Просмотр содержимого документа
«Способы образования неологизмов»
Конспект урока по русскому языку как иностранному
Тема урока: «Способы образования неологизмов»
Цели урока:
Метапредметные: формировать умение анализировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: формировать умение определять значение современных неологизмов, характеризовать неологизмы.
Этап актуализации знаний.
Студенты вспоминают, способы образования слов в русском языке на примере словообразовательной цепочки дом- домовой – придомовой, домострой.
На примере отрывка из текста «В Германии не верящих в смертельную опасность подростков, собирающихся на «корона-пати», патруль забирает и отвозит в больницы в качестве волонтеров. Увидев своими глазами то, что там происходит, немецкие тинейджеры очень быстро меняют свои убеждения и поведение». (mk.ru: Московский комсомолец. «Найдена причина отрицания коронавируса: «СOVID-диссиденты заражаются первыми», 21.06.2020, Ж. Голубицкая) вспоминают, что такое неологизмы.
Этап изучения нового материала.
Учитель озвучивает тему урока, ставит цель занятия, студенты формулируют задачи, которые необходимо решить.
Пополнение русского языка новыми словами, образованными из собственных ресурсов, то есть словообразовательными неологизмами, происходит на рубеже XX—XXI веков не менее активно, чем иноязычное заимствование. Такие неологизмы создаются прежде всего с помощью основных способов морфологического словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный и тд.). Словообразовательные неологизмы возникают на базе недавно образованных слов или новых заимствований (омоновец, имиджевый). К числу характерных особенностей словообразования в русском языке новейшего периода, помимо его лавинообразного характера, относится высокая скорость появления целых словообразовательных гнёзд морфологических неологизмов: приватизация — приватизировать, приватизатор, приватизаторский; компьютер — компьютеризация, компьютеризировать, компьютерщик. Значительная часть морфологических неологизмов образуется как единицы разговорной речи, компьютерного и молодёжного жаргонов.
Выполняя упражнение, учащиеся знакомятся со способами образования неологизмов:
ЕГЭ – сложение начальных букв
мультимедийный – суффиксальный
онлайновый - суффиксальный
сноубордист - суффиксальный
МЧС – сложение начальных звуков
эмчеэсовец – смешанный способ
проправительственный - приставочный
СМС-голосование – смешанный способ
посткоммунистический – приставочный
турсайт – сложение основ без соединительных гласных
доперестроечный - приставочный
юнармеец - сложение основ без соединительных гласных
рекламодатель - суффиксальный
ОГЭ - сложение начальных букв
форумчанин - суффиксальный
админ (администратор) - бессуффиксальный
антикафе - приставочный
онлайн-олимпиада – сложение целых слов
тин (тинейджер) - бессуффиксальный
восьмизальник - суффиксальный
На примере упражнения отрабатывают полученное знание:
Прочитайте новые слова, которые широко используются в современном молодёжном интернет-общении, и объясните их значения. В случае затруднения используйте размещённые в Интернете словари молодёжного и компьютерного жаргонов. Проведите письменный словообразовательный анализ каждого слова и определите способ его образования.
Гуглить
Твиттить
Чатиться
Постить
Перепостить
Запостить
Банить
Лайкать
Коммент
Запаролить
Личка
3. Этап отработки нового материала.
Учащиеся выполняют следующие упражнения:
1.Прочитайте словосочетания. Найдите в них неологизмы, объясните их значения и способ образования.
Найти с помощью поисковика; использовать планшетник; побывать на встрече с неформалами; сконструировать новый беспилотник; написать по электронке; разогреть в микроволновке. Запишите словообразовательные пары (слово + исходное словосочетание), выделяя словообразовательные суффиксы.
