По данной теме ребята самостоятельно ищут дополнительный материал через интернет,учатся систематизировать сведения,работают со справочниками,с энциклопедией.Урок несет и воспитательную задачу:
умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, отстаивать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Состав слова и морфемный анализ слова »
Рысымбетова Ж.Е
учитель русского языка и литературы
сш имени Ы.Алтынсарина
ст Шамалган Карасайского района
Тема урока:
Состав слова.
Цель урока:
1. Обобщить и систематизировать материал по указанной теме.
2. Совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора; развивать умения работать с книгой, самостоятельно подбирать материал к докладу .
3. Воспитывать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Оборудование:
Интерактивная доска,слайды с правильными ответами
Высказывания Сухомлинского.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя.
Постановка ТДЦ урока
II. Выступления докладчиков.
1. Тема "Состав слова".
Учащиеся записывают план выступления.
(К этому опорному конспекту докладчики обращаются в ходе выступления).
Далее выступающий предлагает записать в два столбика слова:
- Всегда ли с помощью суффикса образуются новые слова?
Затем слово предоставляется ученику-рецензенту.
2. Тема "Исторические изменения в составе слова".
Непродуктивные приставки:
па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;
пра-: правнук, прабабушка и др.;
су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.
Непродуктивные суффиксы:
-ень: бивень, ливень;
-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;
-яй: лентяй, слюнтяй;
-ежь: молодежь;
-арник: кустарник.
Историческая справка:
Докладчик говорит, что некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.
В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.
Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.
С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.
Рецензент дает оценку докладу.
3. Тема "Правописание гласных и согласных в приставках".
Учащиеся записывают план ответа.
Далее докладчик предлагает сгруппировать следующие слова по орфограммам, обозначить условия их выбора:
Затем он диктует высказывания В. А. Сухомлинского и предлагает подчеркнуть орфограммы в приставках и графически обозначить их.
1) Человек владеет и родной речью, и азбукой музыкальной культуры — способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии — только в годы детства.
2) Жить в обществе — это значит уметь поступиться своими радостями во имя благополучия, покоя других людей.
3) Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
III. Рефлекция .
Учащиеся подводят итоги: говорят о том, что удалось, что не получилось в выступлениях, выставляют оценки.
IV. Домашнее задание. Упражнение №55
По данной теме ребята самостоятельно ищут дополнительный материал через интернет,учатся систематизировать сведения,работают со справочниками,с энциклопедией.Урок несет и воспитательную задачу:
умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, отстаивать свою точку зрения.