kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова. Однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок применения новых знаний. Найчиться определять, находить однокоренные слова по двум признакам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Однокоренные слова»

Класс: 4.

УМК: «Перспектива», авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

Место урока в системе уроков: урок из раздела «Состав слова. Однокоренные слова».

Тема урока: «Однокоренные слова».

Тип урока: Урок применения новых знаний.

Цель: Научиться определять, находить однокоренные  слова по двум признакам, отличать их от других слов, выделять корень.

Задачи:

Обучающие:

  • учить исследовать слова;

  • находить корень в словах;

  • определять, какими они являются однокоренными или нет;

  • организовать проверку выполняемых заданий для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

  • развивать  мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Технология: «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов».

Методы:

Формы организации работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности;

Предметные

  •  формировать умение находить однокоренные слова, выделять корень слова.

Метапредметные

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения находить  однокоренные слова и выделять корень;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;

  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Однокоренные слова», карточки для групповой, парной и индивидуальной работы, эталоны, сигналы для обратной связи.

Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;




Здравствуйте, ребята. Я рада вас снова приветствовать на уроке русского языка.

Поприветствуйте гостей, которые пришли на наш урок.











- Вспомним правила урока.









Составьте из слов предложения

Нас, всё, у, сегодня, получится



Сегодня у нас всё получится.

У нас сегодня всё получится.

Всё у нас сегодня получится..



-Что такое предложение?

-Какую мысль выражает 1 предложение, 2 и 3?



-Вспомним, что важно для урока.



-Какую большую тему изучили?

-Из каких частей состоит слово?

-Что такое корень?

Эти знания будут нужны сегодня на уроке.


У учащихся должна возникнуть положительная, эмоциональная направленность.

Проговаривают стихотворение.



Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво!

Поздоровались учтиво!





Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно







Составляют предложения из слов.











Формулируют ответы на поставленный вопрос, используя опорные схемы и таблицы на доске.











































Предложение

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания ,дополнять, уточнять

высказанные мнения(коммуникативные УУД).















Проговаривать последовательность действий на уроке

егулятивные УУД).







Контролировать правильность ответов обучающихся

(регулятивные УУД)















Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).


2.Основная часть урока.

2.1. Введение в урок.

–Прочитайте слова.

-Как мы можем поработать с этими словами?





План

1.Прочитайте слова

2.Найдите лишнее

3. Что объединяет остальные слова

4.Выдели корень

5.Сделай вывод

-В каком случае слова будут однокоренными?

-Что ещё важно знать?





-Все ли из вас уверены на 100%, что умеют находить и определять однокоренные слова?

-Значит, назовите тему и определите цель нашего урока.




Самостоятельно читают слова.



Предлагают план работы.







Работают по плану.



Дети высказываются и отвечают на поставленные вопросы



Проговаривают два признака и составляют мини кластер(однокоренные- один корень и одно значение)

Зачитывают правило в учебнике.

- Нет, не все





Самостоятельно называют тему и цель

Читать слова, выделять информацию


Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Самостоятельно формулировать цель работы и совместно с учителем составлять план работы

егулятивные УУД).

Анализировать, сравнивать, обобщать( познавательные УУД)


2.Основная часть. 2.2.Выполнение заданий.





Цель:

организовать работу обучающихся, проверку, оценку и коррекцию знаний.

-Начинаем работу по применению знаний об однокоренных словах.

1) Работа в группах.

-Назовите основные правила работы в группе.

Карточка №1.



______проводить где- нибудь зиму;

____________место, где зимуют;

___________ холодное время года;

_______человек, который находится на зимовке;

_______дорога, которая проложена по снегу

Слова для выбора: зима, зимовщик, зимовка, зимник, зимовать



-Проверка работы



Физминутка. Слайд 9



Лес-лестница

Гриб-грибной

Гора –гореть

Лес-лесник

Горе-горячий

Рыбка- рыбный

Ходить – шагать

Смех – смешали

2)Работа в парах.

Составь из слов пословицу. Маленькое дело лучше большого безделья.

-Проверка работы

Найди однокоренные слова

-Как их ещё можно назвать? (антонимы)

-Какие слова мы называем антонимами?

-Есть ли ещё антонимы в данной пословице?



3) Работа в группах.

Карточка №2

Прочитай текст. Найди и подчеркни однокоренные слова, выдели в них корень.

Текст.

Начинается новый трудовой день. Ты идёшь в школу. Твой главный труд – учёба. Помни: никакие трудности не страшны, если научишься хорошо работать, трудиться.

-Что такое тема текста?

-Назовите тему этого текста, зачитайте предложение, которое её выражает.

-Что такое главная мысль текста?

-Определите главную мысль данного текста, зачитайте предложение, которое её выражает.



4) Самостоятельная работа по уровням развития детей и по выбору.

Для сильных

Рядом напиши слово, которым можно заменить приведенные словосочетания. В однокоренных словах выдели корень.

Образец: сделать замену- заменить

Сделать подарок -_____________

Быть гостем -_______________

Найти решение -_____________

Положить соль -_____________

Одержать победу -___________

Задания по выбору. Слайд 10,11



1.Запиши в тетрадь только однокоренные слова, выдели корень

Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

2. Придумай и запиши в тетрадь однокоренные слова с корнем лес

Проверка работы по эталону.



5) Тест. Слайд 12

1.Укажи слова, однокоренные к слову: белый

1) белить 2) побелка 3)белочка 4) белеть

2.Укажи слова, которые не являются однокоренными слову: седой

1)седина 2)сиденье 3) поседеть 4) посидеть 5)засидеться

-Что значит проверить по образцу?

-Проверка работы. Слайд 13



-Молодцы, выполнили все задания.







Называют основные правила работы в группе.



Самостоятельно по очереди распределяют слова в группы, находят общую часть, а остальные учащиеся контролируют деятельность ученика,

Вывод проговаривают в устной речи





















Если родственные слова – руки вверх, не являются родственными –руки на пояс













Учащиеся работают в парах.



Самостоятельно составляют пословицу из слов.

Вывод проговаривают в устной речи, находят однокоренные слова

(дело, безделья- однокоренные) антонимы

Маленькое, большое-антонимы





















Читают текст, находят группы однокоренных слов, приводят доказательство.







Отвечают на поставленные вопросы в устной форме, находят предложения в тексте, являющиеся ответом на вопрос.





















Самостоятельная работа,

Сильные дети работают на карточках. Кто выполнил раньше, продолжают работу по теме урока в электронном приложении к учебнику 4 класс (1CD).















Остальные ребята выбирают задание по своим силам и самостоятельно выполняют его.













Самостоятельно выполняют тест. Вспоминают, как проверить по образцу.

Проверяют по образцу, оценивают свою работу, используя сигналы обратной связи.






























Уметь находить однокоренные слова по двум признакам и выделять корень







































Уметь находить однокоренные слова по двум признакам и выделять корень























Уметь находить однокоренные слова по двум признакам, текст и его признаки




















Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Уметь осуществлять анализ объекта и делать выводы, осознанно строить речевое высказывание.

Проговаривать последовательность действий на уроке

егулятивные УУД).



Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).





Осуществлять контроль, оценку

Обнаруживать место ошибки и выявлять причину. (регулятивные УУД).





Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу







Обнаруживать отклонения от эталона, осуществлять взаимоконтроль.

Контролируют правильность ответов обучающихся(регулятивные УУД).







Взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме, озвучивать вслух выполненное задание, строить высказывания и делать выводы, работать с опорой на образец и эталон(коммуникативные УУД).

Уметь находить нужную информации из текста(познавательные УУД)

Достигать договорённости и принимать общее решение(коммуникативные УУД)











Осуществлять контроль, оценку

Обнаруживать место ошибки и выявлять причину. (регулятивные УУД).



















Формулировать и аргументировать своё мнение с позиции коммуникации(познавательные УУД)















Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке



Цель:

организовать рефлексию собственной учебной деятельности и всего класса.




Слайд 14-16

– Какая была тема, цель?

-Цели достигли?

-Вывод:





- Оцените свою деятельность на уроке.


Учащиеся проговаривают тему и цель

-Да.

-Проговаривают вывод в устной речи: «Я оценю свою работу…и поставлю себя на ступеньку №…»

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух, затем каждый ученик оценивает свою работу на уроке, используя сигналы


Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).

4. Домашнее задание

Цель:

организовать выполнение д/з.

Слайд 17

Д.З

- Спасибо за работу!



Записывают домашнее задание.

-Спасибо за работу!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слова. Однокоренные слова

Автор: Бондарь Светлана Николаевна

Дата: 23.03.2021

Номер свидетельства: 576407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема:        Состав слова. Однокоренные слова. "
    ["seo_title"] => string(39) "tiema-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "109642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404844700"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-russkogho-iazyka-sostav-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "146382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419168590"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Для дистанционного обучения учащихся 3 класса. Карточки по русскому языку. "Состав слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(80) "dlia_distantsionnogho_obuchieniia_uchashchikhsia_3_klassa_kartochki_po_russkom_1"
    ["file_id"] => string(6) "441353"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1511958362"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока на тему "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414246432"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса Список тем"
    ["seo_title"] => string(67) "pourochnyie_razrabotki_po_russkomu_iazyku_dlia_5_klassa_spisok_tiem"
    ["file_id"] => string(6) "365138"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480704617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства