kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе УМК Разумовская М.М. (урок соответствует ФГОС).

Тема: Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Цель: создавать условия для изучения правила, формирования умения различать суффиксы прилагательных;

   воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус;

  обогащать словарный запас уч-ся, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать творческие способности уч-ся, навыки групповой работы;

  способствовать развитию способностей и умений самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

 УУД.  Предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, осуществляют правильный выбор написания Н и НН в именах прилагательных, определяют способ словообразования.

Метапредметные:

личностныеустанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;

познавательные –самостоятельно формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выбирают наиболее эффективный способ решения задач;

регулятивные – целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать  и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Форма урока: урок-поиск.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник русского языка под редакцией  М.Разумовской, карточки для индивидуальной работы.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. »

Тема: Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Цель: создавать условия для изучения правила, формирования умения различать суффиксы прилагательных;

воспитывать чувство уважения и любви к Родине, природе, чувство прекрасного, совершенствовать читательский вкус;

обогащать словарный запас уч-ся, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать творческие способности уч-ся, навыки групповой работы;

способствовать развитию способностей и умений самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.

УУД. Предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, осуществляют правильный выбор написания Н и НН в именах прилагательных, определяют способ словообразования.

Метапредметные:

личностныеустанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания»;

познавательные –самостоятельно формулируют познавательную цель, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, выбирают наиболее эффективный способ решения задач;

регулятивные – целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Форма урока: урок-поиск.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник русского языка под редакцией М.Разумовской, карточки для индивидуальной работы.

Методы и приемы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.






Ход урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия










Мотивация к учебной деятельности.





























Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме).



Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.





























Постановка цели деятельности (открытие детьми нового знания).


















Поиск решения учебной проблемы.










Решение проблемы «Открытие нового знания».






Воспроизведение нового знания.



Организация деятельности по применению новых знаний. Первичное закрепление.



















































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
















Включение в систему знаний и повторение.



















Рефлексия деятельности.











Комментирование оценок учителем.





Домашнее задание.


личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция.


личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные: целеполагание.

коммуникативные: определение целей, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи.






















Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний.











Постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока.

Познавательные: применение методов информационного поиска.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия).


































Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с таблицей).















































Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция.

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи.

Регулятивные: оценка результатов работы.

Коммуникативные: управление поведением партнера.








Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов.

Логические: выведение следствий.

Коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и четко выражать свои мысли.










Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний.

Коммуникативные:

Умение слушать, принятие решения и его реализация.









Коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Логические: анализ истинности утверждений.

Регулятивные: оценка результатов работы.

Включение детей в деятельность.

- Здравствуйте, ребята, гости! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику –удача, учителю –радость!» (слайд 1)

Открыли тетради, записали число.(слайд 2)





- Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может достаточно того, что мы умеем правильно говорить? (чтение стихотворения «Кабутта».

У Оли в тетрадке

Опять неполадки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу –написано

Слово «кабутто»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая –в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:

-Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

-ведь это «как будто»,

Но только с ошибкой.-

Так вот что такое

Кабудтта, Кабутта,

Ведь это ростое

«Как будто», «как будто».

Н.Слепакова.

- Почему Олю не поняли? Важно ли быть грамотным? А что для этого необходимо делать?

Сегодня мы с вами продолжаем учиться быть грамотными.

- Какую часть речи мы изучаем?

Прием «Закончи фразу»

1). Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает …. И отвечает на вопросы …

2) В предложении имена прилагательные бывают …

3) Имена прилагательные образуются …

4) Сложные прилагательные пишутся …

(слайд 3)

1. трех(этажный), осе…ий, серо(глазый);

2. юго(западный), серебря..ый, темно(зеленый);

3. русско(немецкий), древне(русский), утре..ий;

4. …., …., ….. .


- Прочитайте ряды слов. Внимательно их рассмотрите и сформулируйте задание.




(слайд 4)

- Какое слово можно исключить из первого ряда, почему?




- Какое слово лишнее во втором ряду?





- Что можете сказать о третьем ряде слов?




- Прочитайте слова, которые вы записали в четвертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся?

- В какой части прилагательных пропущены орфограммы?

- А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (слайд4)

- Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, какова тема нашего урока? (слайд 5)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему, используйте для этого опорные слова.

1. Познакомиться с правилом ……..


2. Учиться ……




- Посмотрите еще раз на слова. Какие будут предположения о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма?

От какой части речи образованы прилагательные?



- С помощью каких суффиксов? Что вы заметили? Есть какие-нибудь общие признаки для позиции Н и НН?

- Обратимся к учебнику стр. 91,92,94. Прочитайте и составьте в тетради опорную схему написания Н и НН. Сформулируйте полностью правило о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных.

- Обобщим все прочитанное и ранее сказанное.

(слайд 6)


(слайд 7)

- Поработаем устно. «Четвертый лишний». Вставьте пропущенные буквы, найдите лишнее слово, обоснуйте свой ответ.

- От какого слова образовано лебединый? Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся к толковому словарю.

- К какому роду относится это слово? (м.р.- чудесный лебедь)

- А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде:

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь –поверх текучих вод

Лебедь белая плывет…

- Из какого произведения отрывок, кто автор? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»


(слайд 8)

- Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так и на краткие формы.

- Сделайте морфемный разбор данных слов. ( в прилагательном румяный пишется Н, т.к. есть прилагательные, в которых нет суффиксов, но есть похожее сочетание букв. румяный, свиной).

- Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных:

Длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно;

Румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно.

- Обратите внимание на написание кратких форм женского рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме). (слайд 9)

- Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ -1 вариант, антонимы – 2 вариант.

(слайд 10)

- Составьте словосочетания «прилагательное + существительное»:

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.


Физкультминутка.




(слайд 12)

- Расставьте недостающие знаки препинания, составьте схему предложения. Свой ответ обоснуйте.


Свет луны серебря…ый и дли…ый

Плачут вербы шепчут тополя

Но никто под окрик журавли..ый

Не разлюбит отчие поля.

С. Есенин.

- К какому стилю речи относится текст? Докажите.



- Какова основная мысль этого предложения?

- Объясните лексическое значение слова «отчие».

- Объясните орфограмму в словах с пропущенными буквами. (слайд 13)

Буквенный диктант.

- Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду читать вам слова на изученную орфограмму, но записывать их не нужно, под каждой цифрой вы напишите Н или НН, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, костяной, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

- Проверь себя. (слайд 14).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

нн н н нн нн н н нн н нн

- Поставьте себе оценку:

«5» -нет ошибок;

«4» -одна ошибка;

«3» - две-три ошибки;

«2» - больше трех.

- С какой орфограммой вы сегодня познакомились?

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

- Сколько Н вы будете писать в краткой форме?


- Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

Красная – сосредоточен, внимателен, активен.

Зеленая –не хватает внимательности, усидчивости, недостаточно активен.

Желтая – следует быть внимательнее, организованнее, активнее.


-Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

1) подготовить раздаточный материал по изученному виду орфограмм;

2) упражнение 232.

- Спасибо за урок!


Включение в работу, самоопределение.
































Делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.



Устная работа.











Учащиеся работают в парах, после чего сверяют с эталоном.

Из каждого ряда необходимо исключить лишнее слово. Исключенные слова записать в четвертый ряд. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

-осенний. Два других пишутся слитно, это сложные прилагательные (три этажа, серые глаза).

-серебряный. Два других сложные, пишутся через дефис (юго-запад, оттенок цвета).

-утренний. Другие слова сложные (русский и немецкий, древняя русь).


Это имена прилагательные.

В суффиксах.



Мы не знаем, когда в прилагательных пишутся Н или НН. (осознание противоречия)

-Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных.

..написания букв Н и НН в именах прилагательных;

..учиться правильно писать суффиксы прилагательных с буквой Н.


Дети выдвигают предположения.

В суффиксе.


От существительных:

-осень

-серебро

-утро.


?


Самостоятельная работа в парах. Формулируют правила.







Делают выводы. (начало формирования умений).


Комментируют.

Индивидуальная работа с толковым словарем (1 уч-ся), лексическое значение слова лебедь – род птиц семейства утиных, длина до 180 см., масса до 13 кг., 6 видов. Обитают преимущественно по берегам пресноводных водоемов. Охота на лебедей запрещена. Охраняются, т.к. численность сокращается.




Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных.















Розовощекий, краснощекий.

Бледнолиций, бледный.

Самостоятельная работа по вариантам. (индивидуальная работа по карточкам – слабые уч-ся).

Самоконтроль.

(слайд 11)




[ ], [ ], [ ], но [ ].

Текст художественного стиля, т.к. можно представить зрительно картину природы, автор использует ср-ва выразительности (олицетворения – плачут вербы, шепчут тополя; эпитеты – отчие, серебряный).

Любовь к Родине.



Родной.








































Восстановление учебной мотивации.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Автор: Безъязыкова Наталья Владимировна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133732

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "План-конспект урока «Правописание букв н-нн в именах прилагательных, образованных от существительных»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_pravopisanie_bukv_n_nn_v_imenakh_prilagatelnykh_obrazovannyk"
    ["file_id"] => string(6) "554955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1595412745"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Открытый урок русского языка в 6-м классе "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Повторение." "
    ["seo_title"] => string(144) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-v-6-m-klassie-bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imien-sushchiestvitiel-nykh-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423394822"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(94) "bukvy-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-obrazovannykh-ot-imion-sushchiestvitiel-nykh-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262702"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449404212"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок русского языка 4 класс по  теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными" "
    ["seo_title"] => string(111) "urok-russkogho-iazyka-4-klass-po-tiemie-soghlasovaniie-imien-prilaghatiel-nykh-s-imienami-sushchiestvitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "103737"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402615425"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок "Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-odna-i-dvie-bukvy-n-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "107147"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403175073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства