kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ГИА по русскому языку.Задание В 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический минимум по теме «Способы подчинительной связи»

Можно ли заблудиться в лесу, состоящем из трёх деревьев? Оказывается, можно, если деревья эти «согласование», «управление», «примыкание». Так называют типы подчинительной связи в словосочетании.

Словосочетание. На что походит? Ага, на бракосочетание. Мужчина и женщина вступают в брак, разные люди. Вот и в словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли. Разными и самостоятельными. Одно — «центр», ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — «смысл», ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «центра» к «смыслу» и задаётся вопрос. В грамматике их называют «главное и зависимое» слова.

Почему «дождь и снег» не словосочетание? Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»). Какое уж тут бракосочетание?

Почему «под дождём» не словосочетание? «Под» — служебная часть речи, а в «брак» у нас вступают только самостоятельные.

Почему же «дождь идёт» не словосочетание? Здесь иной принцип. Дождь идёт содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!

Разобрались, что называть словосочетанием, перейдём к тому, какие типы «браков», отношений у нас существует. Три типа.

  1. Согласование.

Равноправный брак. Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается. Понаблюдайте: «дождливый день». Центр — это день. Смысл в том, что он дождливый. Вопрос: день (какой?) дождливый. Центр хочет поменять форму на родительный падеж множественного числа: (нет) дней. Смысл послушно идёт за ним: дождливых. Но вдруг Смыслу захотелось формы предложного падежа единственного числа: о дождливом. Куда деваться Центру? — Дне.  Смысл здесь: прилагательное, причастие, местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, порядковые числительные.

2. Управление.

Патриархальный брак. Центр управляет Смыслом. Он говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Смысл послушно становится в требуемую форму и молчит. Наблюдаем: «гулял под дождём». Центр волен меняться, он, видишь ли, свободен: гуляю, гуляли, будем гулять. Смысл податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально: под дождём. И всё тебе, и никаких…Смысл здесь: существительные с предлогами и без, местоимения.

 3. Примыкание.

Брак по расчёту. Центр может быть свободен, может быть и не свободен, здесь главное, что Смысл с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет. Наблюдаем: «гулял долго». Центр: гулял. Такой же как и в управлении. Смысл: долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.

Смысл здесь неизменяемая часть речи: наречие, инфинитив, деепричастие и другие слова, которые в языке не имеют форм.

Как же выполнить задание В2? Вам придётся переделать из одного типа связи в другой. Что мы оставим без изменений? Правильно, Центр, потому что он — основа словосочетания. Менять будем Смысл.

Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое). Как переделать в управление? Оставляем Центр, меняем Смысл. Вместо прилагательного ставим существительное: свитер дяди.

Усердно пишет — примыкание (так как смысл не имеет форм). Чтобы переделать в управление, снова меняем зависимое слово, только теперь на существительное: пишет с усердием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ГИА по русскому языку.Задание В 2. »

9 класс Занятие № Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска»  Чоповская Марина Алексеевна Подготовка к ГИА.

9 класс

Занятие №

Учитель русского языка и литературы

МОАУ «СОШ № 1 им. А.С. Макаренко г. Орска»

Чоповская Марина Алексеевна

Подготовка к ГИА.

Повторим изученное.

Повторим изученное.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»

  • (35) Потом Лека потел, краснел и огромными буквами выводил дедов ответ на обрывке газеты, который вырывал из своей тетради.
  • 1) вёл 2) старательно писал 3) уводил 4) освобождал
A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно»

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свободно»

  • (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
  • 1) бесцеремонно 2) беспрепятственно 3) непринуждённо 4) не скрывая
A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тетки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи. 2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос. 3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная. 4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

A3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тетки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи.

2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос.

3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.

4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

A3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление? 1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. 3) Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают...

A3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают...

A4. Укажите ошибочное суждение.   1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» 3 глухих согласных звука. 2) В слове «БЕЛАЯ» звуков больше, чем букв. 3) В слове «ВОЗЬМУТ» мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове «СТРУЮ» все согласные звуки твёрдые.

A4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» 3 глухих согласных звука.

2) В слове «БЕЛАЯ» звуков больше, чем букв.

3) В слове «ВОЗЬМУТ» мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове «СТРУЮ» все согласные звуки твёрдые.

A4. Укажите ошибочное суждение. 1)В слове СТОРОЖ при произношении происходит оглушение согласного на конце слова. 2) В слове ДЕЛАЕШЬ букв больше, чем звуков. 3) В слове ЗДРАВСТВУЙТЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук. 4) В слове КАТАЛИСЬ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

A4. Укажите ошибочное суждение.

1)В слове СТОРОЖ при произношении происходит оглушение согласного на конце слова.

2) В слове ДЕЛАЕШЬ букв больше, чем звуков.

3) В слове ЗДРАВСТВУЙТЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.

4) В слове КАТАЛИСЬ мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

A5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) клонило 2) пробивает 3) увела 4) картинках

A5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) клонило

2) пробивает

3) увела

4) картинках

A5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне. 1) шофёр 2) внимательно 3) незнакомый 4) неделю

A5. Укажите слово с безударной проверяемой гласной в корне.

1) шофёр

2) внимательно

3) незнакомый

4) неделю

A6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»? 1) на приступку 2) привет 3) примерно 4) привезла

A6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) на приступку

2) привет

3) примерно

4) привезла

A6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?  1) здесь  2) испугался  3) разговаривали  4) посмотрела

A6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) здесь 2) испугался 3) разговаривали 4) посмотрела

A7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?   1) действующей 2) длинную 3) стеклянно 4) заканчивал

A7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) действующей

2) длинную

3) стеклянно

4) заканчивал

A7. Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе подчиняется правилу: «В суффиксах отымённых прилагательных –АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна Н».

A7. Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе подчиняется правилу: «В суффиксах отымённых прилагательных –АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна Н».

  • 1) случайно 2) ледяную 3) холодную 4) театральный
B1. Замените разговорное слово «больно» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

B1. Замените разговорное слово «больно» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  • (6) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
B1. Замените разговорное слово ПАРНЯ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

B1. Замените разговорное слово ПАРНЯ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

  • (5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
Задание В2.  Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

Задание В2.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование,  управление, примыкание.

Типы подчинительной связи в словосочетании:

согласование,

управление,

примыкание.

В словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли. Одно — «центр», ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — «смысл», ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «центра» к «смыслу» и задаётся вопрос. В грамматике их называют «главное и зависимое» слова.

В словосочетании слова должны быть разными с точки зрения их роли.

Одно — «центр», ядро, планета, вокруг которой вертится спутник. Другое — «смысл», ради которого словосочетание вообще появилось на свет. И друг без друга они не могут. От «центра» к «смыслу» и задаётся вопрос. В грамматике их называют «главное и зависимое» слова.

Почему « дождь и снег » не словосочетание?   Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»).

Почему « дождь и снег » не словосочетание?

Потому что они одинаковые с точки зрения их роли. У них один на двоих вопрос, к ним я могу добавить и третьего, и четвертого, и пятого («и ветер, и мгла, и холод»).

Почему « под дождём » не словосочетание?   «Под» — служебная часть речи.

Почему « под дождём » не словосочетание?

«Под» — служебная часть речи.

Почему же « дождь идёт » не словосочетание? Дождь идёт содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!

Почему же « дождь идёт » не словосочетание?

Дождь идёт содержит в себе законченную мысль, а значит перед нами предложение!

1. Согласование  -  «равноправный брак».   Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается. Понаблюдайте: «дождливый день». Род.пад. – нет (чего?) ДНЯ (какого?) ДОЖДЛИВОГО Предл. пад. - О ДОЖДЛИВОМ ДНЕ

1. Согласование - «равноправный брак».

Оба супруга живут в согласии. Один захотел измениться, другой под него подстраивается.

Понаблюдайте: «дождливый день».

Род.пад. – нет (чего?) ДНЯ (какого?) ДОЖДЛИВОГО

Предл. пад. - О ДОЖДЛИВОМ ДНЕ

2. Управление  -  «патриархальный брак».  Центр  управляет Смыслом . Он говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Смысл послушно становится в требуемую форму и молчит. Наблюдаем: «гулял под дождём». Центр  волен меняться, он, видишь ли, свободен: гуляю, гуляли, будем гулять. Смысл  податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально: под дождём. И всё тебе, и никаких…

2. Управление - «патриархальный брак».

Центр  управляет Смыслом . Он говорит: ты будешь состоять в нашем браке только в таком падеже, лице, числе, роде и т.д. и больше ни в каком. Смысл послушно становится в требуемую форму и молчит.

Наблюдаем: «гулял под дождём». Центр  волен меняться, он, видишь ли, свободен: гуляю, гуляли, будем гулять. Смысл  податливо остаётся в той форме, в которой велели стоять изначально:

под дождём. И всё тебе, и никаких…

3. Примыкание  -  «брак по расчёту».  Центр может быть свободен, может быть и не свободен, здесь главное, что Смысл с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет. Наблюдаем: «гулял долго». Центр : гулял. Такой же как и в управлении. Смысл : долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.

3. Примыкание - «брак по расчёту». 

Центр может быть свободен, может быть и не свободен, здесь главное, что Смысл с ним вообще «не разговаривает и дела не имеет». Потому что связи между ними нет.

Наблюдаем: «гулял долго». Центр : гулял. Такой же как и в управлении. Смысл : долго. Это слово не имеет ни рода, ни числа, ни падежа. Потому и отношений между ними быть не может. Они просто примкнули друг к другу.

Как же выполнить задание В2? Вам придётся переделать из одного типа связи в другой. Что мы оставим без изменений? Правильно,  Центр – главное слово , потому что он — основа словосочетания. Что мы будем изменять?

Как же выполнить задание В2?

  • Вам придётся переделать из одного типа связи в другой.

Что мы оставим без изменений?

Правильно,  Центр – главное слово , потому что он — основа словосочетания.

Что мы будем изменять?

  • Менять будем Смысл –зависимое слово .
Потренируемся! Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое). Как переделать в управление ? Оставляем Центр – главное слово , меняем Смысл – зависимое слово . Вместо прилагательного ставим существительное: свитер дяди .

Потренируемся!

  • Дядин свитер — согласование (меняем одно, меняется другое).

Как переделать в управление ?

Оставляем Центр – главное слово , меняем Смысл – зависимое слово .

Вместо прилагательного ставим существительное:

свитер дяди .

Потренируемся! Усердно пишет — примыкание   (так как смысл – зависимое слово не имеет форм, т.е. не изменяется). Чтобы переделать в управление , снова меняем зависимое слово, только теперь на существительное: пишет с усердием .

Потренируемся!

  • Усердно пишет — примыкание

  (так как смысл – зависимое слово не имеет форм, т.е. не изменяется).

Чтобы переделать в управление , снова меняем зависимое слово,

только теперь на существительное:

пишет с усердием .

Рекомендации для выполнения  задания В2

Рекомендации для выполнения задания В2

  • 1.Найди главное слово, оставь его неизменным.
  • 2.Измени способ связи зависимого слова с главным.
  • 3.Проверь, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
  • 4.Помни, что, если ты просто поменял слова местами, ты не изменил способ связи между ними!
Замените словосочетание синонимичным . Подземного хода – По материнской линии – Начальные главы – Ремесло сапожника – Сказания кельтов – Особенности кроликов – Волки с севера – Выгладил с тщательностью –

Замените словосочетание синонимичным .

  • Подземного хода –
  • По материнской линии –
  • Начальные главы –
  • Ремесло сапожника –
  • Сказания кельтов –
  • Особенности кроликов –
  • Волки с севера –
  • Выгладил с тщательностью –

Замените словосочетание синонимичным .

Замените словосочетание синонимичным .

  • Радушно приняли –
  • Отпраздновали весело –
  • Цветущие луга –
  • Бабушкиными сказками –
  • Пригородный дом –
  • Искусству фехтования –
  • Царство под горой –
  • Ответ с загадкой –
  • Правила игры –
  • Отчитал без жалости -
Проверим себя!

Проверим себя!

  • Смотрели подозрительно –
  • Откровенно возразил –
  • Мамино платье –
  • Безжалостно вырвали –
  • С усердием рыхлить –
  • След зверя –
  • Иллюстрированный журнал -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Подготовка к ГИА по русскому языку.Задание В 2.

Автор: Чоповская Марина Алексеевна

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства