Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Обучающие:
1) знакомство с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными;
2) наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;
3) формирование правильной, грамотной устной речи
Развивающие:
1) развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;
2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения;
3) развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.
Воспитательные:
1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;
2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;
3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.
Задачи урока:
1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;
2) уметь применить полученные знания на практике:
находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;
определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;
правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;
составлять схемы предложений с указанными придаточными;
различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.
Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска, учебник, тетрадь
План урока.
I. Организационный момент. Мотивация.
II. Повторение изученного материала.
Работа по карточкам.
Лингвистическая разминка.
Фронтальный опрос.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с лингвистическим текстом и составление опорной схемы (групповая работа)
2. Презентация опорной схемы
IV. Закрепление пройденного материала.
Исследование СПП с придаточными изъяснительными (групповая работа)
Цифровой диктант (Работа над различением придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи).
Работа с текстом (комплексный анализ).
Работа по синтаксической синонимии. (замена предложений с прямой речью СПП с придаточными изъяснительными).
Редактирование предложений (развитие письменной речи учащихся)
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Мотивация.
Повторение изученного материала.
(Трое по карточкам на местах, остальные участвуют в лингвистической разминке и во фронтальном опросе).
1. Индивидуальные задания (карточки):
Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки.4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:
1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;
2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)
Учитель. Сегодня мы продолжаем исследовать сложноподчиненное предложение. Но прежде, чем приступить к изучении нового материала, проведем лингвистическую разминку и вспомним изученный теоретический материал.
2. Задания для лингвистической разминки (Слайды 2, 3):
1) А4.Укажите ошибочное суждение.
1. В слове СПОСОБ все согласные глухие
2. В слове БОЮСЬ количество букв и звуков НЕ совпадает.
3. В слове ЩАВЕЛЬ мягкость согласного [Л’] на письме обозначена буквой Ь.
4. В слове ЖЁСТКИЙ согласный звук [Т] является непроизносимым.
(Для верного выполнения задания запишем, как произносятся выделенные слова, то есть сделаем транскрипцию слов.
1.СПОСОБ - [СПОСАП] – в абсолютном конце слова происходит оглушение. [С], [П] – глухие согласные. Первый вариант нам не подходит.
2. БОЮСЬ - [БАЙ,УС,] – 5 букв, 5 звуков. Количество букв и звуков совпадает, следовательно, ОТВЕТ – 2.)
Слайд 3
2) B7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
(Запятые 1 и 2 выделяют обособленное определение, 3 разделяет однородные сказуемые, 4 выделяет деепричастный оборот. Главную и придаточную части разделяет запятая 5)
3. Фронтальный опрос (слайд 4)
1. На какие группы делятся СПП по их значению?
(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).
2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?
(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).
3. Как различить союз и союзное слово?
(Союз – это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)
4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?
(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.
Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)
5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.
(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения – всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый) ).
Изучение нового материала.
Определение целей и задач урока (слайд 5). На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:
- познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными,
- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,
- продолжим работать над составлением схем СПП,
- продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.
2. Работа с лингвистическим текстом (слайд 6). Изучив параграф 23, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы (слайд 6):
К чему относятся придаточные изъяснительные?
Какие части речи выступают в качестве контактного слова?
На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?
Презентация опорной схемы (слайд 7)
IV. Первичное закрепление
Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному. (слайды 8, 9)
Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).
7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь
8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
V. Закрепление изученного материала.
1. Распределительный цифровой диктант (слайды 10-11).
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Задание: прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. (В слабом классе предложения лучше показать на слайдах 10 - 11)
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).
Вывод:
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.
2. Запишите текст (слайд 12). Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.
Задания к тексту:
А) Вспомните, какие синонимы называют контекстуальными.
(В контексте нередко стираются семантические различия близких по значению слов, происходит так называемая нейтрализация значений, и тогда как синонимы могут употребляться слова, не принадлежащие в лексической системе языка к одному синонимическому ряду. Например, в словосочетаниях говор (ропот) волн, шум (шелест, шорох, шепот) листвы выделенные слова взаимозаменяемы, но назвать их синонимами в строгом значении термина нельзя. В подобных случаях говорят о контекстуальных синонимах. Итак, слова, которые сближаются по значению в условиях одного контекста, называются контекстуальными (ситуативными, окказиональными, авторскими) синонимами).
Б) Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.
( А.М. Опекушин – ваятель – мастер)
В) Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3) ( слайд 13).
Г) Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения (слайд 14).
Решено было, что он будет стоять в Пятигорске.
(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:
Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;
Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).
3. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными. (слайд 15).
Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснительными)
Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
(Аристотель писал, что ясность – главное достоинство речи)
Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)
Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.
(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).
4. Развитие речи учащихся. (слайд 16)
Говоря о роли подчинительных «скреп» в СПП, нельзя не вспомнить о тех ошибках, с которыми мы сталкиваемся и в ваших письменных работах, и в устной речи. Поэтому следующее наше задание – редактирование предложений.
Задание: исправьте ошибки в построении предложений.
Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».
(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)
В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.
(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)
VI. Рефлексия деятельности на уроке (слайд 17).
Учебная и дополнительная литература, использованная при подготовке к уроку:
Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя.- М.: просвещение, 1999,
Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. Ч. II. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2008.
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.
Нормы русского литературного языка: практ. Материал к урокам / О.В. Загоровская, О.В. григоренко, Г.А. Заварзина и др.; под ред. О.В. Загоровской. – М. : Просвещение, 2006.
7