1) обобщить и расширить знания о наречии как части речи, обогатить речьучащихся наречиями; 2) вырабатывать навыки правильного написания наречий; 3) воспитание интереса к урокам русского языка.
Ход урока
1. Беседа о наречии.
– Можно ли обойтись без наречий в нашей речи? Для чего они нам нужны? Что такое наречие? Каковы отличительные признаки наречия? От какой части речи оно зависит? Подберите к глаголам читать, работать как можно больше наречий.
Вывод: наречие – часть речи, обозначает признак действия, не изменяется: не склоняется, не спрягается, отвечает на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью?
Задание 1. Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.
Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияющее смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)
– Попробуйте прочитать текст про себя, мысленно опуская наречия. Это поможет вам ответить на вопрос: какова роль наречий в тексте?
– К наречию верно подберите синоним, придумайте предложение, используя наречия-синонимы в качестве однородных членов.
(Текст станет бессмысленным. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Верно – преданно. – Он служил делу верно и преданно.)
Задание 2. Замените фразеологизмы наречием:
1) спит как убитый (беспробудно, крепко)
6) знать как свои пять пальцев (наизусть)
2) работать спустя рукава (небрежно, плохо)
7) работать засучив рукава (старательно)
3) на живую нитку (непрочно, небрежно)
8) не в бровь, а в глаз (удачно, остро)
4) при царе горохе (очень давно, неизвестно когда)
9) на птичьих правах (незаконно)
5) на ночь глядя (поздно вечером, ночью)
10) идти своей дорогой (самостоятельно)
Задание 3. Составьте и запишите словосочетания с данными наречиями. Какие из данных наречий являются родственными. Устно подберите проверочные слова.
(Шептать таинственно, находиться невдалеке, смотреть удивлённо, разгорается вдали, увидеть неподалёку, идти напрямик, жить издавна, гулять дотемна, услышать издалека, изредка вспоминать, делать исподтишка, относиться бережно, репетировать всемером, вымыть дочиста, подойти вплотную, говорить шёпотом)
(Невдалеке, неподалёку, издавна, издалека.)
– От какой части речи зависит наречие?
Вывод: наречие зависит от глагола.
4. Прослушайте стихотворение С.Я.Маршака “Друзья – товарищи”. Какая часть речи встречается в этом стихотворении? Каким членом предложения являются наречия? Сделайте морфологический, словообразовательный и морфемный разбор одного из наречий.
День стоял весёлый Раннею весной, Шли мы после школы – Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень – Шли куда попало В первый тёплый день. Шли куда попало – Просто наугад, Прямо и направо, А потом назад.
А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Весело бродили Я да ты со мной, Весело вернулись К вечеру домой. Весело расстались - Что нам унывать? Весело друг с другом Встретимся опять.
Вывод: наречие – неизменяемая часть речи, не имеет окончания, образуется от прилагательных.
10. Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия. Что общего в этих предложениях?
1) Кто без устали болтает, в том толку (не) бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок (не) пойдёт. 4) Предупредить (во)время – дело друзей. 5) И мешок (не) покажется тяж..лым, если его поднимать (в)двоём. 6) Колос зреет – голову клонит (к)низу, человек богатеет – голову зад..рает (к)верху.
1) Кто без устали болтает, в том толку не бывает. 2) Делать наспех – сделать на смех. 3) Неправдой нажитое впрок не пойдёт. 4) Предупредить вовремя – дело друзей. 5) И мешок не покажется тяжёлым, если его поднимать вдвоём. 6) Колос зреет – голову клонит книзу, человек богатеет – голову задирает кверху.
11. Выберите нужное слово из двух данных и вставьте в предложение.
1) Весна торопит: ... она ранняя. Я ... вновь еду в деревню. ( Нынче, вновь) 2) Хорошо слушать, как ... ворчит собака. Хозяин, придя со службы, ... обедал, отдыхал. ( Сытно, сыто) 3) Полежав ... минут пять, он опять повернулся на спину. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лёг, играя, ... на песок. (Ничком, навзничь)
Вывод: надо различать наречия по смыслу.
12. К данным наречиям подберите антонимичные наречия.