kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Согласный звук [ч’], буква Ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Согласный звук [ч’], буква Ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

Цели:

– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение обозначать буквы гласных звуков после шипящих на письме;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Согласный звук [ч’], буква Ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.»

Обучение грамоте


Тема: Согласный звук [ч’], буква Ч. Строчная буква ч. Написание слогов, слов со строчной буквой ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.


Цели:


– формируем умение различать гласные и согласные звуки;

– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

– формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формируем умение обозначать буквы гласных звуков после шипящих на письме;

– формируем умение писать предложения;

– формируем умение анализировать текст.


Этапы урока

Ход урока


Ι. Актуализация знаний


































1. – С каким звуком знакомились на прошлом уроке?

– Какие ещё согласные не имеют пару по твёрдости-мягкости или по глухости-звонкости?


– Послушайте слова, повторите вслух за мной:

час, чашка, черепаха, чудовище, Чебурашка. (Учитель называет слова по одному.)

– Что общего в произнесённых словах?

– Произнесём звук, с которого начинаются все эти слова.

– Что можете о нём рассказать?

(Согласный глухой, мягкий.)

– Есть ли у него пара по твёрдости-мягкости? (Непарный.)

3. – Подберите слова, которые начинаются с нового звука.

– Чтобы новый звук стоял в середине слова.

– В конце слова.

4. – Кто знает, какой буквой на письме обозначается этот звук?

– Найдите букву на ленте букв.

5. – Можно ли догадаться, какая тема урока?

– Посмотрите «Азбуку» на с. 5 и прописи, с. 27.

– Давайте составим план сегодняшнего урока.


Составление плана урока.


План (примерный)

  1. Знакомство с новым звуком.

  2. Знакомство с новой буквой.

  3. Звуко-буквенный анализ слов.

  4. Знакомство с написанием буквы Ч.

  5. Чтение слогов, слов.

  6. Наблюдение над буквосочетаниями чу, ча.

(С помощью учителя.)

  1. Чтение предложений и текстов.

  2. Письмо слов с буквосочетаниями ча, чу, чк, чн.


– Что мы сейчас делали?

(Планировали свою деятельность.)


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1. Работа в «Азбуке».

– Посмотрите в «Буквари» на с. 5 и на букву, которую выбрали ребята. На что похожа буква Ч?


Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

(В. Степанов)


2. Работа в тетради для печатания

Печатание буквы Ч. Сравнение с цифрой 4.


3. Работа в «Букваре».

1) – Посмотрите на схему-«человечка».

Дайте характеристику звуку и раскрасьте «человечка».

2) – Как вы думаете, почему «человечек» держит в руке восклицательный знак? (Предположения детей.)

– Прочитайте слоги, написанные синим цветом.

– Что заметили?

– Послушайте сказку.


Буква я была очень гордая и хорошо знала свою работу. Она вставала после согласной, чтобы показать её мягкость. Выстроились согласные в ряд. Подошла буква я к букве т, получился слог … тя, буква я выполнила свою работу. Подошла к букве л, получился слог … ля – выполнила буква я свою работу. Так буква я подходила к буквам и дошла до буквы ч. Встала она рядом с буквой – ничего не изменилось. Буква я подумала: «Раз здесь я не работаю, то я здесь и не нужна». Обиделась и ушла. Встретила по дороге букву ю, рассказала ей историю с буквой ч, буква ю тоже решила не вставать рядом с буквой ч. А буква ч очень расстроилась, но на помощь пришли добрые буквы а и у. И теперь только они встают после буквы ч.

Это надо помнить, поэтому буква ч нас предупреждает.


– О чём узнали из сказки?

– Кто запомнил, какие гласные дружат с буквой Ч?


4. Работа в прописи

– Давайте посмотрим, как пишется прописная буква Ч.

Где мы сейчас будем работать? Откройте свои тетради на с. 23.

1) Написание строчной буквы ч.

а) Подготовка руки к письму.

б) Составление буквы ч из элементов на доске. Сравнить с буквой г. Учитель показывает на доске с комментированием:

– Начинаю писать букву со штриха вверх, пишу маленькую петлю, соединитель­ную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением, как у г.


в) Запись буквы ч по образцу.

– Какой элемент у буквы ч и у буквы г одинаковый? Чем отличаются?

г) Запись букв г и ч.

– Рассмотрите образец на следующей строчке.

– Как соединены две буквы ч?

– Напишите в воздухе; обведите в прописи.

2) Написание слогов.

– Прочитайте слоги, буквосочетания.

– Обведите их. Подчеркните те, правописание которых надо запомнить.

3) Наблюдение над буквосочетаниями ча – чу, чк – чн.

– Почему в прописи на с. 27 слоги ча, чу взяты в рамку?

– Чтобы эти слоги запомнить, давайте придумаем и произнесём

чистоговорку с этими слогами.

Ча-ча-ча – в комнате горит свеча,

Ча-ча-ча – вызову врача,

Чу-чу-чу – маму я лечу.

Запись слов с печатного образца с сочетанием ча.

Подчёркивание сочетаний ча.

Подбор однокоренных слов с сочетанием ча.

4) Самопроверка.


ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре».

Чтение слогов, слов.

1) Чтение строчки слогов.

– Обозначьте цветной точкой звук [ч’].

– Какой выбрали цвет? (Зелёный.)

– Почему?

– Прочитайте слоги радостно, оживлённо.

2) Чтение слов.

– Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов про себя.

– Прочитайте вслух слово, которое начинается со слога ча. (Чашка.)

– Какая бывает чашка? (Кофейная, фарфоровая, чистая.)

– Прочитайте слово, которое начинается со слога чу. (Чудак.)

– Кого называем чудаком? (Человека со странностями.)

– Подчеркните слоги ча, чу.

– Прочитайте слово, где речь идёт о цвете сажи, угля. (Чёрный.)

– А когда говорят о предмете чистый? (Предмет очищен от грязи.)

– Какое по счёту это слово?

– Подчеркните «опасное место».

– А кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи.)

– Прочитайте это слово так, как оно написано.

– Произнесите, как мы его говорим.

– Подчеркните «опасные места».

– Прочитайте про себя слова в столбиках третьего ряда.

– Что интересного заметили? (Все слова начинаются со слога ча.

Есть слова однокоренные, близкие по смыслу.)


– Сколько групп однокоренных слов «спрятались» в этих столбиках? Докажите.

– Какая пара близких по смыслу слов не однокоренные, а форма одного и того же слова? (Чаша, чаши.) ПРОПЕДЕВТИКА.

– Что помним про слог ча?

– Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны?

– А где мы заварим чай? (В чайнике. Это слово второе.)

– Кто из вас умеет заваривать чай?

– Как правильно это сделать?

– Какой чайник у вас есть дома для заварки? (Чёрный, алюминиевый, эмалированный и т.д.)

– Мы с вами уже пьём вкусный, ароматный чай. У нас с вами... Найдите подходящее по смыслу слово. (Чаепитие.)

– Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать, что мы с вами делали? (Чаёвничали.)

– В каких словах этого столбика есть звук [й’] и специальная буква для него? (Чай, чайник.)

– А в каких словах звук [й’] притаился, спрятался в другие буквы?

(Чаепитие, чаёвничали.)

– В каких словах звуков больше, чем букв?

– Составьте предложения с этими словами.

– Прочитайте слово, где говорится о старинном сосуде в форме по­лушара. (Чаша.)

– А во множественном числе? (Чаши.)

– Подчеркните «опасное место».


– Когда мы говорим чашечка? (Когда называем наружный зелёный покров цветка или ласково называем любимую чашку – сосуд для питья.)

– Как образовалось слово чашечка? (При помощи суффикса -ечк-.)

– Придумайте предложение со словом чашечка.

– Где стоит слог ча? (В начале слова.)

– Найдите слова, в которых этот слог стоит в середине слова.

Чтение 3–5-го столбиков самостоятельно:

– Какое слово непонятно?

– Придумайте предложение с любым словом 4-го столбика.

Чтение 4-го столбика:

– На какой вопрос отвечают все слова этого столбика?

– Когда мы говорим о человеке, что он отзывчивый? (Когда человек чуткий.)


– А когда говорим, что он не родной, не из своей семьи? (Когда че­ловек чужой.)

– Объясните значение последнего слова. (Чумазый – это грязный, испачканный.)

– А когда мы употребляем слово чудесный? (Когда речь идёт про день. Или говорим о чём-то необычном, небывалом.)

– Какой слог вызовет затруднение при написании?

– Подчеркните слог чу.

– Что мы помним про этот слог?

– Придумайте предложение с любым словом.

– Что нового мы сейчас узнали?

– Что мы сейчас делали?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

Физкультминутка.


2. Работа в прописи.

Наблюдение над словами с сочетанием чу.

Написание слов с сочетанием чу. Подчёркивание букв как опознавательный признак орфограммы (по образцу в прописи).

Подбор однокоренных слов или форм слова.

3. Работа в «Букваре».

Чтение слов 5-го столбика.

Самостоятельная работа с 5-м столбиком.

– Прочитайте и поставьте ударение в словах.

– Обозначьте звук [ч’] зелёной точкой.

– Звуко-буквенный анализ слова ночка.

– Какое сочетание букв есть в каждом слове этого столбика?

4. Работа в «Букваре».

Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка» (c. 132–133).

1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию.

– Кого называют почемучкой?

– А есть ли такая буква-почемучка? (Предположения детей.)

– Как же буква может быть почемучкой?


2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос.

– Дал ли текст ответ на наш вопрос?

3) Перечитывание текста.

– Что же странного в букве Ч? (Предположения детей.)

– Какие вопросы может задавать буква Ч?

– С какой интонацией надо прочитать это предложение?

– Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.)

– Какой звук слышим чаще других?

– Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.)

– Кому надоедает буква Ч?

– Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем раз­мышляет и снова веселится.)

– Какая буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, ве­сёлая.)

– Не зря автор назвал её почемучкой?

4) Работа в парах.

Придумывание продолжения текста.

Проверка работы.


5. Работа в тетради для печатания. Игра в слова.

Учитель называет слово, а дети печатают или обводят слог с соответствующим сочетанием букв, которое встречается в слове (ча, чу, чк, чн). Случай, качалка, кручу, скачки, дачник и др.


6. Работа в «Букваре».

Чтение стихотворения Успенского «Вот какой невежда чижик» (с. 133).

1) Работа до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

– О какой птичке пойдёт речь в стихотворении?


– Как она выглядит? Опишите.

(Это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым опере­нием.)

2) Работа во время чтения.

а) Чтение 1-й строчки.

– Почему чижик невежда? (Предположения детей.)

– Кого называют невеждой? (Того, кто не знает, не ведает чего-то. Это слово старинное.)

– А прочитайте в тексте, за что его назвали невеждой.

(Не читает чудных книжек.)

– Прочитайте четверостишие до конца.

– Почему чижик не читает? (Предположения детей.)

– А как об этом сказано в тексте?

– Почему чижика называют чудаком?

– Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю – он ни­как!)

б) Выразительное чтение стихотворения.

3) Вопросы после чтения.

– Как герой стихотворения относится к птице?

– Важно ли для чижика уметь читать?

– А для рассказчика?

– Почему?

– Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения?

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

Выучить стихотворение наизусть.


V. Итог

– Сформулируйте тему сегодняшних уроков чтения и письма.

– Ка­кие проблемы мы решали?

– Чему новому научились?

– Над чем ещё придётся поработать?

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?


8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Немытова Ирина Викторовна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока письма "Строчная буква б" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-strochnaia-bukva-b"
    ["file_id"] => string(6) "143679"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418569697"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Письмо строчной буквы ж. Безотрывное письмо буквосочетаний жу, уж, ож. Буквенный анализ слов"
    ["seo_title"] => string(98) "pis-mo-strochnoi-bukvy-zh-biezotryvnoie-pis-mo-bukvosochietanii-zhu-uzh-ozh-bukviennyi-analiz-slov"
    ["file_id"] => string(6) "333227"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465298658"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по русскому языку (Обучение грамоте) 1 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_obuchenie_gramote_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "490181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1544526323"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года. Русский язык, 1 класс, УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(115) "planiruiemyi-urovien-podghotovki-vypusknikov-na-koniets-uchiebnogho-ghoda-russkii-iazyk-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "179185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424959768"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Обучение грамоте"-1 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-obuchieniie-ghramotie-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110792"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406625096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства