Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Повторение изученного в начальной школе»
Урок в 5 классе по русскому языку Повторение изученного в начальной школе
Тема: Состав слова
Цель: Научить определять значения приставки и суффикса. Формировать навыки разбора слова по составу. Правописания безударных гласных в корне. Дать представление о морфеме, что морфема (любая) – значимая часть.
Ход урока
Орфографический диктант. Записать слова и объяснить их правописание. С 2 словами придумать предложения и записать их в тетрадь.
А) прочитать и проанализировать распечатанный текст( на месте пропуска вставить цифры. Обозначающие количество звуков, букв и слогов).
Из каких частей состоит слово отбегать? Ответы учеников (называют морфемы). Выделить все морфемы в слове.
Б) На доске написано слово поговорить (проанализировать его, вспомнить порядок морфемного разбора: поставить ударение, разделить на слоги, разделить на морфемы).
В) Работа с учебником. Чтение и комментирование теоретического материала, работа с
параграфом.
Закрепление. Тренировочные задания.
А) учащиеся работают с упражнением из учебника, распределяют слова в 3 колонки в зависимости от места положения корня, корень выделяют графически дугой и объясняют, одинаковый ли смысл(значение) корня в словах?
Б) Вспоминают правило об однокоренных словах и приводят примеры.
В) Записывают под диктовку слова: горе, горевать, горный, горцы. Чем различаются эти слова? Выделите корни. Будут ли все эти слова однокоренными, почему? ( ответы)
Г) работа с текстом (записан на доске или распечатать на парту)
Серый кот потянулся, взглянул на меня и удивленно мяукнул. После этого он обошел комнату и заглянул в мои сапоги. Там было пусто и темно. Кот снова мяукнул и начал тереться о мои ноги. Пушистая его шкурка едва слышно потрескивала.
Я погладил его. Кот заурчал от наслаждения.
Задание: читать отрывок и выписать глаголы, выделив в них корень и подобрав однокоренное слово.
Д) Задание: Подберите к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Холод -
Боль -
Сад –
Домашнее задание. Выучить правило об однокоренных словах и уметь выделять его графически. Упр. 23