2.Прочитайте аббревиатуры. Знаете ли вы их значения и правила произношения? Проанализируйте значения аббревиатур и определите способ их образования. Выпишите сначала те из них, которые были образованы из русских многословных названий способом аббревиации, а затем — аббревиатуры, образованные на основе перевода иноязычных составных названий. Пользуйтесь справочными материалами к упражнению, толковыми словарями и словарями новых иностранных слов. 3) Устно разграничьте аббревиатуры на две группы в зависимости от правил их произношения (по звукам или по буквам).
ПК, РИА, КИМ, ФГОС, РЖД, ТРЦ, ИТ, ГИА, ВИЧ, жж.
Справочные материалы: Российские железные дороги; информационные технологии (information technology, IT); персональный компьютер (personal computer, PC); федеральный государственный образовательный стандарт; контрольные измерительные материалы; торгово-развлекательный центр; Живой Журнал (LiveJournal, LJ); государственная итоговая аттестация; Российское информационное агентство; вирус иммунодефицита человека (human immunodeficiency virus, HIV).
Этап рефлексии.
Д/з.
Найдите в текстах неологизмы, определите способы их образования.
1. - Никакого COVID-19 не существует! - говорит жене за ужином работник сферы обслуживания Алексей. – Каждый год какие-то вирусы гуляют, а в этот раз устроили истерику мирового масштаба! Это китайцы решили подорвать мировую экономику!
- Нет, это все мировое правительство, – возражает ему супруга. - Масонский заговор. Все делается для того, чтобы провести поголовную чипизацию - вживить нам в голову чип и контролировать каждый шаг.
Пока пара судачит друг с другом, они еще не ковид-диссиденты, а мракобесы кухонного масштаба. Но если вдруг супруги задумают навязывать свою точку зрения другим посредством Сети, и тем более подбивать их саботировать карантин, они перестанут быть обычными недалекими сплетниками. (mk.ru: Московский комсомолец. «Найдена причина отрицания коронавируса: «СOVID-диссиденты заражаются первыми», 21.06.2020, Ж. Голубицкая)
2.«Ковид» стал употребляться часто и появилась необходимость в прилагательном — «ковидный госпиталь/пациент». Одним из первых в прямых эфирах его стал употреблять мэр Москвы Сергей Собянин.
— Установить, кто автор того или иного слова, практически невозможно. Куда важнее фигура не создателя, а популяризатора. Они в истории сохраняются чаще. Если Собянин произнес с экранов «ковидный», то он как бы легализовал это слово. Хотя придумал, наверняка, не он. Это прилагательное могло появиться в головах многих, — поясняет лингвист. (kp.ru: Комсомольская правда. Мурманск. «Словарь эпохи коронавируса: «Ковидиоты на самоизоляции зачали корониалов, зумились и оформили ковидиворс», 22.05.2020, А. Абрамов)
3.Противники Трампа призвали регистрироваться на митинг в Оклахоме, но лишь для того, чтобы зарезервировать бесплатные билеты и не приходить на само мероприятие. К призыву неожиданно массово присоединились любители кей-попа, пишет The New York Times. Они бронировали места под фейковыми почтовыми адресами и номерами мобильных телефонов, публикуя об этом вирусные тиктоки. Через сутки-двое пользователи удаляли или скрывали свои видео, чтобы организаторы митинга не узнали о готовящемся пранке.
Одним из инициаторов кампании оказалась «тикток-бабушка», 51-летняя жительница Айовы Мэри Джо Лопп, которую возмутило, что митинг Трампа в Оклахоме был назначен на 19 июня, когда в стране отмечается День отмены рабства (в итоге митинг все-таки перенесли на день позже). Она записала тикток с инструкцией для подростков, как обмануть организаторов. Ее видео собрало более 700 тысяч лайков. По ее словам, дополнительным бонусом к провалу митинга в Талсе стало то, что предвыборный штаб Трампа собрал огромную базу фейковых персональных данных, которую он нигде не сможет использовать. (meduza.io. «Трамп провел предвыборный митинг на полупустом стадионе. Похоже, во всем виноват не коронавирус, а тиктокеры», 21.06.2020)