1.Организационный момент. Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке. 2.Мобилизация Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи 3.Целеполагание 4.Решение проблемы, открытие новых знаний. Цель: подвести обучающихся к определению основных способов толкования лексического значения слова. Физкультминутка 5.Контролирующее задание. Цель: проверить степень освоения нового материала 6.Домашнее задание 7.Рефлексия Цель: результат и самооценка деятельности | Приветствие Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать -Объясните написание слов и выписать лишние. Взаимопроверка Склонение, крохаль, горение, касаться, какапо, уравнение, стихотворение, палила, ибис, изложение, прилагательное, предложение, плавник, растение, скакун, промокашка, водоросль, орнитолог. -Знакомы ли вам эти слова? -В языке много слов, и некоторые из них мы можем не знать. Давайте определим вопрос урока. Определите для себя, что вы должны вспомнить и узнать на уроке, чему научиться. И зачем? Запишите в тетрадь. -Прочитайте. (2-3 человека) -Чтобы лучше усвоить тему, давайте оформим самую главную информацию в виде таблицы. -Итак, вернемся к незнакомым словам. Внимание на экран. -Как мне удалось объяснить лексическое значение данных слов? -Сделайте вывод. -Давайте запишем новую информацию о птицах. Объясните постановку знаков препинания. -Заполните таблицу. -Даша приготовила для вас сюрприз. -А как объяснить лексическое значение таких слов, как «аккуратность», «исполнительность»? 3 пары получают отдельное задание: вам необходимо подготовиться к игре «Что?Где?Когда?». Ваша роль-знаток лексики. Время ограничено. -Остальные находят в толковых словариках словарные статьи о «жаворонке» и «журавле». -Найдите неизвестные вам слова. Познакомьтесь с их значением. -Что, кроме лексического значения, можно еще узнать в толковом словаре. При ответе воспользуйтесь схемой развернутого устного ответа. -Обратите внимание, что обязательно указывается родовое понятие и описание его признаков. -Назовите создателей известных толковых словарей. -Максим подготовил презентацию о В.И. Дале, послушайте его и составьте план сообщения. -Дайте оценку. -Итак, что мы напишем в следующее окошко? -Рассмотрите пары и определите новые способы толкования лексического значения. Путь-дорога Битва – сражение Здание – дом День-ночь Пол-потолок Правда-ложь Пристроить-строить Полочка-полка Орнитолог- гр.ornis ( птица) + logos (учение) -С помощью однокоренных слов можно определить первоначальное лексическое значение фамилии каждого человека. Послушайте сообщение Димы. -Заполните таблицу -Подведем итог: прочитайте информацию по теме в учебнике, сделайте маркировку. -Давайте выполним групповую работу. Продолжите заполнение таблицы примерами. Подготовьтесь рассказать о способах толкования лексического значения слова. Минимум: упр. Творческое: составить тематический кроссворд, создать страницу для толкового словаря (объяснить всеми способами одно слово), узнать происхождение фамилий своей семьи. Повышенный уровень: сочинение (тема -слова Л.Н.Толстого) -Что повторил? -Чему научился? -Как работал? -Достиг ли цели? -Чему мог бы еще научиться? -Как исправить недочеты? | Формирование доброжелательного отношения к окружающим Формирование познавательного интереса Каждый обучающийся определяет для себя цель на уроке Формирование любви к природе Дана возможность для реализации творческих способностей обучающейся (пишет стихи), формируется потребность в самовыражении Формирование пары по родственным отношениям ( в целях взаимовыручки и согласованности действий), пары с различными интересами ( у одного обучающегося – футбол, у другого- язык) с целью взаимообогащения Формируется умение вести диалог, познавательный интерес В силу личностных интересов и способностей к созданию презентаций, выразительной речи обучающемуся дана возможность для самореализации и самовыражения, побывать в роли учителя Формирование способности к умственному восприятию и переработке информации Формирование умения строить монологическую речь, уважения к ценностям семьи, обучение поисковой деятельности Формирование готовности к самообразованию Формирование умения вести диалог Дана возможность индивидуального выбора домашнего задания Формирование самооценки, дана возможность для осмысления своей учебной деятельности дома | Приветствуют учителя и гостей. Объясняют орфограммы, выписывают следующие слова: крохаль, какапо, палила, ибис, орнитолог. Меняются тетрадками (взаимопроверка) -Нет. Обучающиеся определяют тему урока. Определяют и записывают цели. Вызванные ученики читают, остальные сравнивают и дополняют. Изучают внешний вид таблицы. Изучают сменную информацию на экране. - С помощью фотографий. -Один из способов толкования значения слова – рисунок или фотография. Записывают предложение и объясняют постановку знаков препинания. Крохаль, какапо, палила, ибис –редкие птицы. Заполняют таблицу (первое окошко). Даша Сидоркина показывает презентацию о своем коте, в которой отдельные слова заменены на фотографии и рисунки. (Тест –стихи собственного сочинения). -Фотография не поможет- нужен толковый словарь. У доски и на местах готовят в парах задание – составление словников. 1пара – работа с устаревшей лексикой (части лица и тела человека), 2пара – работа с журнальной статьей о футболе (поиск иностранных слов) 3пара – работа в Интернете ( поиск в социальных сетях неологизмов) Находят нужные словарные статьи и зачитывают информацию. -Написание и произношение слова, прямое и переносное значения, сферу употребления слова, примеры. Определяют родовое понятие и признаки. Называют. Слушают и составляют план сообщения Определяют, донес ли нужную информацию, качество речи… -Толкование через описание признаков. (Записывают). -Подбор синонимов, антонимов и однокоренных слов. Слушают Заполняют Читают и ставят маркировку: ! (знал), + (узнал), ?(не понял) Подбирают примеры, работая в группе. Готовятся рассказать основной материал по таблице. Выбирают задание по желанию и по способностям. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников | Коммуникативные: слушают учителя Регулятивные: учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, преобразованию практической задачи в познавательную Коммуникативные: осуществляют взаимоконтроль Познавательные: учатся объяснять языковые связи и отношения, проводить наблюдения Регулятивные: учатся планировать пути достижения цели Коммуникативные: формулировать собственное мнение Познавательные: учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классификацию Регулятивные: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, аргументировать, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, использовать речь для регуляции своей деятельности Познавательные: учатся проектно-исследовательской деятельности, проводить наблюдение под руководством учителя, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов Интернета, создавать модели и схемы для решения учебных задач, давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию, учатся основам поискового чтения, организовывать исследование с целью проверки гипотез Регулятивные: учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение контролировать время и управлять им Коммуникативные: учатся учитывать разные мнения, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимопомощь Познавательные: осуществлять расширенные поиск информации, работать с текстом, понимать переносный смысл выражений Регулятивные: учатся осуществлять познавательную рефлексию, адекватно оценивать свои возможности Коммуникативные: учатся использовать речь для регуляции своей деятельности, осуществлять коррекцию, оценку действий партнера | Работа с раздаточным материалом. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой) Предлагается на отдельном индивидуальном листе «слепая» таблица. На экране – последовательно появляются фотографии с редкими птицами и видовые названия. Презентация Работа с толковыми словариками (3 часть ). Схема развернутого устного ответа Презентация На доске и на листах- пары слов Родословное древо семьи Надеиных Работа с учебником У каждой группы свой материал для подбора примера к толкованию слова «буревестник»: Текст М.Горького «Буревестник» (подбор толкования через описание признаков и контекстного антонима; подбор синонима, однокоренных слов и фотографии). Схема для рефлексии |