратегии текстовой деятельности «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с пометками». Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры. Вопросы после текста («Таксономия Б.Блюма»). Приёмы работы на уроке: индивидуальная, групповая, у доски.
Ход урока.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над самой актуальной на данном этапе задачей – подготовка к ОГЭ. Вы уже знаете, что на экзамене необходимо продемонстрировать умения в написании сжатого изложения, сочинения – рассуждения, а также показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия (записаны на доске):
Текст
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Тип речи
Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия. А проверяться они будут в ходе урока по мере выполнения заданий.
Прежде чем начать урок предлагаю послушать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
1.Слово учителя о В.М.Пескове.
Работать сегодня мы будем с текстом Василия Михайловича Пескова ,писателя, журналиста, путешественника, ведущего телевизионной программы «В мире животных» .
Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю. Давайте же и мы с вами попытаемся проникнуться этими чувствами через лингвистический анализ его текста.
Перед вами текст В. М. Пескова «Бескорыстие». Сейчас вы поделитесь на группы: 1 группа Лиза и Таня; 2 группа Саша, Виталя, Света. Вы самостоятельно познакомитесь с текстом и выполните следующие задания. 1 гр: выделите в тексте ключевые слова и выражения; 2 гр: составьте план.
Закончили? Таня, прочти текст вслух. Лиза, назови ключевые слова и выражения, которые вы выделили.
2 группа: зачитайте план, который вы составили. (листок с планом на доске).
План
Случай из детства;
Дорогая книга;
«Спасительные работы»;
Семь одинаковых книг;
Хорошая память о людях;
Бескорыстное служение Родине, людям.
Вопросы по пунктам плана
Какой случай из детства вспоминает автор?
Почему книга стала дорогой для мальчика, для Пескова? (во-первых, в прямом смысле, она, действительно, дорого стоила; во-вторых, благодаря ей осталась хорошая память о людях, эта история послужила цепочкой в воспитании нравственных качеств ).
Какие «спасительные работы» были проведены для поиска книги? (весь вагон, незнакомые люди помогали, помогали ребёнку в поисках дорогой для него книги, которую сам он в тексте называет «сокровищем»).
Как же так случилось, что позже у мальчика вместо одной, появилось семь одинаковых книг? (всё те же незнакомые люди, видя душевное состояние, переживания мальчика присылают ему книги).
Как этот случай отразился на характере, воспитании мальчика? (благодаря этому случаю в характере ребёнка сформировались такие качества, как доброта, честность, уверенность в том, что хороших людей больше чем плохих. И все эти люди, совершившие данный поступок, делали его абсолютно бескорыстно, не взяв ничего взамен).
Но ведь бескорыстие может проявляться и на более широком уровне, на уровне Родины, как вы уже отметили в пункте 6 вашего плана.
Ребята, что было отдано для победы, Ради Родины? (составление кластера)
Здоровье, сон, кровь, хлеб, варежки свои, последний рубль и жизнь. И всё это тоже было отдано бескорыстно.
Ребята, вашим домашним заданием было найти в словаре, что значит «бескорыстие». Света, прочитай, пожалуйста. (Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе).
- Подберите в тексте синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».
- Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу. Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.
1) Итак, докажите, что данный отрывок является текстом. (предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически, связаны в целое темой и основной мыслью. Обладает относительной законченностью (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС»Приём «Сформулируй определение)
2)Определите тему текста(Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (В тексте речь идет об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.) (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС»Приём «Сформулируй определение)
3)Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).
4) Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
5) Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).
6) В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.). (Приём толстых вопросов)
7)К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический. Во-первых, поднимает важную для нас проблему – тему бескорыстия; Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция; В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).
5)Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения. Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования;Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).
А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту, но для начала давайте вспомним какие виды предложений вы знаете? Для этого, давайте установим соответствия:
Сегодня нас с вами интересуют непосредственно СПП, давайте вспомним их виды, дополнив таблицу.
1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Приём «верные и неверные утверждения»
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).
2) Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15). Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.
(Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное)
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
- Как называется такое подчинение? (параллельное).
- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).
6) Работа по вариантам:
1. –Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
2. –Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).
3. - Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48)(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).
4. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).
5. - Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)
- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
Следующее задание поможет нам повторить изобразительно-выразительные средства языка, которые использовал автор в своем тексте.
Какие изобразительные средства языка вы знаете? А сейчас мы с вами посмотрим какие художественно – изобразительные средства автор использует в своем тексте. Для этого разгадаем кроссворд.
Написать, как вы понимаете высказывание «Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград», используя различные изобразительно – выразительные средства, используемые в тексте.
Итоги
Ну вот и подошёл к концу наш урок
Удалось ли нам добиться цели урока?
Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике. Продолжили подготовку к ОГЕ. Рассуждали о том, как важно совершать бескорыстные поступки.Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
А сейчас мы с вами составим букет настроения.
VI.Домашнее задание:
Написать как я понимаю, что такое «бескорыстие», или как я понимаю фразу «бескорыстие не требует ни почестей, ни наград»