kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова. Основа слова и окончание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 15 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

С целью экономии времени работа на уроке выполнялась учащимися на специальных карточках, который учащиеся сдадут учителю  после выполнения творческого домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова. Основа слова и окончание»

План-конспект урока русского языка (6 класс)

Тема: «Состав слова. Основа слова и окончание»


Цели: изучить и закрепить изученный ранее материал; отработать навык разбора слова по составу; развивать орфографическую зоркость; совершенствовать связную устную речь; развивать логическое мышление

Оборудование: - раздаточный материал; - карточки;-интерактивная доска;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок - прогулка по полянкам знаний. И на этих полянках мы будем собирать жетоны. Кто больше жетонов насобирает, тому мы присвоим почетное звание «Умнички». А для начала разделимся на 2 группы. Присвоим название командам «Грамотеи», «Лингвисты».

(класс делится на группы раздаются желтые и зеленые листочки)

1 поляна – Разминочная. Выполнение тестов по пройденной теме.

  1. Какие слова называются пофессиональными?

А) Слова употребляемые дома

Б) слова употребляемые в школе

В) слова употребляемые в коллективе

Г) слова используемые иностранцами

2. Что такое профессия?

А) хобби

Б) интересное занятие

В) люди….

*Работа с учебником.

Упражнение 109 стр.54 (чтение текста выполнение заданий к тексту устно)

А) ответить на вопросы

Б) высказать свое мнение в форме рассуждения.

Ответ можно начать так:

  1. – Я считаю, что уроки нужно учить поздно вечером, потому что:….

  2. – Я думаю, что уроки надо учить после небольшого отдыха днем, потому что…..

2.Обьяснение новой темы.

Слово учителя. Текст состоит из слов, слова состоят из частей слова. Какие части слова мы знаем? Корень – түбір, основа – негіз, приставка, суффикс, - жұрнақ, окончание – жалғау. Раздел который изучает состав слова называется МОРФЕМИКА. Пример слова пришкольный.

3. Закрепление новой темы.

2 поляна - Соревновательная (за каждый верный ответ выдается ягодка)

а) Учитель: Ребята, кто-то забыл на полянке конверты, а я нашла и посмотрела, что в них. В каждом из них листок с одной загадкой и задание для вас. Вы должны выписать из текста загадки слова, состав которых соответствует схемам, нарисованным на этих же листочках. Но вначале мы с вами отгадаем загадку:

На окне стоит горшок,

А в горшке растет цветок,

Посмотреть - не разберешь:

Не растение, а еж.

(кактус)

Кто быстрее и больше выпишет слов в таблицу, по соответствующим схемам?

Образец: окне, стоит, растет (корень, окончание, основа) ∩□˄

цветок, растение (корень, суффикс, окончание, основа) ∩˄□

посмотреть (приставка, корень, суффикс, суффикс, основа) ⌐∩˄˄□

разберешь (приставка, корень, окончание, основа) ⌐ ∩ □

∩□˄

∩˄ ∩˄□

⌐∩˄˄□

⌐∩□













3 поляна - Сообразительная

*Работа с учебником у доски

* Творческая работа (стр.55)

*Работа с карточкой

На поляне кто-то рассыпал орехи. Внутри каждого из них три листочка, на каждом листочке написано слово. Но одно из этих трех слов лишнее. Какое?

Задание: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.

1 группа - пот, потолок, потливый

2 группа - море, морщины, морской

1 группа - боль, больница, большой

2 группа - водить, вода, подводник

4 поляна - Находчивая задание на мультимедийном экране.

*Игра «Кто находчивее?»

Учитель: А теперь вы попробуете из указанных на экране частей слова собрать слова. Кто первый справится с заданием - поднимите руку.

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс возьмите из слова «обращение».

Добавьте к слову окончание сущ. ср.рода, им.падежа (склонение)

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку - из слова «приложение», суффиксы - из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово - часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень - из слова «игрушка», суффиксы - из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул» (поиграл)

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)

5 поляна – Полиглот

*Переведите предложения на русский язык. Перевод запишите. В словах выделите окончания.

