Цели:
• познакомить учащихся со способами подчинительной связи в словосочетании;
• научить определять способы связи слов в словосочетании;
• развить речь учащихся, активизировать мыслительную и познавательную деятельность, способность критически и логически мыслить;
• привить интерес к изучению русского языка, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Здравствуйте, ребята! Я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх (хорошо) или опуская большой палец вниз (плохо). Положительный ответ вы сопровождаете восклицанием:"Во!"
- Какие у вас друзья?
- А школа?
- А учителя?
- Класс?
- Как ваши дела?
- Как настроение?
- Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз:"Знания зовут, а дела не ждут!"
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой. Давайте разделим класс на две команды и проведём урок-соревнование. За каждый правильный ответ вы будете получать по смайлику.
Повторение пройденного.
- Ребята, мы начали изучать раздел грамматики, который называется Синтаксис.
- Что изучает синтаксис?
1. Ролевая игра. Составление кластера.
( Выходит "Словосочетание")
- Ребята, что вы знаете обо мне? Давайте проверим ваши знания и составим кластер.
Словосочетание
С
2.Слуховой диктант.
Читаю выражения. Если это словосочетания, поднимаете руки.
Жаркое лето, говорить с соседом, мама и папа, светит ярко, светит солнце, первый класс, яблоко и груша, за лесом, моя книга, бежать быстро, прилетели птицы, тяжёлый камень.
Изучение новой темы.
1. Работа по опорной схеме.
Способы связи слов в словосочетании
Согласование
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Сущ.+прил.
мест.
числ.
Листья жёлтые
Примыкание
Зависимое слово вообще не изменяется, связывается с главным только по смыслу.
Глагол+наречие
дееприч.
Крикнул громко
Управление
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Глагол+сущ.
Идти в школу
Думать о маме
- Рассмотрите схему.
В словосочетании слова связываются тремя главными способами подчинительной связи:
а) согласование;
б) управление;
в) примыкание.
2. Самостоятельное знакомство с правилом (с.123-124).
- Ребята, откройте учебники на с.123 и внимательно прочитайте правило.
3. Заполнение семантической карты.
(Самостоятельная формулировка правила.)
- У вас на партах есть семантические карты.
- Ребята, ваша задача - заполнить эту карту и сформулировать правило о типах связи в словосочетании.
Тип связи
Грамматическое
значение
Главное слово (чем выражено?)
Зависимое слово (чем выражено?)
Примеры
4. Работа с таблицей.
Заполните таблицу.
Словосочетания
Строение
Грамматическое значение
Тип связи
Любимая книга
Прил.+ сущ.
Предмет и его признак
Согласование
Выбираем решения
Глагол + сущ.
Действие и предмет
Управление
Заполнять аккуратно
Глагол + наречие
Действие и его признак
Примыкание
Закрепление.
1.Работа по карточкам. ( Индивидуальная работа.)
Каждому ученику раздаются карточки с заданием по новой теме.
2. Опережающее задание.
Сообщение ученика на тему "Белый медведь".
3. Знакомство с текстом " "Хозяин" Арктики" (с.124-125).
а) Чтение текста "цепочкой".
б) Словарная работа:
бескормица - азыктың жоктығы
прогнозирование - ауа райын болжау
суровая - катал
берлога - апан
спячка - ұзак ұйкы
в) Беседа по содержанию текста.
Почему белого медведя называют "хозяином" Арктики?
Почему белого медведя называют "морским"?
Что позволяет медведю не замёрзнуть?
Где самка белого медведя устраивает берлогу?
Почему белый медведь во время охоты прикрывает морду лапой?
Что делает медведь в случае бескормицы?
4. Игра "Кто быстрее?"
- Сгруппируйте словосочетания по способам связи.
Белый медведь, жизнь медведя, приспособлено к жизни, жизнь в воде, обтекаемое туловище, широкие лапы, подкожный жир. прекрасно плавать, хорошо видеть. связано с морем. устраивать берлоги. греть медведя, легко ходить.
Управление
Согласование
Примыкание
5. Занимательная минутка "Ты - мне, я - тебе".
Команды обмениваются заданиями, загадками, шуточными вопросами или логическими задачами, которые приготовили заранее.
Например:
- Какое государство можно носить на голове? (Панама.)