Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова
Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова
Углубление представлений учащихся о морфеме как минимальной значимой единице языка; актуализация и закрепление знаний учащихся об основных видах и роли морфем в слове; расширение представлений учащихся о корневой морфеме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова»
Тема Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова
Цели:
Познавательные: углубление представлений учащихся о морфеме как минимальной значимой единице языка; актуализация и закрепление знаний учащихся об основных видах и роли морфем в слове; расширение представлений учащихся о корневой морфеме.
Развивающие: совершенствование умения учащихся выделять корень в слове, развитие логического мышления, внимания, языкового чутья.
Воспитательные: поддержка духа толерантности с другими точками зрения; воспитание умения внимательно слушать и слышать.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: учебник, раздаточный материал
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
II. Постановка темы и целей урока
Цель: мотивация учащихся
- Сегодня на уроке мы углубим представление о морфеме как минимальной значимой единице языка; вспомним и закрепим знания об основных видах и роли морфем в слове; и в большей степени расширим представление о корневой морфеме.
III. Актуализация знаний по теме урока
Цель: проверить имеющиеся знания учащихся
- Перед вами опросный лист, вопросы которого помогут актуализировать ваши знания по теме.
Опросный лист
- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование и состав слова? (Словообразование)
- С каким разделом о языке тесно связано словообразование? (С морфемикой)
- Что изучает морфемика? (Морфемика (от греч. morphe - форма) - раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфемика изучает классифицию морфем и членение слова на морфемы.)
- Что такое морфема?
- На какие группы делятся морфемы? (Слово- и формообразовательные)
- Перечислите словообразовательные морфемы. Как мы их называем по-иному? (Аффиксы)
- Перечислите формообразовательные морфемы. Какое другое название они имеют? (Флексия)
- В чем отличие слово- и формообразовательных морфем?
IV. Углубление знаний учащихся по теме урока. Работа с учебником.
- Ответить на этот вопрос вам помогут упражнение 136 (1 вариант) и 137 (2 вариант) (устно), изучив материал которых, сможете дополнить ваши ответы по опросному листу.
V.Углубление знаний учащихся о корне
Цель: углубить имеющиеся знания учащихся
Понятие ОМОКОРНЕЙ
Упражнение 138 (под диктовку)
- Выделите корни в записанных словах. Можно ли назвать их однокоренными? Обоснуйте свою точку зрения. (Нельзя, так как лексические значения слов с данными корнями разные.) Как мы назовем такие корни? (Омонимичные) С какой темой можно связать ваш вывод? (Омонимией)
- Только ли корни могут быть омонимичными? Приведите примеры. (спалА – взялА, зл-ОСТЬ – горд-ОСТЬ)
- Морфемы, как и другие языковые единицы, вступают друг с другом в системные отношения. Эти отношения могут быть омонимичными, синонимичными или антонимичными.
2) Различие однокоренных слов и форм одного и того же слова.
- Вспомните, как называются слова, имеющие один корень? (Однокоренные)
Анализ слов с одинаковыми корнями: г..ра, г..ристый, г..реть, (на высокой) г..ре, (я) г..рю, горюшко. (Запись на доске)
- Чем объединены данные слова? Можно ли их назвать однокоренными?
- Итак, на какие две группы модно разделить все морфемы? (Формо- и словообразовательные)
- Насколько ваше представление о формо- и словообразовательных морфемах верное, поможет увидеть упражнение 141 (2 варианта: 1 в. – п 1; 2 в. –п.2)
3) Понятие о несвободных корнях.
- Вспомните еще раз классификацию морфем. Назовите их роль в слове. Углубить ваши знания поможет изучение материала упражнения 139.
- Чем отличались наши представления о морфемах от информации в упражнении 139?
VI. Закрепление материала
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
- На этом этапе урока мы закрепим имеющиеся знания по теме и углубим полученные сегодня.
1. Найдите лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор. Разберите выписанные слова по составу. На какие две группы вы разделили бы выписанные слова? (Производные слова и производящие) Обоснуйте свою точку зрения.
А) любить, любой, любовь, любимый;
Б) просторы, простой, проще, простенький;
В) долина, долюшка, обездоленный, обездолив;
Г) долгий, дольше, долгота, должок;
Д) плененный, пленница, пленум, пленить;
Е) липа, липкий, липка, липовый.
- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу. Контрольный лист № 1:
А) люб-ой;
Б) простор-ы;
В) дол-ин-а;
Г) долг-;
Д) пленум-;
Е) лип-к-ий.
- В чем разница производного слова и производящего? (В производном меняется лексическое значение)
VII.Углубление знаний учащихся об окончании
- Какаяморфема, изменяя внешнюю структуру слова, не меняет его лексического значения? (Формообразовательная)
- Вспомните, что такое окончание и какова его функция в слове?
- Упражнение 145 поможет более полно рассказать об окончании.
VIII. Закрепление материала
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
2. На сколько групп можно разделить эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. Выделите в словах флексию.
Комментарий к заданию: 1 группа – изменяемые слова, имеющие флексию (окончание); 2 группа – неизменяемые слова, не имеющие окончания.
IX.Углубление знаний учащихся о приставке (префиксе)
- Какую функцию в слове выполняет приставка? Как ее называют по-иному? (Префикс)
X. Закрепление материала
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
3. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Найдите в выделенных слова префиксы.
1) Он (по)французски совершенно мог изъяснят(?)ся и писал легко мазурку танц..вал и кланялся непринужде(н,нн)о чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)
2) Служив отлично благородно долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец.
3) Вот мой Онегин на свободе острижен по последней моде как денди лондонский одет…
- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.
Контрольный лист № 3:
1) Он ПО-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)
2) Служив отлично, благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.
3) Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
XI.Углубление знаний учащихся об интерфиксе
- Что такое интерфикс? В чем его функция?
XII.Закрепление материала
Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.
4. Вставьте пропущенный буквы. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Какое слово не имеет интерфикса? (Быстрорастворимый) Обоснуйте свою точку зрения. Составьте с ними словосочетания. Определите вид подчинительной связи. (Работа у доски)
- Ученые считают, что усвоенные научные знания каждые 8-10 лет удваиваются, и это означает, что полученное сегодня образование быстро стареет. Как не отстать от науки и идти с ней в ногу?
- На уроках русского языка мы занимаемся нужным и важным делом: мы «учимся учиться».
- На последующих уроках мы продолжим углубление знаний по теме «Состав слова»
XV. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся
XVI. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.
- Вы доказали, что теория и практические навыки вами усвоены. А в какой степени мне покажет блиц-опрос.
Что изучает морфемика?
Что такое морфема?
Почему морфема - значимая единица языка, а звук - нет?
Чем отличается корень от других морфем?
Каким термином обозначают некорневые морфемы? (Аффиксы) Перечислите их.
Что такое флексия? Какова функция флексий?
Какие окончания называют нулевыми? Как определить, что у слова нулевое окончание?
В каких словах нет и не может быть окончаний?
Может ли у слова быть два окончания? (В сложных существительных и числительных: двумстам, диваном-кроватью.)
Что такое основа? Какова её функция?
Связана ли тема «Состав слова» с орфографией?
XVI. Домашнее задание: П. 18.Упражнение 147
- Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Опросный лист
- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование и состав слова?
- С каким разделом о языке тесно связано словообразование?
- Что изучает морфемика?
- Что такое морфема?
- На какие группы делятся морфемы
- Перечислите словообразовательные морфемы. Как мы их называем по-иному?
- Перечислите формообразовательные морфемы. Какое другое название они имеют?
- В чем их отличие?
1. Найдите лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор. Разберите выписанные слова по составу. На какие две группы вы разделили бы выписанные слова? (Производные слова и производящие) Обоснуйте свою точку зрения.
А) любить, любой, любовь, любимый;
Б) просторы, простой, проще, простенький;
В) долина, долюшка, обездоленный, обездолив;
Г) долгий, дольше, долгота, должок;
Д) плененный, пленница, пленум, пленить;
Е) липа, липкий, липка, липовый.
2. На сколько групп можно разделить эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. Выделите в словах флексию.
3. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Найдите в выделенных слова префиксы.
1) Он (по)французски совершенно мог изъяснят(?)ся и писал легко мазурку танц..вал и кланялся непринужде(н,нн)о чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)
2) Служив отлично благородно долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец.
3) Вот мой Онегин на свободе острижен по последней моде как денди лондонский одет…
4. Вставьте пропущенный буквы. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Какое слово не имеет интерфикса? (Быстрорастворимый) Обоснуйте свою точку зрения. Составьте с ними словосочетания. Определите вид подчинительной связи. (Работа у доски)