Теоретический минимум по теме«Способы подчинительной связи»
Можно ли заблудиться в лесу, состоящем из трёх деревьев? Оказывается, можно, если деревья эти «согласование», «управление», «примыкание». Так называют типы подчинительной связи в словосочетании.
Словосочетание. На что походит? Ага, на бракосочетание. Мужчина и женщина вступают в брак, разные люди. Вот и в словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли. Разными и самостоятельными. Одно — «центр», ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — «смысл», ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «центра» к «смыслу» и задаётся вопрос. В грамматике их называют «главное и зависимое» слова.
Почему «дождь и снег» не словосочетание? Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»). Какое уж тут бракосочетание?
Почему «под дождём» не словосочетание? «Под» — служебная часть речи, а в «брак» у нас вступают только самостоятельные.
Почему же «дождь идёт» не словосочетание? Здесь иной принцип. Дождь идёт содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!
Разобрались, что называть словосочетанием, перейдём к тому, какие типы «браков», отношений у нас существует. Три типа.
Согласование.
Равноправный брак. Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается. Понаблюдайте: «дождливый день». Центр — это день. Смысл в том, что он дождливый. Вопрос: день (какой?) дождливый. Центр хочет поменять форму на родительный падеж множественного числа: (нет) дней. Смысл послушно идёт за ним: дождливых. Но вдруг Смыслу захотелось формы предложного падежа единственного числа: о дождливом. Куда деваться Центру? — Дне. Смысл здесь: прилагательное, причастие, местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, порядковые числительные.
2. Управление.
Патриархальный брак. Центр управляет Смыслом. Он говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Смысл послушно становится в требуемую форму и молчит. Наблюдаем: «гулял под дождём». Центр волен меняться, он, видишь ли, свободен: гуляю, гуляли, будем гулять. Смысл податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально: под дождём. И всё тебе, и никаких…Смысл здесь: существительные с предлогами и без, местоимения.
3. Примыкание.
Брак по расчёту. Центр может быть свободен, может быть и не свободен, здесь главное, что Смысл с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет. Наблюдаем: «гулял долго». Центр: гулял. Такой же как и в управлении. Смысл: долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.
Смысл здесь неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие и другие слова, которые в языке не имеют форм.
Как же выполнить задание В2? Вам придётся переделать из одного типа связи в другой. Что мы оставим без изменений? Правильно, Центр, потому что он — основа словосочетания. Менять будем Смысл.
Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое). Как переделать в управление? Оставляем Центр, меняем Смысл. Вместо прилагательного ставим существительное: свитер дяди.
Усердно пишет — примыкание (так как смысл не имеет форм). Чтобы переделать в управление, снова меняем зависимое слово, только теперь на существительное: пишет с усердием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ГИА по русскому языку.Задание В 2. »
9 класс
Занятие №
Учитель русского языка и литературы
МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска»
Чоповская Марина Алексеевна
Подготовка к ГИА.
Повторим изученное.
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»
(35) Потом Лека потел, краснел и огромными буквами выводил дедов ответ на обрывке газеты, который вырывал из своей тетради.
1) вёл 2) старательно писал 3) уводил 4) освобождал
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно»
(3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
1) бесцеремонно 2) беспрепятственно 3) непринуждённо 4) не скрывая
A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тетки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи.
2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос.
3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.
A3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?
1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.
3) Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают...
A4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» 3 глухих согласных звука.
2) В слове «БЕЛАЯ» звуков больше, чем букв.
3) В слове «ВОЗЬМУТ» мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове «СТРУЮ» все согласные звуки твёрдые.
A4. Укажите ошибочное суждение.
1)В слове СТОРОЖ при произношении происходит оглушение согласного на конце слова.
2) В слове ДЕЛАЕШЬ букв больше, чем звуков.
3) В слове ЗДРАВСТВУЙТЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
4) В слове КАТАЛИСЬ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
A5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) клонило
2) пробивает
3) увела
4) картинках
A5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.
1) шофёр
2) внимательно
3) незнакомый
4) неделю
A6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) на приступку
2) привет
3) примерно
4) привезла
A6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?
1) здесь 2) испугался 3) разговаривали 4) посмотрела
A7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) действующей
2) длинную
3) стеклянно
4) заканчивал
A7. Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе подчиняется правилу: «В суффиксах отымённых прилагательных –АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна Н».
1) случайно 2) ледяную 3) холодную 4) театральный
B1. Замените разговорное слово «больно» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(6) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
B1. Замените разговорное слово ПАРНЯ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
Задание В2.
Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Типы подчинительной связи в словосочетании:
согласование,
управление,
примыкание.
В словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли.
Одно — «центр», ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — «смысл», ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «центра» к «смыслу» и задаётся вопрос. В грамматике их называют «главное и зависимое» слова.
Почему « дождь и снег » не словосочетание?
Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»).
Почему « под дождём » не словосочетание?
«Под» — служебная часть речи.
Почему же « дождь идёт » не словосочетание?
Дождь идёт содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!
1. Согласование - «равноправный брак».
Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается.
Понаблюдайте: «дождливый день».
Род.пад. – нет (чего?) ДНЯ (какого?) ДОЖДЛИВОГО
Предл. пад. - О ДОЖДЛИВОМ ДНЕ
2. Управление - «патриархальный брак».
Центр управляет Смыслом . Он говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Смысл послушно становится в требуемую форму и молчит.
Наблюдаем: «гулял под дождём». Центр волен меняться, он, видишь ли, свободен: гуляю, гуляли, будем гулять. Смысл податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально:
под дождём. И всё тебе, и никаких…
3. Примыкание - «брак по расчёту».
Центр может быть свободен, может быть и не свободен, здесь главное, что Смысл с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет.
Наблюдаем: «гулял долго». Центр : гулял. Такой же как и в управлении. Смысл : долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.
Как же выполнить задание В2?
Вам придётся переделать из одного типа связи в другой.
Что мы оставим без изменений?
Правильно, Центр – главное слово , потому что он — основа словосочетания.