2. Определение темы урока. Целеполагание. | - А теперь, ребята, посмотрите на экран (слайд 1) На экране эпиграф к уроку: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”. К.Г.Паустовский. - Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.С.Паустовского (чтение эпиграфа). - Какими словами Паустовский характеризует русский язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный) - какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? - что такое эпитет? -а каким членом предложения являются данные слова? Вывод: Вот мы и пришли к теме урока. Сегодня мы с вами будем говорить об определении. - Какую цель поставим перед собой? - Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока - На наших уроках мы продолжаем изучать русский язык. Что нового мы узнали на предыдущих уроках? (Мы начали изучать второстепенные члены предложения и познакомились с прямыми и косвенными дополнениями). | Эпитет Художественное определение Определением Ответы детей: Повторить ранее изученное об определении, узнать новое об определениях, научиться различать их и использовать в речи |
3. Повторение теоретического материала | - Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об определении и заполним таблицу, где это возможно, кроме колонки «Виды определений», т.к. мы их пока не знаем (слайд 2 ) ( По одной таблице каждой группе) Что обозначает | На какие вопросы отвечает | К каким частям речи относится | Какой частью речи выражено | Виды определений | примеры | Признак предмета | Какой? Чей? | Существительное местоимение | Прилагательное Причастие Порядковое числительное местоимение | | Зеленый лес бегущий человек первый урок мой карандаш |
| Ответы детей: Признак предмета Какой? Чей? К существительному и местоимению Прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением Заполняют таблицу
|
4. Изучение нового материала | Посмотрите на экран. Ребята, давайте попробуем выполнить следующее задание. Для начала нужно вспомнить виды связи слов в словосочетаниях. Прочитайте словосочетания, определите вид подчинительной связи и распределите их в три столбика (слайд 3 ) Белая береза, накидка из шелка, наша школа, желание учиться, лист дерева, любое задание, дом напротив, первый снег, играющий ребенок, сок из винограда, девочка с рюкзаком Проверка по ключу (слайд ) Согласование: белая береза, наша школа, любое задание, первый снег, играющий ребенок Управление: накидка из шелка, лист дерева, сок из винограда, девочка с рюкзаком Примыкание: желание учиться, дом напротив - Давайте внимательно посмотрим на словосочетания со связью согласование. (белая береза, наша школа, любое задание, первый снег, играющий ребенок - Подчеркнем определения. - Раз слова в словосочетаниях связаны при помощи согласования, то какие это определения? (Согласованные). - Определите, какой частью речи выражены согласованные определения. (Полными прилагательным и причастиями, местоимением, порядковым числительным). - А теперь обобщите свои наблюдения и скажите, какие определения называются согласованными. (Согласованные определения – это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями). - А теперь посмотрим на 2 и 3 столбики. Управление: накидка из шелка, лист дерева, сок из винограда, девочка с рюкзаком Примыкание: желание учиться, дом напротив Зададим вопрос от главного слова к зависимому ( накидка (какая?) из шелка, лист (какой?) дерева и т.д) - Чем отличаются эти определения от согласованных? (Видом подчинительной связи с главным словом: не согласование, а управление или примыкание) - Вы догадались, как называются такие определения? (Несогласованные) - Поясните, что это за определения. (Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием). Работа с учебником стр.94 (правило) Теперь мы готовы продолжить заполнение нашей таблицы. Как называются определения, которые мы уже записали в таблицу? А какие еще существуют определения? Какими частями речи могут быть выражены? Приведите примеры . Что обозначает | На какие вопросы отвечает | К каким частям речи относится | Какой частью речи выражено | Виды определений | примеры | Признак предмета | Какой? Чей? | Существительное местоимение | Прилагательное Причастие Порядковое числительное местоимение
Существительное наречие местоимение сравнительная степень прилагательного н.ф. глагола словосочетание | Согласованные определения
Несогласованные определения
| Зеленый лес бегущий человек первый урок мой карандаш
Маршрут автобуса В доме напротив его рассказ Книга поинтереснее желание учиться дом в два этажа Ваза из хрусталя
| Давайте сформулируем алгоритм разграничения согласованных и несогласованных определений. Что нужно сделать, для того чтобы определить вид определения? 1. Определить вид подчинительной связи в словосочетании. 2. Между главным и зависимым словом связь согласование? 3. если да, то это согласованное определение 4. если нет, то это несогласованное определение ( слайд 6) | Ответы детей: Согласование, управление, примыкание Выполняют задание учителя трое ( по 1 из каждой группы) учащихся у доски: распределяют словосочетания по столбикам Отвечают на вопросы Заполняют таблицу
Озвучивают пошагово свои действия по способу определения согласованных и несогласованных определений и оформляют алгоритм в опорных записях |
5. Закрепление материала. | А). На экране запись. ( слайд 7 ) Я подошел к огромному разросшемуся дубу. Волна счастья и радости захлестнула его. Книга сказок сохранилась в его библиотеке. Дребезжит третий звонок. - Подчеркнем определения и определим вид ( согл. или несогл.) -Запись и анализ предложений. - Каким способом связаны согласованные определения с определяемым словом? - Какими способами связаны несогласованные определения с определяемыми словами? Чем выражены определения? Б) Работа в группах Запись предложений с заданием подчеркнуть определения, указать, чем выражены, а также согласованные и несогласованные. ( слайд 9) 1. Приказ прекратить огонь был выполнен незамедлительно. 2. Я помню мамин голубенький платок из ситца. 3. Капитан пригласил нас перебраться в каюту попросторнее. 4. В момент вспышки молнии Алеша заметил у дома напротив незнакомую девочку лет десяти Физкультминутка. Давайте отдохнем и проверим, как вы умеете отличать согласованные определения от несогласованных. Итак, согласованные определения – работают руки, несогласованные определения – работают ноги. Кожаный пиджак, иллюстрированный журнал, книги из библиотеки, дорогой друг, юбка в клетку, полосатый шарф, желание хорошо учиться, медлительная походка В) А теперь давайте поработаем самостоятельно. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов, на обратной стороне даны ответы другого варианта) Взаимопроверка (работа в парах) ВАРИАНТ 1 1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные. А) юная школьница Б) скульптура из бронзы В) желание выступать Г) покрытие в три слоя Д) чарующий аромат 2. Замените согласованные определения несогласованными А) полосатые брюки Б) золотой браслет В) материнское сердце Г) светловолосая девушка ОТВЕТЫ ДЛЯ 2 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) согл Д) несогл 2. А) безоблачное небо Б) городская девушка В) привокзальная площадь Г) ночное дежурство | ВАРИАНТ 2 1. Определите какие из предложенных определений согласованные, а какие несогласованные. А) длинные волосы Б) яйцо всмятку В) мечта путешествовать по свету Г) нарисованное солнце Д) платье из шелка 2. Замените несогласованные определения согласованными А) небо без облаков Б) девушка из города В) площадь у вокзала Г) дежурство по ночам ОТВЕТЫ ДЛЯ 1 ВАРИАНТА 1. А) согл Б) несогл В) несогл Г) несогл Д) согл 2.А) брюки в полоску Б) браслет из золота В) сердце матери Г) девушка со светлыми волосами | | Выполняют упражнение ( индивидуальная работа) Выполняют упражнение Работают в группе Выполняют задание по вариантам Проверка – работа в парах |
6. Итог урока | Г)- Творческое задание Нет занятия интереснее, чем рассматривать фотографии. Вот девочка. Наверное, это школьница. Девочка. Она держит в руках шишку. Улыбка, взгляд, волосы. Куда уносят мысли мечтательницу? Скорее всего, в ней растет желание выпорхнуть из школы. - Что вы можете сказать о данном тексте? (Он неяркий, скудный невыразительный.) - Почему? (Нет определений, которые помогли бы красочно, точно и выразительно описать эту фотографию.) - Постарайтесь исправить недочет, распространите текст, включая согласованные и несогласованные определения ( проверка слайд10) Что называется определением? - Какими бывают определения? - Над чем мы работали в течение урока? - Что удалось на уроке? - Над чем еще нужно поработать? - Зачем нам нужен был этот урок? | Ответы детей Ответы детей |