kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование умений учащихся определять СПП с придаточным изъяснительным.

Задачи: 1) дать понятие о СПП с придаточным изъяснительным, его строении и значении; рассмотреть  данный вид придаточного в системе СПП;

2) развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение анализировать, рассуждать; способствовать развитию навыков работы в группе и взаимообучения; развивать память и внимание;

3) способствовать привитию таких нравственных ценностей, как совесть, отзывчивость, доброжелательность.

Ожидаемый результат: формирование представления учащегося о данном виде СПП, умение его определить и доказать его отличительные признаки.

Вид урока: традиционный

Тип урока: урок нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы и приемы: частично-поисковые, «ЗХУ», «Фишбоун», «Зигзаг».

Оборудование: таблица «ЗХУ», карточки с текстами, листы А3, стикеры, маркеры.

Ход урока

I Этап вызова

1.Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

- Без сомнения, я, ваши учителя, родители желают, чтобы вы росли умными, целеустремленными и уверенными.

Упражнение: подумать и закончить фразу: «Я уверен(а) в том, что …»( по желанию). Начнем с меня «Я уверена в том, что наш урок пройдет успешно». (самое удачное утверждение записывается на доску).

- Как вы думаете, какое по структуре это предложение? (СПП).

На предыдущем уроке впервые мы узнали, что видов придаточных много  и наша задача - (ответы детей - научиться их разграничивать). Тема очень важная,  так как является одной  из сложных вопросов при сдаче ЕНТ.

- Это предложение является СПП с придаточным изъяснительным. (запись темы на доске).

2.  Актуализация опорных знаний

Работа с первым столбиком таблицы «ЗХУ» (приложение №1)

знаю                                                               Хочу узнать                                                                    Узнал(а)

Сложное союзное предложение,                Как определить данный вид придаточного

одним из средств связи

являются подчинительные союзы

- Что мы уже знаем об СПП с придаточным изъяснительным? Запишите самостоятельно.

- Что мы хотим узнать? (Как определить данный вид придаточного и отличать от других видов).

Третий столбик заполняется в конце урока на этапе рефлексии.

II. Этап осмысления.

1.Деление на группы. Распределение обязанностей внутри групп.

2.Раздача материала – тексты (приложение №2), листы А3 (приложение№3).

- Вы догадываетесь, что вам придется работать по какому методу? («фишбоун»)

3.Объяснение выполнения задания по методу «Фишбоун»:

Каждая группа получает текст. ( учитель читает его).

Задание: найти в данном тексте СПП с придаточным изъяснительным и доказать это, используя метод «фишбоун».

В верхней части (голова) вы располагаете проблему –« ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ….ПРЕЛОЖЕНИЕ СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ?»

В верхней части (на костях)  - факты (то, что вы знаете и узнаете из материала учебника параграф 12)

1)сложное

2)Союзное, средство связи подчинительный союз или союзное слово.

3)Одно предложение главное, второе – придаточное.

4)Придаточное отвечает на вопросы косвенных падежей.

5)Придаточное относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам речи, мысли, чувства.

6)уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов.

7)соединяются с изъясняемым словом при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза.  

Вывод: согласно перечисленным фактам и аргументам данное предложение СПП с придаточным изъяснительным, поэтому стоит запятая между двумя простыми.

 В нижней части (на нижних костях) – аргументы, конкретные доказательства по предложению.

3.Составление критериев оценивания

1.Умение работать с теоретическим материалом учебника (привести кратко сформулированные факты)

2. Применить знания на практике. Найти данное предложение.

3.Правильность и четкость аргументов.

4. Эстетичность оформления (аккуратно, разборчиво).

5.Грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).

6.Последовательность, логичность рассуждения и анализа.

7. Время выполнения.

4.Работа в группах по стратегии «Зигзаг».

5.Формативное оценивание (каждая команда отдает одну звезду  в пользу работы какой –то группы и объясняет  почему?

4.Этап закрепления.

«Верные и неверные утверждения» (учитель читает утверждения, а учащиеся отмечают себе на листах самопроверки – приложение №4)

1.СПП с придаточным изъяснительным – это сложное бессоюзное предложение.(нет)

2.Придаточное предложение в СПП с изъяснительным может находиться в позиции до главного. (нет)

3.Придаточное изъяснительное в СПП отвечает на падежные вопросы. (да)

4.Придаточное изъяснительное соединяется с изъяснительными словами при помощи сочинительных союзов. (нет).

5. Придаточные изъяснительные в СПП относятся  к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением мысли, чувства, речи.(да)

6.СПП с придаточным изъяснительным получило такое название, так как уточняет, дополняет и поясняет смысл изъясняемых слов в главном. (да)

7.Частица-союз ли не выступает в роли средств связи в СПП с придаточным изъяснительным. (нет).

8.В СПП с придаточным изъяснительным в главном предложении при изъясняемых словах могут быть указательные местоимения (да).

Самопроверка.

Разбаловка:

0 ошибок –«5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки –«3»,

 более 2 – «2»

III. Рефлексия.

Cамостоятельное заполнение учащимися третьей колонки таблицы «ЗХУ» (по желанию кто-то читает для класса).

5. Домашнее задание: параграф 12 законспектировать в словарь-тетрадь, упр.265

Индивидуальное задание – упр. 267+ сочинение-эссе «Что значит быть счастливым человеком»

Оценки за урок

- Спасибо всем за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" »

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема: СПП с придаточным изъяснительным, их строение, значение.

Цель урока: формирование умений учащихся определять СПП с придаточным изъяснительным.

Задачи: 1) дать понятие о СПП с придаточным изъяснительным, его строении и значении; рассмотреть данный вид придаточного в системе СПП;

2) развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение анализировать, рассуждать; способствовать развитию навыков работы в группе и взаимообучения; развивать память и внимание;

3) способствовать привитию таких нравственных ценностей, как совесть, отзывчивость, доброжелательность.

Ожидаемый результат: формирование представления учащегося о данном виде СПП, умение его определить и доказать его отличительные признаки.

Вид урока: традиционный

Тип урока: урок нового материала

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы и приемы: частично-поисковые, «ЗХУ», «Фишбоун», «Зигзаг».

Оборудование: таблица «ЗХУ», карточки с текстами, листы А3, стикеры, маркеры.

Ход урока

I Этап вызова

1.Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку.

- Без сомнения, я, ваши учителя, родители желают, чтобы вы росли умными, целеустремленными и уверенными.

Упражнение: подумать и закончить фразу: «Я уверен(а) в том, что …»( по желанию). Начнем с меня «Я уверена в том, что наш урок пройдет успешно». (самое удачное утверждение записывается на доску).

- Как вы думаете, какое по структуре это предложение? (СПП).

На предыдущем уроке впервые мы узнали, что видов придаточных много и наша задача - (ответы детей - научиться их разграничивать). Тема очень важная, так как является одной из сложных вопросов при сдаче ЕНТ.

- Это предложение является СПП с придаточным изъяснительным. (запись темы на доске).

2. Актуализация опорных знаний

Работа с первым столбиком таблицы «ЗХУ» (приложение №1)


знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Сложное союзное предложение, одним из средств связи являются подчинительные союзы

Как определить данный вид придаточного


- Что мы уже знаем об СПП с придаточным изъяснительным? Запишите самостоятельно.

- Что мы хотим узнать? (Как определить данный вид придаточного и отличать от других видов).

Третий столбик заполняется в конце урока на этапе рефлексии.

II. Этап осмысления.

1.Деление на группы. Распределение обязанностей внутри групп.

2.Раздача материала – тексты (приложение №2), листы А3 (приложение№3).

- Вы догадываетесь, что вам придется работать по какому методу? («фишбоун»)

3.Объяснение выполнения задания по методу «Фишбоун»:

Каждая группа получает текст. ( учитель читает его).

Задание: найти в данном тексте СПП с придаточным изъяснительным и доказать это, используя метод «фишбоун».

В верхней части (голова) вы располагаете проблему –« ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ….ПРЕЛОЖЕНИЕ СПП С ПРИДАТОЧНЫМ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМ?»

В верхней части (на костях) - факты (то, что вы знаете и узнаете из материала учебника параграф 12)

1)сложное

2)Союзное, средство связи подчинительный союз или союзное слово.

3)Одно предложение главное, второе – придаточное.

4)Придаточное отвечает на вопросы косвенных падежей.

5)Придаточное относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам речи, мысли, чувства.

6)уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов.

7)соединяются с изъясняемым словом при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза.

Вывод: согласно перечисленным фактам и аргументам данное предложение СПП с придаточным изъяснительным, поэтому стоит запятая между двумя простыми.

В нижней части (на нижних костях) – аргументы, конкретные доказательства по предложению.

3.Составление критериев оценивания

1.Умение работать с теоретическим материалом учебника (привести кратко сформулированные факты)

2. Применить знания на практике. Найти данное предложение.

3.Правильность и четкость аргументов.

4. Эстетичность оформления (аккуратно, разборчиво).

5.Грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).

6.Последовательность, логичность рассуждения и анализа.

7. Время выполнения.

4.Работа в группах по стратегии «Зигзаг».

5.Формативное оценивание (каждая команда отдает одну звезду в пользу работы какой –то группы и объясняет почему?

4.Этап закрепления.

«Верные и неверные утверждения» (учитель читает утверждения, а учащиеся отмечают себе на листах самопроверки – приложение №4)

1.СПП с придаточным изъяснительным – это сложное бессоюзное предложение.(нет)

2.Придаточное предложение в СПП с изъяснительным может находиться в позиции до главного. (нет)

3.Придаточное изъяснительное в СПП отвечает на падежные вопросы. (да)

4.Придаточное изъяснительное соединяется с изъяснительными словами при помощи сочинительных союзов. (нет).

5. Придаточные изъяснительные в СПП относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением мысли, чувства, речи.(да)

6.СПП с придаточным изъяснительным получило такое название, так как уточняет, дополняет и поясняет смысл изъясняемых слов в главном. (да)

7.Частица-союз ли не выступает в роли средств связи в СПП с придаточным изъяснительным. (нет).

8.В СПП с придаточным изъяснительным в главном предложении при изъясняемых словах могут быть указательные местоимения (да).

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

-

-

+

-

+

+

-

+

Самопроверка.

Разбаловка:

0 ошибок –«5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки –«3»,

более 2 – «2»

III. Рефлексия.

Cамостоятельное заполнение учащимися третьей колонки таблицы «ЗХУ» (по желанию кто-то читает для класса).

5. Домашнее задание: параграф 12 законспектировать в словарь-тетрадь, упр.265

Индивидуальное задание – упр. 267+ сочинение-эссе «Что значит быть счастливым человеком»

Оценки за урок

- Спасибо всем за урок!

Приложение №1


Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)





Приложение №2 (текст)


Счастье с честью

Много я слышал разных споров о счастье. Счастье – это богатство, деньги. Богатым всегда жилось легче, чем бедным. Но ведь настоящего счастья, верной дружбы за деньги не купишь. Если человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему немного не по себе. Совесть точит. А от совести никакими деньгами не откупишься.

Мы за счастье с честью!

Счастливым можно назвать того человека, который кует счастье не только для себя, а для всех. Кто любит людей, и кого они уважают и любят. Ведь счастье – это не только иметь, брать и получать. Разве ты не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу или подруге, как-то помочь им? Всем известно то, что счастье - это помощь другим людям и забота о них.







Приложение №3



Приложение №4 Лист самопроверки.

1

2

3

4

5

6

7

8














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

Автор: Турежанова Альбина Маратовна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189678

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Разработка урока по русскому языку на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными""
    ["seo_title"] => string(121) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi"
    ["file_id"] => string(6) "262281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449309653"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Методическая разработка Презентация по теме " Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_priezientatsiia_po_tiemie_slozhnopodchiniennyie_prie"
    ["file_id"] => string(6) "432338"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1507984624"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства