Просмотр содержимого документа
«Согласованное и несогласованное определение»
ГУ «Новая СШ»
Открытый урок
русского языка в 8 классе
Тема:
Определение. Согласованные и несогласованные определения
Цели урока: активизировать ранее усвоенные знания учащихся о
второстепенных членах предложения;
расширить понятие об определении: согласованные и
несогласованные определения.
Тип урока: объяснение нового материала.
Технология урока: технология критического мышления.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал
Учитель: Байбекова М.А.
2016 год
1 карточка. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…»
2 карточка. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»
«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами»
1 карточка. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…»
2 карточка. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»
«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами»
ВАРИАНТ 1
1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.
А) юная школьница
Б) скульптура из бронзы
В) желание выступать
Г) покрытие в три слоя
Д) чарующий аромат
2. Замените согласованные определения несогласованными
А) полосатые брюки
Б) золотой браслет
В) материнское сердце
Г) светловолосая девушка
ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА
1. А) согл
Б) несогл
В) несогл
Г) согл
Д) несогл
2. А) безоблачное небо
Б) городская девушка
В) привокзальная площадь
Г) ночное дежурство
ВАРИАНТ 2
1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.
А) длинные волосы
Б) яйцо всмятку
В) мечта путешествовать по свету
Г) нарисованное солнце
Д) платье из шелка
2. Замените несогласованные определения согласованными
Играет классическая музыка П.И.Чайковского «Осень»
- Закройте глаза и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните негативные эмоции, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза.
Доброе утро! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Выполняют задания учителя
Закрывают глаза
Делают глубокий вдох и выдох
Открывают глаза
Садятся на места
2.
Опрос домашнего задания
( 2 мин)
3.
Определение темы урока. Целеполагание.
3 мин
Мини - эссе на тему «Осень»
- А теперь, ребята, посмотрите на монитор, на картину известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
- Послушайте стихотворения об осени. Кто автор этих строк?
1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)
2) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной. (И.Бунин)
3) Скучная картина!
Тучи без конца… (А.Плещеев)
- Как вы думаете, без каких слов мы не смогли бы увидеть осенние
картины так, как их показали поэты?
- какими средствами художественной выразительности представлены эти слова?
-что такое эпитет?
-а каким членом предложения являются данные слова?
Вывод:Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении.
- Какую цель поставим перед собой?
- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока:
Четырнадцатое ноября.
Классная работа.
Определение. Согласованное и несогласованное определение
Ответы детей:
Тютчев Ф.И., Бунин И.А.
(дивная, хрустальный, лучезарны, расписной, веселый и др.)
Эпитет
Художественное определение
Определением
Ответы детей:
Повторить ранее изученное об определении, узнать о согласованных и несогласованных определениях, научиться различать их
4.
Повторение теоретического материала
8 мин
- откройте параграф 17 на стр.73
- работая с параграфом, ребята, вы будете заполнять таблицу
Это поможет вам сосредоточить внимание на самых главных и трудных вопросах
- Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения согласованных и несогласованных определений. Для этого нам нужно выполнить следующее задание. Для начала нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика
Золотая береза, накидка из шелка, наша березка, желание полюбоваться, лист березы, любое деревце, ее наряд, береза напротив, последние листочки, опустевший сад
Проверка по ключу (слайд )
Согласование: золотая береза, наша березка, любое деревце, последние листочки, опустевший сад
Управление: накидка из шелка, лист березы, ее наряд
Примыкание: желание полюбоваться, береза напротив
А теперь найдите согласованные и несогласованные определения. Какой вывод мы можем сделать? Какой способ связи соединяет согласованное определение с определяемым словом? Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений. Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения?
1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании.
2. Между главным и зависимым словом связь согласование?
3. если да, то это согласованное определение
4. если нет, то это несогласованное определение
Ответы детей:
Согласование, управление, примыкание
Выполняют задание учителя: распределяют словосочетания по столбикам
Проверка-самоконтроль
6. Закрепление материала.
10 мин
А) Упражнение 120 на стр.73
Прочитайте. Найдите согласованные и несогласованные определения. Спишите, подчеркните определения.
Проверка.
Б) Работа в группах с художественным текстом. Раздаются карточки с заданиями для групп.
Задание: Назвать произведение и автора, найти согласованные и несогласованные определения.
1 карточка. «В… доме с.. колоннами, антресолью и … балконом жила некогда барыня, вдова. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».
«С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту… Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из…досок, истинно богатырскую кровать…»
2 карточка. «Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца… Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.»
«На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, … уздечка на коня и путы с бляхами»
Проверка.
Как вы думаете какую роль выполняют в тексте и в речи согласованные и несогласованные определения?
Резервное задание:
В) А теперь давайте поработаем самостоятельно.
(Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта)
Взаимопроверка (работа в парах)
ВАРИАНТ 1
1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.
А) юная школьница
Б) скульптура из бронзы
В) желание выступать
Г) покрытие в три слоя
Д) чарующий аромат
2. Замените согласованные определения несогласованными
А) полосатые брюки
Б) золотой браслет
В) материнское сердце
Г) светловолосая девушка
ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА
1. А) согл
Б) несогл
В) несогл
Г) согл
Д) несогл
2. А) безоблачное небо
Б) городская девушка
В) привокзальная площадь
Г) ночное дежурство
ВАРИАНТ 2
1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные.
А) длинные волосы
Б) яйцо всмятку
В) мечта путешествовать по свету
Г) нарисованное солнце
Д) платье из шелка
2. Замените несогласованные определения согласованными
А) небо без облаков
Б) девушка из города
В) площадь у вокзала
Г) дежурство по ночам
ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА
1. А) согл
Б) несогл
В) несогл
Г) несогл
Д) согл
2.А) брюки в полоску
Б) браслет из золота
В) сердце матери
Г) девушка со светлыми волосами
Выполняют упражнение
И.С.Тургенев «Муму»
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Делают текст и речь ярче, образнее, выразительнее
Выполняют задание по вариантам
Проверка – работа в парах
Итог урока
1 мин
- Что называется определением?
- Какими бывают определения?
- Какую роль играют определения в художественном тексте?
- Над чем мы работали в течение урока?
- Что удалось на уроке?
- Над чем еще нужно поработать?
Ответы детей
7.Рефлексия
1 мин
А сейчас я попрошу вас заполнить небольшую анкету, подчеркнув подходящий вам вариант ответа