kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СПП. Обобщение и систематизация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация по СПП в 9 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СПП. Обобщение и систематизация»

Тема урока: Сложноподчинённые предложения. «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ по русскому языку). 9 класс.

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Продолжить обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю;

  • Актуализация знаний о СПП;

  • Подготовка к ОГЭ.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

  2. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

  • Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

  • Показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел.

  • Формировать языковую компетентность (ЗУН):

  • готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

  • способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

  • Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

  • Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

  • Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

  • Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

  • Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Тип урока: комбинированный урок, урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Технологии смыслового чтения: «ЗАДАЙ ВОПРОС», «Сформулируй определение», Приём толстых вопросов, «верные и неверные утверждения», Стратегии текстовой деятельности «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с пометками». Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры. Вопросы после текста («Таксономия Б.Блюма»).   Приёмы работы на уроке: индивидуальная, групповая, у доски.



Ход урока.



  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Вступительное слово учителя.

- Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим работу над самой актуальной на данном этапе задачей – подготовка к ОГЭ. Вы уже знаете, что на экзамене необходимо продемонстрировать умения в написании сжатого изложения, сочинения – рассуждения, а также показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия (записаны на доске):

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия. А проверяться они будут в ходе урока по мере выполнения заданий.

Прежде чем начать урок предлагаю послушать замечательное высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

1.Слово учителя о В.М.Пескове.

Работать сегодня мы будем с текстом Василия Михайловича Пескова ,писателя, журналиста, путешественника, ведущего телевизионной программы «В мире животных» .

Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю. Давайте же и мы с вами попытаемся проникнуться этими чувствами через лингвистический анализ его текста.

Перед вами текст В. М. Пескова «Бескорыстие». Сейчас вы поделитесь на группы: 1 группа Лиза и Таня; 2 группа Саша, Виталя, Света. Вы самостоятельно познакомитесь с текстом и выполните следующие задания. 1 гр: выделите в тексте ключевые слова и выражения; 2 гр: составьте план.

Закончили? Таня, прочти текст вслух. Лиза, назови ключевые слова и выражения, которые вы выделили.

2 группа: зачитайте план, который вы составили. (листок с планом на доске).

План

  1. Случай из детства;

  2. Дорогая книга;

  3. «Спасительные работы»;

  4. Семь одинаковых книг;

  5. Хорошая память о людях;

  6. Бескорыстное служение Родине, людям.

Вопросы по пунктам плана

  • Какой случай из детства вспоминает автор?

  • Почему книга стала дорогой для мальчика, для Пескова? (во-первых, в прямом смысле, она, действительно, дорого стоила; во-вторых, благодаря ей осталась хорошая память о людях, эта история послужила цепочкой в воспитании нравственных качеств ).

  • Какие «спасительные работы» были проведены для поиска книги? (весь вагон, незнакомые люди помогали, помогали ребёнку в поисках дорогой для него книги, которую сам он в тексте называет «сокровищем»).

  • Как же так случилось, что позже у мальчика вместо одной, появилось семь одинаковых книг? (всё те же незнакомые люди, видя душевное состояние, переживания мальчика присылают ему книги).

  • Как этот случай отразился на характере, воспитании мальчика? (благодаря этому случаю в характере ребёнка сформировались такие качества, как доброта, честность, уверенность в том, что хороших людей больше чем плохих. И все эти люди, совершившие данный поступок, делали его абсолютно бескорыстно, не взяв ничего взамен).

Но ведь бескорыстие может проявляться и на более широком уровне, на уровне Родины, как вы уже отметили в пункте 6 вашего плана.

  • Ребята, что было отдано для победы, Ради Родины? (составление кластера)

Здоровье, сон, кровь, хлеб, варежки свои, последний рубль и жизнь. И всё это тоже было отдано бескорыстно.

Ребята, вашим домашним заданием было найти в словаре, что значит «бескорыстие». Света, прочитай, пожалуйста. (Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе).

- Подберите в тексте синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

- Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).

- Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

- Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу. Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

1) Итак, докажите, что данный отрывок является текстом. (предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически, связаны в целое темой и основной мыслью. Обладает относительной законченностью (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

2) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится). (В тексте речь идет об одной из лучших человеческих черт – бескорыстии.) (ПРИЁМ «ЗАДАЙ ВОПРОС» Приём «Сформулируй определение)

3) Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

4) Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

5) Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).

6) В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.). (Приём толстых вопросов)

7) К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический. Во-первых, поднимает важную для нас проблему – тему бескорыстия; Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция; В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой).Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

5)Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения. Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования;Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту, но для начала давайте вспомним какие виды предложений вы знаете? Для этого, давайте установим соответствия:

Сегодня нас с вами интересуют непосредственно СПП, давайте вспомним их виды, дополнив таблицу.

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Приём «верные и неверные утверждения»

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

2) Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15). Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

6) Работа по вариантам:

1.  –Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного ( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2.  –Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).

3. - Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48)(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

4. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).

5. - Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

Следующее задание поможет нам повторить изобразительно-выразительные средства языка, которые использовал автор в своем тексте.

Какие изобразительные средства языка вы знаете? А сейчас мы с вами посмотрим какие художественно – изобразительные средства автор использует в своем тексте. Для этого разгадаем кроссворд.

Написать, как вы понимаете высказывание «Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград», используя различные изобразительно – выразительные средства, используемые в тексте.

Итоги

Ну вот и подошёл к концу наш урок

Удалось ли нам добиться цели урока?

Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике. Продолжили подготовку к ОГЕ. Рассуждали о том, как важно совершать бескорыстные поступки. Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.

А сейчас мы с вами составим букет настроения.

VI.Домашнее задание:

Написать как я понимаю, что такое «бескорыстие», или как я понимаю фразу «бескорыстие не требует ни почестей, ни наград»

Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
СПП. Обобщение и систематизация

Автор: Шефер Елена Вячеславовна

Дата: 19.06.2018

Номер свидетельства: 473711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447670625"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные"
    ["seo_title"] => string(91) "stroieniiesppvidypridatochnykhpriedlozhieniipridatochnyieopriedielitielnyieiiziasnitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "278608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114877"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Мастер-класс по русскому языку на тему " Повторение и обобщение сведений о сложноподчинённых предложениях с различными видами придаточных" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-povtorieniie-i-obobshchieniie-sviedienii-o-slozhnopodchinionnykh-priedlozhieniiakh-s-razlichnymi-vidami-pridatochnykh"
    ["file_id"] => string(6) "127254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415286030"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения. Обобщение и систематизация знаний»"
    ["seo_title"] => string(111) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "262626"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449395528"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Подготовка к ОГЭ. Навыки работы с тестовыми заданиями. "
    ["seo_title"] => string(55) "podghotovka-k-oge-navyki-raboty-s-tiestovymi-zadaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "210466"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431442252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства