kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект к уроку Словообразование имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема урока:       «Словообразование имён существительных»

Цели урока:  повторить изученный материал об имени существительного, объяснить

                      о словообразовании имён существительных;

                      развивать творческие способности,  самостоятельность при работе;  

                       воспитать   добрые  качества.                           

Тип урока:   изучение нового материала.  

Оборудование: учебник,слайд, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Организационный момент.

(Класс разделен на 2 группы) «Дарим улыбку» Ребята, встречаем день с улыбкой. Повернитесь друг другу,  улыбнитесь своему соседу, пожелайте успеха.

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы её усвоили.

Несклоняемые существительные. Упражнение 179.

Блиц-опрос.

1.Часть речи обозначающая название предмета?

2.Постоянные признаки?

3. Непостоянные признаки?

4.Склонение существительных?

5.Несклоняемые существительные?

Новая тема.

Мы с вами будем говорить о словообразовании имен существительных. Вы знайте, что существительные образуются морфологическим способом т.е. суффиксальный, приставочный, приставочно -  суффиксальный, словосложение,  аббревиацией, а сегодня изучаем  способ словообразование, т.е.образование новых слов в результате перехода из одной части в другую. Существительные  образованные от прилагательных. Например: трудолюбивый-трудолюбие,честный-честность,безводный-безводье и т.д.

Работа с учебником.

Устно выполняем упражнения. І группа выполняет упражнения 180.Образуйте от данных прилагательных имена существительные, соединяя их с подходящими по смыслу словами.

Учительская на втором этаже, дежурный в классе, шоколадное мороженое, зашли в чайный, нищий в городе, слепой сидит.

 ІІ группа выполняет упражнения 181.Сравните падежные окончания выделанных слов Сделайте выводы.

Письменно выполняем упражнения. І группа выполняем упражнение 184 Образуйте от данных слов при помощи суффиксов отглагольные существительные, обозначающие лица по их отношению к профессии.

-тель: учить-учитель,водить-водитель,предодавать-преподаватель,воспитать-   воспитатель,искать -искатель

-итель :спасти- спаситель,смотреть- смотритель.

-ник: работать- работник,помогать- помощник, шутить -шутник

-чик: летать- лётчик, подписать- подписчик,разведать- разведчик

-щик:забастовать-забастовщик,сортировать-сортировщик,зимовать-зимовщик

-ок: играть- игрок, стрелять- стрелок.ездить- ездок

 ІІ группа выполняем упражнение 185 Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные, обозначающие отвлечённые понятия.

-ость: важный –важность,смелый-       смелость, честный- честность, благодарный-      благодарный -благодарность

-ств(о):знакомый-знакомство, богатый-богатство, родной- родство, брат-братство

-изм: гуманный- гуманизм, реальный- реализм, патриот- патриотизм

-от(а): чистый- чистота, красный- красота, тёмный- темнота.

-ени(е): усвоить- усвоение, осмыслить- осмысление, решить- решение,петь- пение.

Групповая работа.

 У вас на столе лежит карточка, там  написаны имена прилагательные. Из этих прилагательных вы должны образовывать  существительные, непростые  существительные,  а образовались такие  слова,  что из этих слов вырос красивый цветок.

   1 карточка

Трудолюбивый, честный, уважаемый, милосердный, любимый, внимательный.

2 карточка

Вежливый, добрый, скромный, смелый, благородный, верный.

                                                                         Трудолюбие, честность, уважение, милосердие, любовь,                       

дорота

                                                                             Вежливость, доброта, скромность, смелость,                                                                                                                                         

Имя  сущ.

верность

любовь

смелость

вежливость

честность

Я хочу, чтобы эти качества  расцветали и  в душе каждого из вас.

Выполнение задания. Упражнение 186.Образуйте антонимы от данных существительных  с помощью приставок  не-, без-, анти-,

Грамотность - безграмотность, деятельность-бездеятельность, уважение- неуважение, благодарность- неблагодарность, циклон- антициклон,

Итоги урока. Собрать и посчитать жетоны,  объявить  результаты.

Домашнее  задание: І группе :упражнение 187

                                   ІІ  группе :упражнение 188     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку Словообразование имен существительных »

Тема урока: «Словообразование имён существительных»

Цели урока: повторить изученный материал об имени существительного, объяснить

о словообразовании имён существительных;

развивать творческие способности, самостоятельность при работе;

воспитать добрые качества.



Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник ,слайд, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока.

Организационный момент.

(Класс разделен на 2 группы) «Дарим улыбку» Ребята, встречаем день с улыбкой. Повернитесь друг другу, улыбнитесь своему соседу, пожелайте успеха.

Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали на прошлом уроке? Давайте проверим, как вы её усвоили.

Несклоняемые существительные. Упражнение 179.

Блиц-опрос.

1.Часть речи обозначающая название предмета?

2.Постоянные признаки?

3. Непостоянные признаки?

4.Склонение существительных?

5.Несклоняемые существительные?

Новая тема.

Мы с вами будем говорить о словообразовании имен существительных. Вы знайте, что существительные образуются морфологическим способом т.е. суффиксальный, приставочный, приставочно - суффиксальный, словосложение, аббревиацией, а сегодня изучаем способ словообразование , т.е.образование новых слов в результате перехода из одной части в другую. Существительные образованные от прилагательных. Например: трудолюбивый-трудолюбие,честный-честность,безводный-безводье и т.д.

Работа с учебником.

Устно выполняем упражнения. І группа выполняет упражнения 180.Образуйте от данных прилагательных имена существительные, соединяя их с подходящими по смыслу словами.

Учительская на втором этаже, дежурный в классе, шоколадное мороженое, зашли в чайный, нищий в городе, слепой сидит.

ІІ группа выполняет упражнения 181.Сравните падежные окончания выделанных слов Сделайте выводы.

Письменно выполняем упражнения. І группа выполняем упражнение 184 Образуйте от данных слов при помощи суффиксов отглагольные существительные, обозначающие лица по их отношению к профессии.

-тель: учить-учитель,водить-водитель,предодавать-преподаватель,воспитать- воспитатель ,искать -искатель

-итель :спасти- спаситель ,смотреть- смотритель.

-ник: работать- работник ,помогать- помощник, шутить -шутник

-чик: летать- лётчик, подписать- подписчик ,разведать- разведчик

-щик:забастовать-забастовщик,сортировать-сортировщик,зимовать-зимовщик

-ок: играть- игрок, стрелять- стрелок .ездить- ездок

ІІ группа выполняем упражнение 185 Образуйте от данных слов с помощью суффиксов существительные, обозначающие отвлечённые понятия.

-ость: важный –важность ,смелый- смелость, честный- честность, благодарный- благодарный -благодарность

-ств(о):знакомый-знакомство, богатый-богатство, родной- родство, брат-братство

-изм: гуманный- гуманизм, реальный- реализм, патриот- патриотизм

-от(а): чистый- чистота, красный- красота, тёмный- темнота.

-ени(е): усвоить- усвоение, осмыслить- осмысление, решить- решение ,петь- пение.



Групповая работа.

У вас на столе лежит карточка, там написаны имена прилагательные. Из этих прилагательных вы должны образовывать существительные, непростые существительные, а образовались такие слова, что из этих слов вырос красивый цветок.

1 карточка

Трудолюбивый, честный, уважаемый, милосердный, любимый, внимательный.

2 карточка

Вежливый, добрый, скромный, смелый, благородный, верный.



Трудолюбие, честность, уважение, милосердие, любовь,

Вежливость, доброта, скромность, смелость,

дорота

смелость



верность



вежливость

Имя сущ.



любовь

честность









Я хочу, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из вас.

Выполнение задания. Упражнение 186.Образуйте антонимы от данных существительных с помощью приставок не-, без-, анти-,



Грамотность - безграмотность, деятельность-бездеятельность, уважение- неуважение, благодарность- неблагодарность, циклон- антициклон,

Итоги урока. Собрать и посчитать жетоны, объявить результаты.

Домашнее задание: І группе :упражнение 187

ІІ группе :упражнение 188


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект к уроку Словообразование имен существительных

Автор: Матюсупова Даулетбике Матризаевна

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194807

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Словообразование имен существительных"
    ["seo_title"] => string(42) "slovoobrazovanie_imen_sushchestvitelnykh_1"
    ["file_id"] => string(6) "637153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695562978"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку на тему "Словообразование имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-slovoobrazovaniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427778263"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_ighra_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "358584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479061731"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh-po-padiezham"
    ["file_id"] => string(6) "139842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417801075"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства