Урок литературы по произведению А.Грина " Алые паруса"
Урок литературы по произведению А.Грина " Алые паруса"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» Литература 6 класс. Подготовка учащихся к осмысленному чтенрию, способность делать выбор, умение работать с текстом, составлять портрет героя - вот навыки, которым необходимо научить шестиклассника. Знакомство учащихся с творчеством А.Грина помогает открыть мир романтики, веры в добро, в сказку. Поэтому урок поэтично назван «Одна сказка, памятная надолго.» Эпиграфом к уроку стали слова Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной простирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве».Урок строится на совремменной технологии Вызов- осмысление - рефлексия. На уроке ребята учатся сопоставлять сказку и вымысел, делать выводы о героях. Правдивая история Ассоль и ее отца Лонгрена трогает до глубины души. (Много лет назад Лонгрен был моряком и часто уходил в дальнее плавание. И перед рождение ребенка он также оставил жене Мэри деньги на жизнь. Но в связи с болезнью Мэри, тратами на пеленки и т.п. денег у юной матери не осталось. Мери обратилась к Меннерсу- трактирщику за помощью: она просила его одолжить ей и ее маленькой дочери денег. Меннерс за эту услугу попросил расплатиться любовью. Не получив денег, Мери в сильный дождь отправилась в город, чтоб продать кольцо. Она сильно промокла, что вызвало болезнь, от которой она умерла. Лонгрен считал Меннерса отчасти виновным в смерти своей жены. Лонгрен отомстил за смерть жены, но и он, и его дочь стали отверженными в Каперне. Ассоль растет одинокой. За поступок отца приходится расплачиваться и маленькой Ассоль. Дети обижают ее, бросая в нее грязь, дразнят. («…надо уметь любить, а этого-то они не могут») - так объясняет дочери Лонгрен действия ребятишек деревни.Только вера в чудо и сказку спасают девочку. А как это происходит, вы узнаете, ответив на вопросы урока и прочитав феерию А.Грина "Алые паруса". Выводом к уроку могут стать прекрасные слова К. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудителей причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по произведению А.Грина " Алые паруса" »
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» Литература 6 класс
Цель урока: ввести читателей в художественный мир А.Грина
Задачи урока
Образовательные задачи:
Вырабатывать навыки выборочного чтения; собирать материал для характеристики героя (Ассоль)
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к чтению через образы героев
Прививать любовь к общечеловеческим ценностям: доброте, отзывчивости, чуткости, умению видеть прекрасное.
Развивающие задачи:
Развивать аналитическое мышление, воображение учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи и выражать их в речи.
Ход урока
1.Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, членам комиссии и начнем урок. Садитесь, пожалуйста.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число 3 февраля и тему урока «Одна сказка, памятная надолго».
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Поработаем в парах. Я даю 1 минуту посмотреть еще раз на тему обсуждения и предложить свою версию. Все предположения я буду записывать на доске, а вы в тетрадь. (записали). Замечательно. 2. Вступительное слово учителя Тема нашего урока: «Одна сказка, памятная надолго.» Эпиграфом к уроку стали слова Даниила Гранина: «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной простирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве».
Вы уже прочитали произведение Грина «Алые паруса?» Кто из вас прочитал только первую главу?
Кто прочитал все? 3.Работа с текстом . Предлагаю вам вспомнить характерные особенности волшебной сказки, в которой есть главная героиня. Учащиеся перечисляют особенности волшебной сказки ( Герой остается без родителей, без матери, например. Ему предстоит испытание, встреча с волшебницей, феей, стремление достичь желаемого). Сравним сюжет волшебной сказки с историей Ассоль.
История Ассоль
(Много лет назад Лонгрен был моряком и часто уходил в дальнее плавание. И перед рождение ребенка он также оставил жене Мэри деньги на жизнь. Но в связи с болезнью Мэри, тратами на пеленки и т.п. денег у юной матери не осталось. Мери обратилась к Меннерсу- трактирщику за помощью: она просила его одолжить ей и ее маленькой дочери денег. Меннерс за эту услугу попросил расплатиться любовью. Не получив денег, Мери в сильный дождь отправилась в город, чтоб продать кольцо. Она сильно промокла, что вызвало болезнь, от которой она умерла. Лонгрен считал Меннерса отчасти виновным в смерти своей жены)
2.В каких условиях растет Ассоль? Какие люди ее окружают? Почему ее трудно жить в Каперне? ( Ассоль растет одинокой. Ее отец отказался помочь Меннерсу, когда того уносило в море. За поступок отца приходится расплачиваться и маленькой Ассоль. Дети обижают ее, бросая в нее грязь, дразнят. Найдите в тексте, что ответил отец Ассоль, когда та спросила его, почему нас не любят? («…надо уметь любить, а этого-то они не могут») )
Ребята, тяжело ли было Ассоль расти в подобных условиях? (Тяжело)
Но стала ли Ассоль злой, грубой? - Нет.
Почему? - Рядом с ней был любящий отец.
Какое событие изменило жизнь маленькой Ассоль? Встреча с Волшебником..
Верно. Встреча с собирателем сказок и преданий, которого Ассоль принимает за волшебника. Как его звали? Эгль
Давайте прочитаем с вами этот фрагмент (Аналитическое чтение фрагмента)
«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой». «Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением…Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы» (Эгль рассказал Ассоль о том, что, когда она вырастет, к ней приплывет принц на красивом корабле с алыми парусами и заберет ее с собой)
История, рассказанная Эглем, больше походит на сказку. Почему Ассоль поверила в нее? (она была очень мечтательной, романтичной девочкой, и она была готова услышать нечто подобное)Ребята, как вы думаете, человеку важно мечтать? Почему?(Мечта- то, что освещает нашу жизнь. Мечта изменяется в цель, а цель изменяет жизнь. Мечта способна сделать человека добрым и т.п.)
Верно, ребята. Сказка-мечта, подаренная Ассоль Эглем, становится для девочки путеводной звездой в ее жизни. Хочется закончить урок словами К. Паустовского: «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудителей причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего». 4.Рефлексия. А наш урок подошел к концу. Понравился ли он вам? Если да, поднимите Алый парус, если не очень – белый парус, если не понравился – черный парус. Ну, что ж. Итоги подведены. А сейчас откройте дневники, запишите задание на дом. Письменно ответить на вопросы: 1. Что такое феерия?2.Как относится автор к своей героине?