Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. Воспитательные:
формировать их личностную позицию;
воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Формирование знаний о сложном бессоюзном предложении.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью; показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;
2. Воспитательные:
формировать их личностную позицию;
воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины.
3. Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока (средства обучения):
Запись на доске:
тема урока;
стихотворный текст для анализа;
дополнительное задание.
таблица
тренировочные упражнения
Мультимедийный проектор
Презентация к уроку
Работа во флипчарте
На рабочем столе учащихся: учебник по русскому языку; тетради, ручки и карандаши.
Структура урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания
Сообщение темы урока и постановка целей.
Работа с эпиграфом к уроку.
Работа с предложениями с опорой на домашнее задание и тренировочными предложениями (флипчарт)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
I Ход урока
I. Организационный этап
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Работа с журналом.
II. Проверка домашнего задания
Сделать опорный конспект по теме «Сложные предложения»; по Толковому словарю Ожегова найти значение слова доброта, подобрать к нему синонимы и антонимы; подобрать высказывания известных людей о доброте, небольшие рассказы или притчи, стихотворения.
Домашнее задание проверяется в процессе работы над темой урока.
III. Сообщение темы урока и постановка целей.
Бессоюзные сложные предложения (Тема урока записана на доске)
1. Актуализация уже имеющихся знаний о сложном предложении.
Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока и заполним таблицу, которая состоит из трех столбиков.
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
2.Работа с эпиграфом к уроку
Нет, не гибнет в жизни большой Всё, на что сердце твоё откликается. Живи беспокойно, живи с маетой: С доброты человек начинается.
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета — собственно русское образование от существительного мая — «тяжелая работа, мученье» посредством суффикса -ет-.
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы. (С доброты человек начинается)
Записать последнюю строчку эпиграфа к себе в тетрадь.
1. Обратите внимание на написание слова, Доброта
2. Проникаем в тайну слова «доброта»- как вы понимаете его значение?
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Добро — всё положительное, хорошее, полезное (словарь Ожегова).
Слова — «Друзья» — слова, также имеющие суффикс отвлечённого значения -от-: чистота, красота, теплота.
— Находим «родственников»- подбираем однокоренные слова
Существительные
Прилагательные
Глаголы
добряк
добродушный
добреть
доброжелательность
доброкачественный
одобрить
добрососедство
добросовестный
— Определите структуру 2 предложения и укажите знаки препинания в нем. (2-ое предложение — сложное бессоюзное: состоит из двух частей; между ними ставится двоеточие, так как второе предложение объясняет причину того, о чем говорится в первом)
— Прочитайте выразительно бессоюзное сложное предложение, соблюдая правильную интонацию. (Конец первого предложения произносится с неспокойным понижением голоса, показывающим, что за этим предложением следует второе; между предложениями делается пауза)
3.Понятие сложного бессоюзного предложения
Бессоюзное сложное предложение — это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией (без союзов или союзных слов).
Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания простых предложений в их составе и выражаются интонацией (в устной речи), знаками препинания (на письме).
Примеры предложений с различной интонационной связью:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.) Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Противопоставление.) Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. (Пояснение.)
4. Тренировочные упражнения.
1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь. Постройте схемы 1,5,8
1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. 2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал. 3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал. 5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть. 6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. 7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе. 8) Алешка поднялся — заря еще не занималась. 9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.
Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.
2.Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное. Бессоюзные записать в тетрадь. Постройте схемы 1,2,10.
1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже. 2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой. 3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег. 4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху. 5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала. 6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою. 7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален. 8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм. 9) Едешь на день, хлеба бери на& nbsp;неделю. 10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.
1.У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (это сложносочиненное предложение)
2. Мы знаем: главное предназначение человека — оставить свой добрый след на земле. [дополнение]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое — знаем)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна [причина]. (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
4.Работа с учебником
Упр.391, стр. 176 (учимся доказывать). Перепишите предложения. Докажите с помощью приведенной схемы, что все предложения — бессоюзные сложные. Назовите «приметы» бессоюзного сложного предложения.
5.Собери пословицу.
Получив добро — помни, сделав — забудь. Жизнь дана на добрые дела. Добрые умирают, да дела их живут. Добро желаешь — добро делай. Помогай не словами, а делом
6. Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
1. С детских лет постигаем мы истину… 2. Держится мир на доброте… 3. Хочешь изменить мир к лучшему…
7. После данных предложений предлагается заполнить колонку «Узнал(а)», располагая ответы напротив вопросов, находящихся в колонке «Хочу узнать».
Знаю
Хочу узнать
Узнал (-а)
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
Что такое сложные бессоюзные предложения?
БСП – это сложные предложения, в которых простые предложения связаны по смыслу и интонацией
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
Из чего они состоят?
Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Как выражаются смысловые отношения между частями бессоюзных предложений?
По смыслу (на письме) и интонацией (в устной речи)
Само название “бессоюзные” говорит о том, что в них нет союзов.
При помощи каких знаков в них соединяются простые?
. , ; :-
8. Ребята, проверим ваше последнее домашнее задание. Прочитайте стихотворения, высказывания известных людей, небольшие рассказы или притчи о доброте.