Лексическое значение слова. 2 класс. Современнный урок. УМК "Школа России"
Тема : «Что такое лексическое значение слова»
Дата: 24.09.2015г
Класс: 2
Предмет: русский язык
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения обьяснять значение слов.
Тип урока: урок новых знаний
Задачи урока: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные : научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карточки для самооценки, презентация
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
1. Организационный момент
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
Повторяем все за мной: слайд 1
Я сегодня молодец!
На уроке – удалец,
Спинку ровненько держу,
Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!
2. Психологический настрой.
– Ребята, когда мы здороваемся, что мы желаем друг другу?
- Давайте пожелаем друг другу сегодня на урок что-нибудь хорошее и доброе.
Поиграем в игру « Я желаю тебе сегодня….» слайд 2
- Я хочу вам пожелать:
Учитесь с улыбкой,
Шутите, учась!
Любая ошибка исчезнет,
Боясь веселой улыбки
и ваших радостных глаз.
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
-запишите дату.
-классная работа.
у каждого из вас на партах лежат карточки для самоконтроля. После каждого задания мы должны оценить себя. Если вы отлично справились с заданием нужно закрасить кружок в зеленый цвет, если у вас были небольшие недочеты, то нужно закрасить в желтый цвет, а если у вас затруднения - нужно закрасить в красный цвет.
II. Чистописание
- Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
- А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
Между прочим, каллиграфия - это искусство четкого и красивого письма. Калос с гречского языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).
- Напишите каллиграфический только те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.
1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный …. (класс)
(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
2. Многим нам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? (ванна)
3. Простудился я вчера, голова болит с утра, я закашлялся, охрип. У меня, наверно …. (грипп)
4. Шестой день недели… (суббота).
Полученная запись в тетрадях детей: сс, нн, пп, бб
-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка. Слайд 3
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Снег,деревья, пушистый, накрыл
- Составьте предложение из слов, запишите его.
Пушистый снег накрыл деревья.
– Найти знакомые орфограммы (пушистый-ШИ с буквой И; снег–парный согласный на конце слова; деревья-разделительный мягкий знак.
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
- Проверьте и оцените себя.
IV. Постановка учебной задачи
- Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его. Слайд 4
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.
Успехов вам! Мудрая сова.
-У каждого из вас лежит карточка. Слайд 5
В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово.
В
Х
А
Н
Д
О
Л
В
Е
А
Н
Д
О
Л
В
Х
К
Н
Д
О
А
Л
Х
А
Н
И
О
Л
В
Х
А
Н
Д
О
Л
В
Х
А
С
Д
О
Л
В
Х
А
Н
Д
К
Л
Л
Е
К
С
И
К
А
- Какое слово у вас получилось? (Лексика)
-Что означает это слово?
-Какая проблема возникла?
Какую вы перед собой поставите цель?
Я хочу узнать…… ( что такое лексика?)
- А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение.
- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
- Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки? (Что такое лексическое значение слова?)
- Мы поможем найти ответ на это вопрос? (да)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Игра «Отгадай слово»
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса) слайд 6
- Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова) слайд 7
- Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока) слайд 8
- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
-Какой же можно сделать вывод?
- Прочтите правило с.43 слайд 9
Групповая работа. Слайд 10
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
-Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Запишите их в два столбика. Подберите общее название для каждой группы.
(ромашка, карась, роза, ёрш,, щука,, окунь, астра, тюльпан)
Проверьте. Оцените себя слайд 11
Словарная работа. (Слайд 12)
Отгадайте анаграмму и узнайте слово с которым мы познакомимся.
РЗЕБАЕ (Берёза)
-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
(Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый»)
-Прочитайте толкование этого слова в учебнике на стр 42.
(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза
-Как ласково назвать берёзу? (берёзка) слайд 13
-Как называют сок берёзы? (берёзовый) слайд 14
-Лес из берёз? (березняк) слайд 15
-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик) слайд 16
-подчеркните во всех этих словах букву Е
-Проверка. Оцените себя слайд 17
Физминутка.
Мы покинем это класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись дружок,
Тигр делает прыжок.
А теперь еще один,
Ну, а прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонами
И присядем по местам.
VI.Первичное закрепление знаний и способов действий
- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 18)
Ложка-то, чем едят суп
Садовод-дядя, который водит детей в садик
Зима-время года, когда идёт снег
Перчатки-то, что делает еду острой
- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
- Объясните значения этих слов.
- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайд 19
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ),Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов
Работа в парах. Слайд 20
- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.
1.
2.
3.
4.
- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе.
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…
баловаться
Любящий трудиться, усердный- (какой?)…
ленивый
Вести себя безобразно-(что делать?)…
пожилой
Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…
трудолюбивый
Очень весёлый человек- (какой?)…
жизнерадостный
Проверьте. Оцените себя.
Игра «Опиши предмет» Самостоятельно. Слайд 21
- В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. (МЯЧ, КНИГА) Выберите любой и опишите его по плану
-Какой он формы?
- Из чего сделан?
-Для чего нужен?
- Проанализируйте свою работу.
Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова
VII. Рефлексия учебной деятельности. ( Слайд 23)
- Какова тема сегодняшнего урока?
-какова была цель нашего урока?
- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
- Что делать, если не знаешь слово?
Положите перед собой свои карточки для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
- Продолжите предложения:
Материал урока был….
Урок помог мне….
Для меня было сложным….
Урок показался мне….
VIII. Домашнее задание : стр 15 упр. 28-31 в раб. тетр.
Урок окончен. - Я вместе с Мудрой совой говорю вам : «Спасибо за урок !» слайд 24