kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление представлений учащихся о морфеме как минимальной значимой единице языка; актуализация и закрепление знаний учащихся об основных видах и роли морфем в слове; расширение представлений учащихся о корневой морфеме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова»

Тема Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова

Цели:

Познавательные: углубление представлений учащихся о морфеме как минимальной значимой единице языка; актуализация и закрепление знаний учащихся об основных видах и роли морфем в слове; расширение представлений учащихся о корневой морфеме.

Развивающие: совершенствование умения учащихся выделять корень в слове, развитие логического мышления, внимания, языкового чутья.

Воспитательные: поддержка духа толерантности с другими точками зрения; воспитание умения внимательно слушать и слышать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: учебник, раздаточный материал



Ход урока

I. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Постановка темы и целей урока

Цель: мотивация учащихся

- Сегодня на уроке мы углубим представление о морфеме как минимальной значимой единице языка; вспомним и закрепим знания об основных видах и роли морфем в слове; и в большей степени расширим представление о корневой морфеме.

III. Актуализация знаний по теме урока

Цель: проверить имеющиеся знания учащихся

- Перед вами опросный лист, вопросы которого помогут актуализировать ваши знания по теме.


Опросный лист

- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование и состав слова? (Словообразование)

- С каким разделом о языке тесно связано словообразование? (С морфемикой)

- Что изучает морфемика? (Морфемика (от греч. morphe - форма) - раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфемика изучает классифицию морфем и членение слова на морфемы.)

- Что такое морфема?

- На какие группы делятся морфемы? (Слово- и формообразовательные)

- Перечислите словообразовательные морфемы. Как мы их называем по-иному? (Аффиксы)

- Перечислите формообразовательные морфемы. Какое другое название они имеют? (Флексия)

- В чем отличие слово- и формообразовательных морфем?


IV. Углубление знаний учащихся по теме урока. Работа с учебником.


- Каковы обязательные признаки морфемы? (Ответы учащихся)

- Ответить на этот вопрос вам помогут упражнение 136 (1 вариант) и 137 (2 вариант) (устно), изучив материал которых, сможете дополнить ваши ответы по опросному листу.


V. Углубление знаний учащихся о корне

Цель: углубить имеющиеся знания учащихся


  1. Понятие ОМОКОРНЕЙ

Упражнение 138 (под диктовку)

- Выделите корни в записанных словах. Можно ли назвать их однокоренными? Обоснуйте свою точку зрения. (Нельзя, так как лексические значения слов с данными корнями разные.) Как мы назовем такие корни? (Омонимичные) С какой темой можно связать ваш вывод? (Омонимией)

- Только ли корни могут быть омонимичными? Приведите примеры. (спалА – взялА, зл-ОСТЬ – горд-ОСТЬ)

- Морфемы, как и другие языковые единицы, вступают друг с другом в системные отношения. Эти отношения могут быть омонимичными, синонимичными или антонимичными. 

2) Различие однокоренных слов и форм одного и того же слова.

- Вспомните, как называются слова, имеющие один корень? (Однокоренные)

Анализ слов с одинаковыми корнями: г..ра, г..ристый, г..реть, (на высокой) г..ре, (я) г..рю, горюшко. (Запись на доске)

- Чем объединены данные слова? Можно ли их назвать однокоренными?

- Итак, на какие две группы модно разделить все морфемы? (Формо- и словообразовательные)

- Насколько ваше представление о формо- и словообразовательных морфемах верное, поможет увидеть упражнение 141 (2 варианта: 1 в. – п 1; 2 в. –п.2)

3) Понятие о несвободных корнях.

- Вспомните еще раз классификацию морфем. Назовите их роль в слове. Углубить ваши знания поможет изучение материала упражнения 139.

- Чем отличались наши представления о морфемах от информации в упражнении 139?

VI. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

- На этом этапе урока мы закрепим имеющиеся знания по теме и углубим полученные сегодня.


1.  Найдите лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор. Разберите выписанные слова по составу. На какие две группы вы разделили бы выписанные слова? (Производные слова и производящие) Обоснуйте свою точку зрения.

А) любить, любой, любовь, любимый;

Б) просторы, простой, проще, простенький;

В) долина, долюшка, обездоленный, обездолив;

Г) долгий, дольше, долгота, должок;

Д) плененный, пленница, пленум, пленить;

Е) липа, липкий, липка, липовый.


- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.
Контрольный лист № 1:

А) люб-ой;

Б) простор-ы;

В) дол-ин-а;

Г) долг-;

Д) пленум-;

Е) лип-к-ий.

- В чем разница производного слова и производящего? (В производном меняется лексическое значение)


VII. Углубление знаний учащихся об окончании

- Какая морфема, изменяя внешнюю структуру слова, не меняет его лексического значения? (Формообразовательная)

- Вспомните, что такое окончание и какова его функция в слове?

- Упражнение 145 поможет более полно рассказать об окончании.


VIII. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.


2. На сколько групп можно разделить эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. Выделите в словах флексию.

Вот, дальше, возмездие, ателье, грач, скамья, услышав, быстро, мелочь, давать, вчера, кольцо, кофе, иду, сильный, быстрее, проплывший, кино, ведение, осенние, полдоски, записаться. 

- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.

Контрольный лист № 2:

1) Возмездие, ателье, грач, скамья, мелочь, кольцо, иду, сильный, проплывший, ведение, осенние. 

2) Вот, дальше, услышав, быстро, давать, вчера, кофе, быстрее, кино, полдоски, записаться. 

Комментарий к заданию: 1 группа – изменяемые слова, имеющие флексию (окончание); 2 группа – неизменяемые слова, не имеющие окончания.



IX. Углубление знаний учащихся о приставке (префиксе)

- Какую функцию в слове выполняет приставка? Как ее называют по-иному? (Префикс)


X. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.


3. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Найдите в выделенных слова префиксы.

1) Он (по)французски совершенно мог изъяснят(?)ся и писал легко мазурку танц..вал и кланялся непринужде(н,нн)о чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично благородно долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе острижен по последней моде как денди лондонский одет…



- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.

Контрольный лист № 3: 

1) Он ПО-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично, благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.



XI. Углубление знаний учащихся об интерфиксе

- Что такое интерфикс? В чем его функция?


XII. Закрепление материала

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.


4. Вставьте пропущенный буквы. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Какое слово не имеет интерфикса? (Быстрорастворимый) Обоснуйте свою точку зрения. Составьте с ними словосочетания. Определите вид подчинительной связи. (Работа у доски) 

1) Мусор..провод, 2) черн..волосый, 3) равн..сторонний, 4) пив..варенный, 5) птиц..ферма, 6) быстр..растворимый. 


- Проверить правильность выполнения задания вы можете по контрольному листу.

Контрольный лист № 4:

1) Мусор-о-про-вод-нулевой суффикс-нулевое окончание, 2) черн-о-волос- нулевой суффикс-ый, 3) равн-о-сторон-н-ий, 4) пив-о-вар-енн-ый, 5) птиц-е-ферм-а, 6) быстр-о-раствор-им-ый. 



XIII. Углубление знаний учащихся о суффиксе

- Вспомните, что такое суффикс. Может ли суффикс выполнять формообразовательную функцию? Назовите формообразовательные суффиксы.



XIV. Закрепление материала

5Выделите суффиксы в словах по составу, укажите их классификацию. Объясните правописание окончания в выделенном слове.

Днище, привезти, сделала, частные, бесчестный, приносящийся, правительница, синь, начал.

Контрольный лист № 5:

Дн-ищ-е, привез-ти, сдел-а-л-а, част-н-ые, бесчест-н-ый, принос-ящ-ийся, прав-и-тель-ниц-а, синь (нулевой словообразовательный суффикс), нач-а-л.

(справка: в слове «начал» приставка на-)

XIV. Итоги урока

- Ученые считают, что усвоенные научные знания каждые 8-10 лет удваиваются, и это означает, что полученное сегодня образование быстро стареет. Как не отстать от науки и идти с ней в ногу?

- На уроках русского языка мы занимаемся нужным и важным делом: мы «учимся учиться».

- На последующих уроках мы продолжим углубление знаний по теме «Состав слова»

XV. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся


XVI. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего коллектива.

- Вы доказали, что теория и практические навыки вами усвоены. А в какой степени мне покажет блиц-опрос.

  1. Что изучает морфемика?

  2. Что такое морфема?

  3. Почему морфема - значимая единица языка, а звук - нет?

  4. Чем отличается корень от других морфем?

  5. Каким термином обозначают некорневые морфемы? (Аффиксы) Перечислите их.

  6. Что такое флексия? Какова функция флексий? 

  7. Какие окончания называют нулевыми? Как определить, что у слова нулевое окончание?

  8. В каких словах нет и не может быть окончаний?

  9. Может ли у слова быть два окончания? (В сложных существительных и числительных: двумстам, диваном-кроватью.) 

  10. Что такое основа? Какова её функция? 

  11. Связана ли тема «Состав слова» с орфографией?


XVI. Домашнее задание: П. 18. Упражнение 147


- Спасибо за урок!














ПРИЛОЖЕНИЯ

Опросный лист

- Как называется раздел науки о языке, изучающий образование и состав слова?

- С каким разделом о языке тесно связано словообразование?

- Что изучает морфемика?

- Что такое морфема?

- На какие группы делятся морфемы

- Перечислите словообразовательные морфемы. Как мы их называем по-иному?

- Перечислите формообразовательные морфемы. Какое другое название они имеют?

- В чем их отличие?



1.  Найдите лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор. Разберите выписанные слова по составу. На какие две группы вы разделили бы выписанные слова? (Производные слова и производящие) Обоснуйте свою точку зрения.

А) любить, любой, любовь, любимый;

Б) просторы, простой, проще, простенький;

В) долина, долюшка, обездоленный, обездолив;

Г) долгий, дольше, долгота, должок;

Д) плененный, пленница, пленум, пленить;

Е) липа, липкий, липка, липовый.


2. На сколько групп можно разделить эти слова? Обоснуйте свою точку зрения. Выделите в словах флексию.

Вот, дальше, возмездие, ателье, грач, скамья, услышав, быстро, мелочь, давать, вчера, кольцо, кофе, иду, сильный, быстрее, проплывший, кино, ведение, осенние, полдоски, записаться. 



3. Решите орфографические и пунктуационные задачи. Найдите в выделенных слова префиксы.

1) Он (по)французски совершенно мог изъяснят(?)ся и писал легко мазурку танц..вал и кланялся непринужде(н,нн)о чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично благородно долгами жил его отец давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе острижен по последней моде как денди лондонский одет…



4. Вставьте пропущенный буквы. Разберите слова по составу. В чём их особенность? Какое слово не имеет интерфикса? (Быстрорастворимый) Обоснуйте свою точку зрения. Составьте с ними словосочетания. Определите вид подчинительной связи. (Работа у доски) 

1) Мусор..провод, 2) черн..волосый, 3) равн..сторонний, 4) пив..варенный, 5) птиц..ферма, 6) быстр..растворимый. 



5Выделите суффиксы в словах по составу, укажите их классификацию. Объясните правописание окончания в выделенном слове.

Днище, привезти, сделала, частные, бесчестный, приносящийся, правительница, синь, начал.


Контрольный лист № 1:

А) люб-ой;

Б) простор-ы;

В) дол-ин-а;

Г) долг-;

Д) пленум-;

Е) лип-к-ий.


Контрольный лист № 2:

1) Возмездие, ателье, грач, скамья, мелочь, кольцо, иду, сильный, проплывший, ведение, осенние. 

2) Вот, дальше, услышав, быстро, давать, вчера, кофе, быстрее, кино, полдоски, записаться. 

Контрольный лист № 3: 

1) Он ПО-французски совершенно мог изъясняться и писал; легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно; чего ж вам больше? (А.С. Пушкин)

2) Служив отлично, благородно, долгами жил его отец, давал три бала ежегодно и промотался наконец.

3) Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, как денди лондонский одет…


Контрольный лист № 4:

1) Мусор-о-про-вод-нулевой суффикс-нулевое окончание, 2) черн-о-волос- нулевой суффикс-ый, 3) равн-о-сторон-н-ий, 4) пив-о-вар-енн-ый, 5) птиц-е-ферм-а, 6) быстр-о-раствор-им-ый. 



8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слова. Морфема как значимая часть слова. Корень слова

Автор: Атрошкина Валентина Егоровна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем.  Морфемный анализ слова."
    ["seo_title"] => string(104) "morfiemnyi-slovar-russkogho-iazyka-iedinoobraznoie-oformlieniie-russkikh-morfiem-morfiemnyi-analiz-slova"
    ["file_id"] => string(6) "262598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449392343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства