• закрепить знание орфограмм «проверяемые безударные гласные в корне», «-н- и –нн- в суффиксах отымённых прилагательных и причастиях »;
• повторить типы текста и стили речи;
• воспитывать у учеников любовь к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Формулирование цели и задач урока. Обоснование взаимосвязи с предыдущим уроком.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я прошу вас не волноваться, работать внимательно, быстро, продуктивно.
- На прошлых уроках мы повторили простое предложение, виды обособлений. Прочитайте тему урока. Как вы думаете, чему мы научимся?
-Оказывается, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое. Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями или объединять все их в сложные? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Как отличить простое предложение от сложного, а союзное от бессоюзного? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если вы выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее. Тем самым подготовив себя к сдаче ГИА.
II. Повторение и закрепление сведений о сложных предложениях, изученных в 5-8 классах.
1.- Какие предложения называются сложными?
- Прочитаем, какое определение сложного предложения даётся в учебнике на с. 20.
2. Проблема: найти разницу между предложениями. (Слайд 2, 3)
• Кругом синели и сверкали в утреннем блеске поля, освобождённые из-под снега.
• Глядел мальчик очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.
- Найдите грамматическую основу или основы предложений. Составьте схемы предложений.
- Произнесём предложения вслух и попробуем определить интонацию конца предложений.
- Обладают ли простые предложения с составе сложного интонационной законченностью? (Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, а связываются по смыслу и особенностям произношения в одно целое.) (слайд 4)
III. Знакомство с основными видами сложных предложений. Групповая исследование. Класс делится на две группы по четыре человека. Каждая группа готовит сообщение о видах сложных предложений, готовит примеры по каждому виду. Примеры выразительно читаются, записываются на доске и в тетрадях. В предложениях дети находят грамматическую основу, указывают средства связи.
Задание 1 группе: охарактеризовать сложные союзные предложения, привести примеры.
Задание 2 группе: охарактеризовать бессоюзные сложные предложения, привести примеры.
Обобщение (Слайд 5, 6, 7)
Слово учителя. Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы можно было выявить структуру текста, передать его эмоциональное напряжение. Они, по словам К. Паустовского, «как нотные знаки твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (слайд 8)
Физминутка
IV. Комплексная работа с текстом (распечатать, слайд 9)
Цель: формирование умения находить (видеть) бессоюзные сложные предложения в тексте.
Сила и мощь слова зависят от того как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи как владеет ею.
Мы все несём ответственность за чистоту нашего языка. В творчестве поэтов, истинных ценителей русского языка, звучит горячий призыв берегите русский язык не дайте стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла не замутите подводную реку русского языка.
Язык для поэта это величественная симфония дарующая радость творчества наполняющая смыслом жизнь вносящая в свою гармонию в разум и чувства. Между языком и поэтом двусторонняя связь не только поэт преобразует язык но и язык обогащает творческие и духовные силы поэта являясь жизненно необходимой его частью миром его жизни условием существования.
Задания: (слайд 10)
1. Расставьте недостающие знаки препинания, проанализируйте пунктуацию. Как вы думаете, что появилось раньше, знаки препинания или пунктуационные правила?
2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.
3.Назовите предложение, в котором, на ваш взгляд, выражена основная мысль текста.
4. Определите тему текста.
5. В первом предложения текста найдите страдательное причастие.
6. Видите ли вы здесь бессоюзное сложное предложение?
7. Легко ли читать без знаков препинания?
V. Проверочная работа
Каждый ученик выбирает себе задание по уровню сложности
Красная карточка – задание сложное. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Мои мечты» (5 сложных предложений разных видов).
Голубая – задание средней тяжести.
День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато–оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.
Задание: расставить знаки препинания. Какое это предложение по структуре? Выполнить морфемный разбор причастия.
Зелёная – задание простое. Расставить знаки препинания, определить вид сложных предложений.
1. Сердце мое больно сжимается когда я вспоминаю моего маленького друга. (А. де Сент-Экзюпери)
2. В Диканьке никто не слышал как черт украл месяц.
3. Роняет лес багряный свой убор Сребрит мороз увянувшее поле Проглянет день как будто поневоле И скроется за край окружных гор.
4. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами.
5. Красавица хотела что-то сказать но кузнец махнул рукою и убежал. (Н.В. Гоголь)
VI.Рефлексия
Итак, пришла пора подвести итоги. Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем,
Что дал вам сегодняшний урок?
Что вы вынесли из него?
С какими чувствами покидаете класс?
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
А) знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Б) Ах, как я устал от этой суеты.
В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
Г) Готовиться к экзамену не так-то просто. (слайд 11)