Показательный урок для молодых специалистов, проведенный с использованием инновационной технологии
Предмет: Русский язык
Класс: 6
Дата проведения:13.10
Учитель: Байжанова Р.Б.
Тема урока:
Морфемика
Состав слова
Основа слова. Окончание.
Цели урока:
А) образовательные: познакомить с новым разделом, показать состав слова,объяснить новые понятия.
Б) развивающие : развитие речи, расширение кругозора, , пополнение словарного запаса школьников.
В) воспитатаельные:воспитание правильного выполнения домашнего задания
Тип урока: изучение нового материала. Комбинированный.
Оборудование: Ромашка Блума с вопросами для повторения, таблицы, индивидуальные карточки, презентация « Состав слова», почтовый ящик с пригласительными билетами, оценочные листы, дерево для рефлексии, листы А-3, маркеры, фломастеры, плакаты с правилами работы в группе, критериями оценивания.
Эпиграф к уроку: « Слова, дружище,-это как листья на дереве, и чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать как растет дерево»
М. Горький
Ход урока:
Организационный момент
1обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на на уроке
2. психологически подготовить учащихся к общению
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Готовы ли к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Учащиеся (хором): Мы хороший дружный класс
Все получится у нас! Класс!
Деление на группы :раздаю карточки со словами ОСНОВА, ОКОНЧАНИЕ
Первая группа – Основа; вторая – Окончание.
Ребята, в каждой группе должен быть спикер, который оценивает работу членов группы на каждом этапе. Избирают спикеров и « хранителей времени»
Этап проверки домашнего задания
Ребята, на прошлом уроке мы писали изложение. На дом было задано повторить пройденные правила. На доске вы видите красивую ромашку. На обратной стороне каждого лепестка вопросы . Ваша задача ответить на эти вопросы.
Ребята по одному подходят , берут лепестки и отвечают на вопросы (ромашка Блума)
1.Что изучает лексика?
2.Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения? Привести пример.
3. Как называются слова, которые имеют только одно лексическое значение? Провести пример.
4.Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? Привести примеры
5. Прямое и переносное значение слов. Привести примеры.
6. Что такое общеупотребительные слова? Привести примеры.
7. Что такое термины?
8. Что такое профессионализмы? Примеры.
9 Что такое заимствованные слова? Примеры.
10. Интернациональные слова? Примеры
Взаимосвязь пройденной и новой тем.
На прошлых уроках мы проходили лексику.. Лексика - это словарный состав языка. Основная единица лексики-это слово. А из чего же состоят слова? Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется морфемика. Здесь мы изучим состав слова и остановимся на основе и окончании слова..
Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, посмотрите на эпиграф нашего урока. О каком дереве идет речь? Речь идет о словообразовательном дереве, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке у слова есть корень, а от него берут начало свое многочисленные веточки. Вам сейчас предстоит составить словообразовательное дерево от корня: ДРУГ, БЕРЕГ.
1 Морфемика- это раздел науки о языке, котором изучается состав (строение) слова.
2. Состав слова ( Соз курамы)
Приставка. Корень, суффикс, окончание.
Эти слова называются общим словом – морфемы.
3. Основа слова- часть слова без окончания ( в основу входят приставка, корень, суффикс)
Машина, дома, мальчики.
Основа ( создин негиздери)
Основа ( создин негизи)
Мягкая твердая
Заканчивается на мягкий Заканчивается на
согласный звук твердый согласный звук:
лагерь, картофель завод, стол
4. Окончание ( жалгау)- это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окно, рубашка
Окончание может быть нулевым .Окончание, которое не выражено звуками, называется нулевым.
Стол, стул
Закрепление нового материала. Для закрепления нового материала, сейчас мы выполним несколько залданий. Но прежде, чем начать работу я хочу раздать оценочные листы. Выбираем спикера каждой группы, который будет оценивать работов членов группы.
ЗАДАНИЕ 1
Подчеркните основу слова и окончание.
А) Дома, ученики, работа,школа, доска,стол, мир, знание, дерево, окно, задача, предмет.
Б) Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.
( имеет окончание- окончивается на …)
Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать,бесшумный, урок, сказка,написала.
Задание 2. ( Развитие речи, работа с учебником)
«Когда лучше учить уроки?» , чтение,ответы на вопросы.
1.Почему в класе было шумно?
2.О чем спорили ребята?
3. Что сказал Болат?
4. Можно ли согласиться с Болатом?
Задание3. Игра – « Назовите последнее слово», в словах подчеркните основу и окончание.
Кто шагает с сумкой книг утром в школу…( )
Очень скоро встретит вас наш веселый, светлый …( )
В коридоре топот ног, то зовет всех в класс …( )
Если ты все будешь знать, то получишь в школе… ( )
Быть должны всегда в порядке твои школьные …( )
Я сижу и чуть не плачу: очень трудная … ( )
Веселятся Коля, лена – это значит …( )
Задание 4 Почтальон( игра). Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Игра называется « Почтальон». Заносится почтовый ящик, в котором пригласительные билеты.
Ученики должны определить и угадать по данным четырем словам, куда их пригласили.
Например: гвозди, станок, молоток, топор,- их пригласили в мастерскую. В этом слове надо подчеркнуть основу и окончание.
школа | зоопарк | огород | парк | цирк | столовая |
Книжки Дневники Карандаши Учитель | Обезьяна Жираф Клетка Лев | Картошка Лопата Трава Морковь | Дорожки Скамейка Березки Деревья | Клоуны Медведи Тигры Акробаты | Торт Пирожки Хлеб Суп |
Задание 5. Спасите предметы от одиночества, добавив в слова окончания. Подчеркните основу и окончание.
Ученик- Календарь-
Пассажир- Ручка-
Кот- Собака-
Школьник- Школьница-
Учитель-… Учебник-
Класс-… Кабинет-
Задание 6. Составьте казахское слово из двух частей в левой и правой колонке и переведите на русский язык. Подчеркните основу и окончание.
Бост-___ лем___ свобода
Анық лық определение
Бала тік детство
Сеп тандық падеж
Сөй- тауыш предлжение
Задание 7 Творческое задание.
1.Что стоит посередине реки Волги - буква л
2. Какое море в доме имеет две буквы «н» ? - ванна
3. Какого камня нет в Черном море?- сухого
4. Под каким деревом сидел заяц во время дождя? – мокрым.
5. По чему люди ходят в обуви?- по земле.
Физкульминутка
Задание 8. Разноуровневые задания
1.Подчеркните основу и окончание
Роза, газета, книга.
2.Отгадайте загадку, в ответе подчеркните основу и окончание
Зимой и летом одним цветом (елка)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает ( замок)
3. Ответьте на вопросы
Какой язык имеет две буквы «с»? - русский
Деревянный человек - Буратино
Какой вид транспорта имеет две буквы «Л» ? ( троллейбус)
Закрепление нового материала.
Игра « Вставьие в устойчивые сочетания слов названия животных»
1.Колюч как- (еж)
2. труслив как- ( заяц)
3. хитер как - ( лиса)
4. нем как - ( рыба)
5. грязен как- ( свинья)
Подчеркните окончание и основу слов
Домашнее задание
Упражнение 7, стр.52
Дополнительно упр.9,10, стр. 53-54
Рефлексия: Ребята, я какое сейчас время года? Я сейчас вам раздам листочки осенних деревьев, на обратной стороне вы ответите на вопросы и мы украсим этими листьями наше дерево познания .
Что мы изучили нового?
Что мы не знали?
Что яуже знал?
Что хочу познать
Оценивание. Спикеры объявляют оценки.
Домашнее задание .
Спасибо за урок!