kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы толкования лексического значения слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Способы толкования лексического значения слова"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы толкования лексического значения слова»

Тема

Способы толкования лексического значения слова



Цель темы

Сформировать навык толкования лексического значения слова с помощью толкового словаря, через подбор однокоренных слов, антонимов и синонимов; развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся; создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.



Основное содержание темы, термины и понятия

Определение основных способов толкования лексического значения слова, лексикология, этимология, антонимы, синонимы, однокоренные слова, правописание корней с чередованием, постановка тире между подлежащим и сказуемым, информация о В.И. Дале.




Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)


Научиться формулировать лексическое значение слова










Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные : объяснять языковые явления, процессы. Связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формы работы

Индивидуальная, групповая, работа в парах


Ресурсы

УМК С.И.Львовой, толковые словари, Интернет-ресурсы, презентации, раздаточный материал, схема развернутого ответа, схема рефлексии




Этапы урока

Деятельность учителя

Траектория личностных результатов

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Методические приемы и используемые ресурсы

1.Организационный момент.

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке.






2.Мобилизация

Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи






















3.Целеполагание




















4.Решение проблемы, открытие новых знаний.

Цель: подвести обучающихся к определению основных способов толкования лексического значения слова.






























































Физкультминутка






































































































5.Контролирующее задание.

Цель: проверить степень освоения нового материала


























6.Домашнее задание



















7.Рефлексия


Цель: результат и самооценка деятельности



Приветствие

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать



-Объясните написание слов и выписать лишние. Взаимопроверка

Склонение, крохаль, горение, касаться, какапо, уравнение, стихотворение, палила, ибис, изложение, прилагательное, предложение, плавник, растение, скакун, промокашка, водоросль, орнитолог.

-Знакомы ли вам эти слова?

-В языке много слов, и некоторые из них мы можем не знать. Давайте определим вопрос урока.




Определите для себя, что вы должны вспомнить и узнать на уроке, чему научиться. И зачем? Запишите в тетрадь.

-Прочитайте. (2-3 человека)













-Чтобы лучше усвоить тему, давайте оформим самую главную информацию в виде таблицы.

-Итак, вернемся к незнакомым словам. Внимание на экран.

-Как мне удалось объяснить лексическое значение данных слов?

-Сделайте вывод.





-Давайте запишем новую информацию о птицах. Объясните постановку знаков препинания.





-Заполните таблицу.




-Даша приготовила для вас сюрприз.












-А как объяснить лексическое значение таких слов, как «аккуратность», «исполнительность»?


3 пары получают отдельное задание: вам необходимо подготовиться к игре «Что?Где?Когда?». Ваша роль-знаток лексики. Время ограничено.
















-Остальные находят в толковых словариках словарные статьи о «жаворонке» и «журавле».

-Найдите неизвестные вам слова. Познакомьтесь с их значением.


-Что, кроме лексического значения, можно еще узнать в толковом словаре. При ответе воспользуйтесь схемой развернутого устного ответа.


-Обратите внимание, что обязательно указывается родовое понятие и описание его признаков.


-Назовите создателей известных толковых словарей.



-Максим подготовил презентацию о

В.И. Дале, послушайте его и составьте план сообщения.


-Дайте оценку.








-Итак, что мы напишем в следующее окошко?



-Рассмотрите пары и определите новые способы толкования лексического значения.


Путь-дорога

Битва – сражение

Здание – дом


День-ночь

Пол-потолок

Правда-ложь



Пристроить-строить

Полочка-полка

Орнитолог- гр.ornis ( птица) + logos (учение)

-С помощью однокоренных слов можно определить первоначальное лексическое значение фамилии каждого человека. Послушайте сообщение Димы.







-Заполните таблицу





-Подведем итог: прочитайте информацию по теме в учебнике, сделайте маркировку.



-Давайте выполним групповую работу. Продолжите заполнение таблицы примерами. Подготовьтесь рассказать о способах толкования лексического значения слова.





















Минимум: упр.

Творческое:

составить тематический кроссворд, создать страницу для толкового словаря (объяснить всеми способами одно слово), узнать происхождение фамилий своей семьи.

Повышенный уровень:

сочинение (тема -слова Л.Н.Толстого)



-Что повторил?

-Чему научился?

-Как работал?

-Достиг ли цели?

-Чему мог бы еще научиться?

-Как исправить недочеты?




Формирование доброжелательного отношения к окружающим








Формирование познавательного интереса

























Каждый обучающийся определяет для себя цель на уроке

















Формирование любви к природе































Дана возможность для реализации творческих способностей обучающейся (пишет стихи), формируется потребность в самовыражении











Формирование пары по родственным отношениям ( в целях взаимовыручки и согласованности действий), пары с различными интересами ( у одного обучающегося – футбол, у другого- язык) с целью взаимообогащения









Формируется умение вести диалог, познавательный интерес




























В силу личностных интересов и способностей к созданию презентаций, выразительной речи обучающемуся дана возможность для самореализации и самовыражения, побывать в роли учителя







Формирование способности к умственному восприятию и переработке информации























Формирование умения строить монологическую речь, уважения к ценностям семьи, обучение поисковой деятельности

Формирование готовности к самообразованию










Формирование умения вести диалог




























Дана возможность индивидуального выбора домашнего задания
















Формирование самооценки, дана возможность для осмысления своей учебной деятельности дома

Приветствуют учителя и гостей.










Объясняют орфограммы, выписывают следующие слова: крохаль, какапо, палила, ибис, орнитолог.

Меняются тетрадками (взаимопроверка)







-Нет.

Обучающиеся определяют тему урока.








Определяют и записывают цели.

Вызванные ученики читают, остальные сравнивают и дополняют.














Изучают внешний вид таблицы.





Изучают сменную информацию на экране.

- С помощью фотографий.


-Один из способов толкования значения слова – рисунок или фотография.



Записывают предложение и объясняют постановку знаков препинания.

Крохаль, какапо, палила, ибис –редкие птицы.


Заполняют таблицу (первое окошко).


Даша Сидоркина показывает презентацию о своем коте, в которой отдельные слова заменены на фотографии и рисунки. (Тест –стихи собственного сочинения).


-Фотография не поможет- нужен толковый словарь.




У доски и на местах готовят в парах задание – составление словников.

1пара – работа с устаревшей лексикой (части лица и тела человека),

2пара – работа с журнальной статьей о футболе (поиск иностранных слов)

3пара – работа в Интернете

( поиск в социальных сетях неологизмов)



Находят нужные словарные статьи и зачитывают информацию.









-Написание и произношение слова, прямое и переносное значения, сферу употребления слова, примеры.


Определяют родовое понятие и признаки.





Называют.





Слушают и составляют план сообщения





Определяют, донес ли нужную информацию, качество речи…





-Толкование через описание признаков. (Записывают).


-Подбор синонимов, антонимов и однокоренных слов.
























Слушают








Заполняют





Читают и ставят маркировку: ! (знал), + (узнал), ?(не понял)




Подбирают примеры, работая в группе. Готовятся рассказать основной материал по таблице.























Выбирают задание по желанию и по способностям.

















Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников















Коммуникативные:

слушают учителя










Регулятивные:

учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, преобразованию практической задачи в познавательную

Коммуникативные: осуществляют взаимоконтроль

Познавательные:

учатся объяснять языковые связи и отношения, проводить наблюдения


Регулятивные: учатся планировать пути достижения цели

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение

Познавательные:

учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классификацию


Регулятивные: учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Коммуникативные:

формировать собственное мнение и позицию, аргументировать, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества, использовать речь для регуляции своей деятельности

Познавательные:

учатся проектно-исследовательской деятельности, проводить наблюдение под руководством учителя, осуществлять расширенные поиск информации с использованием ресурсов Интернета, создавать модели и схемы для решения учебных задач, давать определение понятиям, обобщать понятия, осуществлять сравнение, классификацию, учатся основам поискового чтения, организовывать исследование с целью проверки гипотез
























































































































Регулятивные:

учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, умение контролировать время и управлять им

Коммуникативные:

учатся учитывать разные мнения, работать в группе, устанавливать рабочие отношения, осуществлять взаимопомощь

Познавательные:

осуществлять расширенные поиск информации, работать с текстом, понимать переносный смысл выражений





















Регулятивные:

учатся осуществлять познавательную рефлексию, адекватно оценивать свои возможности

Коммуникативные:

учатся использовать речь для регуляции своей деятельности, осуществлять коррекцию, оценку действий партнера














Работа с раздаточным

материалом.

























Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой)
















Предлагается на отдельном индивидуальном листе «слепая» таблица.

На экране – последовательно появляются фотографии с редкими птицами и видовые названия.





















Презентация










































Работа с толковыми словариками (3 часть ).









Схема развернутого устного ответа


















Презентация















На доске и на листах- пары слов
































Родословное древо семьи Надеиных











Работа с учебником






У каждой группы свой материал для подбора примера к толкованию слова «буревестник»:

Текст М.Горького «Буревестник» (подбор толкования через описание признаков и контекстного антонима; подбор синонима, однокоренных слов и фотографии).




















Схема для рефлексии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы толкования лексического значения слова

Автор: Сахарова Светлана Петровна

Дата: 20.05.2019

Номер свидетельства: 511511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок на тему "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "165713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422861872"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Лексическое значение слова 2 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "lieksichieskoieznachieniieslova2klass"
    ["file_id"] => string(6) "263291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449507875"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему: "Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова". "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova-priamoie-i-pierienosnoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "161432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422212839"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства