1. Формировать понятие о согласных звуках и буквах, умения различать гласные и согласные звуки, умения определять качество согласных звуков на слух – твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные.
2. Совершенствовать умение правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы.
3. Способствовать воспитанию интереса и положительного отношения к учебе.
Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки и буквы.»
Урок русского языка
Тема: Согласные звуки и буквы.
Цели урока:
1. Формировать понятие о согласных звуках и буквах, умения различать гласные и согласные звуки, умения определять качество согласных звуков на слух – твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные.
2. Совершенствовать умение правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы.
3. Способствовать воспитанию интереса и положительного отношения к учебе.
- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Встаньте красиво, улыбнитесь друг другу, гостям, пожелайте удачи и себе, и другу. Всем удачи!
Устный опрос.
- Ребята, ответьте на такой вопрос, что такое речь? (Речь – это то, о чем мы говорим, рассказываем, спрашиваем). - Для чего нужна речь? - Какой бывает речь? (письменной и устной) - С помощью чего мы отображаем письменную речь? (букв)
- Устная речь состоит из …(звуков)
- Какую большую тему мы продолжаем изучать? (гласные буквы и звуки)
- Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем).
- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка? (над гласными звуками)
- Какие основные задачи стояли перед нами?
- Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.
2. Оформление записи в тетрадях
1. Запись даты в тетрадях
15 марта
Классная работа
2. Минутка чистописания:
Прописываем буквы Нн (дети дают полную характеристику буквы).
Списывание с доски: Наурыз – утро нового года.
Видеоклип «Наурыз».
Не зря люди говорят, что Наурыз – это утро нового года, потому что это время пробуждения природы и всего живого. В переводе на русский язык наурыз означает месяц март. А у нас наурыз ассоциируется с праздником Наурыз, который отмечается 22 марта – в день весеннего равноденствия.
- Вот на такой веселой ноте мы начнем наш урок.
- Как же мы проведём наш урок?
- Девизом нашего урока я хотела бы взять пословицу «Грамоте учиться - всегда пригодится»
- Как вы её понимаете?
- Почему именно эту пословицу я взяла?
- Ну а теперь обращаемся к нашему предложению. Выделите в предложении все гласные буквы.
- Рассмотрите картинки. Как назвать эту группу животных?
- Произнесём слова-названия данных животных.
- Какое слово-название начинается с гласного звука?
- Назовите это слово. Вызовет ли оно у вас затруднение в написании?
- Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя?
- Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы.
Словарь: собака, петух, корова.
- А что можно сказать о слове «коза». Это слово с проверяемой гласной, чтобы проверить безударную гласную, нужно слово превратить из единственного числа в множественное. (коза - козы)
4. Определение темы и образовательной задачи урока.
- Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и буквы». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?
- Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки.
- Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки.
5. Работа по теме урока
Согласных букв – 21.
Согласные буквы
Запомните отличия согласного звука от гласного:
Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы)
Согласный звук образует слог только вместе с гласным: ~кни-га, друж-ба.
Прочитаем стихотворение, чтобы сделать вывод о гласных и согласных звуках:
с. 69-70
Работа в парах с. 70 упр. 5
Подчеркни согласные в словах.
Крепкую дружбу водой не разольёшь. ( 1 ряд )
Поссориться легко, а помириться трудно. ( 2 ряд )
Объяснение смысла пословиц.
Учитель: Как называются эти звуки? (Согласные).
Согласные буквы
Согласные звуки могут быть ~ твёрдыми и мягкими, ~ звонкими и глухими.
Согласные парные звуки: ~ б, в, г, д, ж, з – это звонкие звуки. Согласные парные звуки: ~ п, ф, к, т, ш, с – это глухие звуки. Согласные непарные звуки: ~ м, н, р, л, й – это звонкие звуки. Согласные непарные ~ х, ц, ч, щ – это глухие звуки.
Послушайте сказку...
В королевстве звуков и букв русского языка дружно жили — поживали гласные и согласные звуки и буквы. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз, когда они гостили друг у друга, происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов. Согласные звуки не просто дружат с гласными — они с ними всегда и во всем «соглашаются». Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми. Гласные буквы а, о, у, ы, э показывают твёрдость согласных звуков. А гласные буквы я, е, ё, и, ю показывают мягкость согласных звуков. Вот например, [п]. В слове«пила»звучит мягко, а в слове«пыль» — твердо.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные. И звуки[ж], [ш]и[ц]решили быть самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. «Наше решение твердо, и мы навсегда останемся твердыми звуками», — заявили они. И в доказательство своего твердого решения выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.Но уступчивые и неконфликтные звуки[щ], [й]и[ч]очень расстроились и испугались, что баланс соотношения звуков в королевстве будет нарушен и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители королевства звуков и букв русского языка знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.
В письменной речи на мягкость согласного указывает и буква ~ мягкий знак (ь). Он может стоять в конце или середине слова. Например:
В королевстве звуков есть звук-невидимка – это звук [й]. Ведь он часто скрывается в гласных буквах ё, я, ю, е: ёжик, яблоко, юла, ель. А на конце слова или перед согласным звук [й] легко себя обнаруживает: край, май, чайник, шайба.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Игра «Путаница»
Восстанови слова из букв. Найдите СЛОВО СО ЗВУКОМ [й].
Как его перенести? Докажите.
кашап - шапка
вьбро - бровь
такоф - кофта
камай – майка
катарел - тарелка
калож - ложка
качаш - чашка
данчемо – чемодан
- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
7. Домашнее задание: стр 71, упр 7 (устно)
8. ИТОГ УРОКА
Учитель: Вот почти подошел к концу наш урок. Он пролетел как один миг. Какой след оставил он у вас.