Жаңа оқу жылы басталды. Біз мектепке келдік. Жазды жақсы өткіздік. Біз алтыншы сыныпта оқимыз. Біз көптеген жаңа пәндер оқимыз.

Подведение итогов, подсчитывание жетонов. Победившей команде присваивается звание «Умнички».

4.Рефлексия.

Учитель: Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо. Но мне очень хотелось бы, чтобы вы сегодня оценили работу.

Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

(Всем ученикам предлагаются зеленые, желтые, красные карточки. Учитель при выставлении оценок учитывает мнения и выполнение домашнего задания (теста) учеников.)

5.Домашнее задание. Разобрать слова по составу: небольшого, подводный, машинистов, придумал, заволновалось, льдинка, солнышко.

































Задание 1 Отгадайте загадку

На окне стоит горшок,

А в горшке растет цветок,

Посмотреть - не разберешь:

Не растение, а еж.


Кто быстрее и больше распределит слова в таблицу по соответствующим схемам?

∩□˄

∩˄ ∩˄□

⌐∩˄˄□

⌐∩□














Задание 2: найдите «третье лишнее» слово и объясните свой выбор.

1 группа- пот, потолок, потливый

2 группа- море, морщины, морской

3 группа- боль, больница, большой

4 группа- водить, вода, подводник



Задание 3

А) Возьмите тот же корень, что в слове «клонится».

Добавьте приставку, которая есть в слове «слезет».

Суффикс возьмите из слова «обращение».

Добавьте к слову окончание имя существительное, среднего рода, именительного падежа

Б) Возьмите корень из слова «полагать», приставку - из слова «приложение», суффиксы- из слова восклицательный, а окончание- из слова «числительное». Подсказка: получится слово - часть речи, обозначающая признак предмета

В) Возьмите приставку из слова «подруга», корень - из слова «игрушка», суффиксы - из слова «читал», а окончание в этом слове будет такое же, как в слове «стул»

Г) Это будет слово, однокоренное со словом «летчик». Добавьте к корню такую же приставку, как в слове «перепрыгнул». Оба суффикса этого слова такие, как в глаголе «слышать» (перелетать)




Тесты на повторение


Ф.И.О. учащегося________________________________________


  1. Какие слова называются пофессиональными?

А) Слова употребляемые дома

Б) слова употребляемые в школе

В) слова употребляемые в коллективе

Г) слова используемые иностранцами

2. Что такое профессия?

А) хобби

Б) интересное занятие

В) люди

Г) это род занятий, определенная форма трудовой деятельности

3. Слово «термин» от латинского ..

А) зарубежье

Б) предел, граница

В) страна

Г) великодушие

4. Где можно найти сведения о терминах?

А) в газете

Б) в книге

В) в словаре

Г) дома

5. С каких языков заимствованы слова штурм, экран, спорт, базар?

А) казахского, тюркского, ингушского, иранского

Б) немецкого, французского, английского, тюркского

В) туркменского, английского, немецкого, французского

Г) кувейтского, тибетского, узбекского, польского

6. С какого языка заимствовано слово «карандаш»?

А) турецкого

Б) китайского

В) тюркского

Г) французского








Работа с сигнальными карточками.


Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.


Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.


Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.



















Школа – гимназия № 35











Открытый урок проведенный в 6 классе

«Состав слова. Основа слова и окончание»








Учитель русского языка и литературы

Сырымова Гульнур Сырымовна









Атырау 2015 – 2016 у.г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слова. Основа слова и окончание

Автор: Cырымова Гульнур Сырымовна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Морфемика Состав слова Основа слова. Окончание."
    ["seo_title"] => string(43) "morfiemikasostavslovaosnovaslovaokonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "276345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452704685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Состав слова. Основа и окончание"
    ["seo_title"] => string(29) "sostavslovaosnovaiokonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "284500"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453991281"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "конспект урока русского языка на тему: Состав слова.Основа и окончание. "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "195894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427977729"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "5 класс Тема: "Состав  слова. Основа  и  окончание.""
    ["seo_title"] => string(47) "5-klass-tiema-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "252245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447347428"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Открытый урок по русскому языку "Состав слова. Основа и окончание." "
    ["seo_title"] => string(66) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-sostav-slova-osnova-i-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "142421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418295323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства