kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласные звуки и буквы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Согласные звуки и буквы.

Цели урока:

1. Формировать понятие о согласных звуках  и буквах, умения различать гласные и согласные звуки, умения определять качество согласных звуков на слух – твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные.

2. Совершенствовать умение правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы.

3. Способствовать воспитанию интереса и положительного отношения к учебе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: словесные, наглядные, практические, игровой, ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы.»

Урок русского языка


Тема: Согласные звуки и буквы.

Цели урока:

1. Формировать понятие о согласных звуках и буквах, умения различать гласные и согласные звуки, умения определять качество согласных звуков на слух – твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные.

2. Совершенствовать умение правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы.

3. Способствовать воспитанию интереса и положительного отношения к учебе.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы: словесные, наглядные, практические, игровой, ИКТ.


Ход урока


  1. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Встаньте красиво, улыбнитесь друг другу, гостям, пожелайте удачи и себе, и другу. Всем удачи! 

  1. Устный опрос.

- Ребята, ответьте на такой вопрос, что такое речь? (Речь – это то, о чем мы говорим, рассказываем, спрашиваем).
- Для чего нужна речь?
- Какой бывает речь? (письменной и устной)
- С помощью чего мы отображаем письменную речь? (букв)

- Устная речь состоит из …(звуков) 

- Какую большую тему мы продолжаем изучать? (гласные буквы и звуки)

- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем).

- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка? (над гласными звуками)

- Какие основные задачи стояли перед нами?

- Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.

2. Оформление записи в тетрадях

1. Запись даты в тетрадях

15 марта

Классная работа

2. Минутка чистописания:

Прописываем буквы Нн (дети дают полную характеристику буквы).

Списывание с доски: Наурыз – утро нового года.

Видеоклип «Наурыз».

Не зря люди говорят, что Наурыз – это утро нового года, потому что это время пробуждения природы и всего живого. В переводе на русский язык наурыз означает месяц март. А у нас наурыз ассоциируется с праздником Наурыз, который отмечается 22 марта – в день весеннего равноденствия.

- Вот на такой веселой ноте мы начнем наш урок.

- Как же мы проведём наш урок?

- Девизом нашего урока я хотела бы взять пословицу «Грамоте учиться - всегда пригодится»

- Как вы её понимаете?

- Почему именно эту пословицу я взяла?

- Ну а теперь обращаемся к нашему предложению. Выделите в предложении все гласные буквы.

3.Орфографическая минутка.

- Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим – проведём орфографическую минутку.

- Рассмотрите картинки. Как назвать эту группу животных?

- Произнесём слова-названия данных животных.

- Какое слово-название начинается с гласного звука?

- Назовите это слово. Вызовет ли оно у вас затруднение в написании?

- Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя?

- Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы.

Словарь: собака, петух, корова.

- А что можно сказать о слове «коза». Это слово с проверяемой гласной, чтобы проверить безударную гласную, нужно слово превратить из единственного числа в множественное. (коза - козы)


4. Определение темы и образовательной задачи урока.

- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и буквы». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?

- Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки.

- Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки.

5. Работа по теме урока

Согласных букв – 21.

Согласные буквы

Запомните отличия согласного звука от гласного:


  • Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума

  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы)

  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным: ~кни-га, друж-ба.

Прочитаем стихотворение, чтобы сделать вывод о гласных и согласных звуках:

с. 69-70


Работа в парах с. 70 упр. 5


Подчеркни согласные в словах.

Крепкую дружбу водой не разольёшь. ( 1 ряд )

Поссориться легко, а помириться трудно. ( 2 ряд )

Объяснение смысла пословиц.


Учитель: Как называются эти звуки? (Согласные).

Согласные буквы



Согласные звуки могут быть ~ твёрдыми и мягкими, ~ звонкими и глухими.


Согласные парные звуки: ~ б, в, г, д, ж, з – это звонкие звуки. Согласные парные звуки: ~ п, ф, к, т, ш, с – это глухие звуки. Согласные непарные звуки: ~ м, н, р, л, й – это звонкие звуки. Согласные непарные ~ х, ц, ч, щ – это глухие звуки.



Послушайте сказку...


В королевстве звуков и букв русского языка дружно жили — поживали гласные и согласные звуки и буквы. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга, происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются». Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми. Гласные буквы а, о, у, ы, э показывают твёрдость согласных звуков. А гласные буквы я, е, ё, и, ю показывают мягкость согласных звуков. Вот например, [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» — твердо.



Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки [ж], [ш] и [ц] решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет. Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ], [й] и [ч] очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители королевства звуков и букв русского языка знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.


В письменной речи на мягкость согласного указывает и буква ~ мягкий знак (ь). Он может стоять в конце или середине слова. Например:


птицы -- голубь, гусь, снегирь.


Физкультминутка-игра.

Прилетели к кормушке птицы:

Голуби, синицы.

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, куницы,

Аисты, вороны.

Галки, макароны,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Комары, кукушки.

Даже совки-сплюшки,

Лебеди, скворцы, -

Все вы молодцы!


с. 70 упр. 6

Подчеркните буквы, обозначающие твёрдые согласные звуки -ОДНОЙ ЧЕРТОЙ, мягкие согласные – ДВУМЯ ЧЕРТАМИ.

Вывод с. 71


А теперь я расскажу вам проЗвук-невидимку


В королевстве звуков есть звук-невидимка – это звук [й]. Ведь он часто скрывается в гласных буквах ё, я, ю, е: ёжик, яблоко, юла, ель. А на конце слова или перед согласным звук [й] легко себя обнаруживает: край, май, чайник, шайба.


6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


Игра «Путаница»


Восстанови слова из букв. Найдите СЛОВО СО ЗВУКОМ [й].

Как его перенести? Докажите.


кашап - шапка       

вьбро - бровь         

такоф - кофта               

камай – майка

катарел - тарелка

калож - ложка

качаш - чашка             

данчемо – чемодан


- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

7. Домашнее задание: стр 71, упр 7 (устно)

8. ИТОГ УРОКА

Учитель: Вот почти подошел к концу наш урок. Он пролетел как один миг. Какой след оставил он у вас.

Я Понял …


Я Узнал . . .


Я Научился ...


Я Повторил ...


Я Запомнил ...












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Согласные звуки и буквы.

Автор: Кучер Анастасия Сергеевна

Дата: 12.02.2017

Номер свидетельства: 390955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Обозначение мягкости согласных звуков буквами е,ё,ю,я,и. "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-bukvami-ie-io-iu-ia-i"
    ["file_id"] => string(6) "200749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428914598"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Обозначение мягкости согласных звуков" 1 класс УМК "Гармония" "
    ["seo_title"] => string(66) "oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "239629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444831921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц""
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-v-1-klassie-tvierdyi-soghlasnyi-zvuk-ts-bukvy-ts-ts"
    ["file_id"] => string(6) "222713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436720324"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Звук ?щ? и буквы «Щ», «щ». "
    ["seo_title"] => string(27) "zvuk-shch-i-bukvy-shch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "214731"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432456553"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства