воспитывать уважительное отношение к своему здоровью.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Дети, поделитесь, пожалуйста, со мной своим настроением (ребята поднимают эмблемы настроения, см. Приложение 1)
-А для работы, как вы думаете, какой лучше настрой выбрать?
-Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.
II. Чистописание.
-А сейчас задание по чистописанию.
Прежде чем начать писать, выполним упражнение для развития мышц рук, которые помогут красивее писать. (Выполнение упражнений «Колечко» и «Скалочка», см. Приложение 2)
Напишем такие сочетания: ник лыж и
-Что вы можете сказать об этих сочетаниях? Какое слово из них можно составить? (лыжники)
-Напишите это слово несколько раз.
-Чем являются данные сочетания в слове лыжники?
-Кто из вас догадался, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? (О составе слова)
III. Постановка цели урока.
-Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем творческую игру по русскому языку.
Цель игры-проверить, насколько хорошо мы изучили тему «Состав слова».
Ученые называют этот раздел русского языка Словообразование
-Как вы думаете, что изучает этот раздел?
-Итак, сегодня на уроке мы будем учиться образовывать слова.
IV.Работа по теме урока.
-Нам предстоит сложная и интересная работа. Подготовимся к ней. Выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания «Горизонтальная восьмерка» (см. Приложение 3)
1.Работа над корнем слова.
-Как вы считаете, какая часть слова самая главная? (Корень)
-Как вы думаете, почему ученые использовали именно это слово для названия главной части слова?
Работа в группах.
Вам необходимо «посадить» корень слова, «вырастить» деревце, получить как можно больше «листьев»(однокоренных слов)
-сад- -дом- -вод- -лес- -гриб- -зим-
Каждая группа зачитывает придуманные слова.
2.Работа с приставками.
-Что вы знаете о приставке?
-В русском языке более 40 приставок. С некоторыми мы уже знакомы, о других нам еще предстоит узнать.
-А сейчас выпишите слова с приставками.
Спрыгнуть, полотенце, доброта, доплыть, помыть.
-Какие приставки можно выделить в этих словах?
-Припишите как можно больше приставок к слову бежать.
Физминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки вверх поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
3. Работа с суффиксами.
-Если мы с вами наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а …(котище), не дом, а … (домище).
-Какая часть слова помогает таким превращениям? (Суффикс)
-Запишите слова котище и домище, выделите в них суффиксы. (-ищ-)
-Образуются ли при помощи суффиксов новые слова?
-Образуйте новые слова при помощи суффиксов.
На доске ромашка. В сердцевине ромашки написаны суффиксы:-н-, -ов-, -ек-,
-ин-, -еньк-, -очк-, -ышк-, а на лепестках ромашки написаны слова: осень, клен, зверь, сокол, красный, ваза, солнце.
Дети зачитывают полученные слова.
-Какую же важную роль выполняют приставки и суффиксы?
Шуточная физминутка
Игра – кричалка заключается в том, что каждый вопрос водящего должен сопровождаться хоровым ответом: «Вот так!» - и жестом показывают нужное движение.
- Как живешь?
- Вот так! – показать большой палец.
- Как идешь?
- Вот так! – прошагать двумя пальцами по ладошке другой руки.
- Как бежишь?
- Вот так! – согнуты руки в локтях и показать, как ими работают во время
бега.
- Как берешь?
- Вот так! – сделать движение к себе.
- А даешь?
- Вот так! - сделать движение от себя.
- А шалишь?
- Вот так! – надуть щеки и разом стукнуть по ним.
- А грозишь?
- Вот так! – погрозить пальцем соседу.
4.Работа с окончаниями.
-Прочитайте предложение.
В гости хорошо, а дом лучше.
-Получилась пословица? (Нет)
-Что нужно сделать, чтобы восстановить пословицу? (Изменить слова)
-Какая часть слова нам поможет связать слова в предложении между собой? (Окончание)
-Что такое окончание?
-Запишите пословицу, меняя окончания.
-Назовите окончания слов, которые вы изменили.
-Объясните смысл пословицы.
V. Подведение итога урока.
-Зачем нужно уметь находить части слова?
-Что нового узнали на уроке?
-Над чем еще нужно поработать на уроке?
-Какой момент урока больше всего понравился и чем?
VI.Рефлексия.
-Оцените свое участие на уроке с помощью эмблем.
-Ребята, которые активно работали на уроке, получают дипломы. (Вручаю дипломы)
Приложения
Приложение 1.
Приложение 2
Упражнение «Колечко».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
Упражнение «Скалочка» ( 10-15 с.)
- Покатать ручку между ладонями.
- Покатать ручку между большим и указательным пальцам
Приложение 3
Упражнение «Массаж точек мозга».
При надавливании на определенные точки активизируется процесс поставки кислорода в мозг. От косточек ключиц примерно на 2 -3 см ниже находятся углубления. Надавливать на них большими пальцами. Можно большим пальцем правой руки надавливать на одну точку, а левую руку положить на живот ( с этого лучше начинать). На счет 8 делаем в одну сторону, затем в другую.
Упражнение «Горизонтальная восьмерка».
Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы Затем подключите язык, то есть рисуйте восьмерку не только пальцами, но и синхронно языком, хорошо выдвинутым изо рта, продолжая следить глазами за движением пальцев.