1. Работа в «Букваре». Чтение слогов, слов. 1) Чтение строчки слогов. – Обозначьте цветной точкой звук [ч’]. – Какой выбрали цвет? (Зелёный.) – Почему? – Прочитайте слоги радостно, оживлённо. 2) Чтение слов. – Прочитайте 1-й и 2-й столбики слов про себя. – Прочитайте вслух слово, которое начинается со слога ча. (Чашка.) – Какая бывает чашка? (Кофейная, фарфоровая, чистая.) – Прочитайте слово, которое начинается со слога чу. (Чудак.) – Кого называем чудаком? (Человека со странностями.) – Подчеркните слоги ча, чу. – Прочитайте слово, где речь идёт о цвете сажи, угля. (Чёрный.) – А когда говорят о предмете чистый? (Предмет очищен от грязи.) – Какое по счёту это слово? – Подчеркните «опасное место». – А кого мы называем человеком? (Живое существо, обладающее даром мышления и речи.) – Прочитайте это слово так, как оно написано. – Произнесите, как мы его говорим. – Подчеркните «опасные места». – Прочитайте про себя слова в столбиках третьего ряда. – Что интересного заметили? (Все слова начинаются со слога ча. Есть слова однокоренные, близкие по смыслу.) – Сколько групп однокоренных слов «спрятались» в этих столбиках? Докажите. – Какая пара близких по смыслу слов не однокоренные, а форма одного и того же слова? (Чаша, чаши.) ПРОПЕДЕВТИКА. – Что помним про слог ча? – Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны? – А где мы заварим чай? (В чайнике. Это слово второе.) – Кто из вас умеет заваривать чай? – Как правильно это сделать? – Какой чайник у вас есть дома для заварки? (Чёрный, алюминиевый, эмалированный и т.д.) – Мы с вами уже пьём вкусный, ароматный чай. У нас с вами... Найдите подходящее по смыслу слово. (Чаепитие.) – Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать, что мы с вами делали? (Чаёвничали.) – В каких словах этого столбика есть звук [й’] и специальная буква для него? (Чай, чайник.) – А в каких словах звук [й’] притаился, спрятался в другие буквы? (Чаепитие, чаёвничали.) – В каких словах звуков больше, чем букв? – Составьте предложения с этими словами. – Прочитайте слово, где говорится о старинном сосуде в форме полушара. (Чаша.) – А во множественном числе? (Чаши.) – Подчеркните «опасное место». – Когда мы говорим чашечка? (Когда называем наружный зелёный покров цветка или ласково называем любимую чашку – сосуд для питья.) – Как образовалось слово чашечка? (При помощи суффикса -ечк-.) – Придумайте предложение со словом чашечка. – Где стоит слог ча? (В начале слова.) – Найдите слова, в которых этот слог стоит в середине слова. Чтение 3–5-го столбиков самостоятельно: – Какое слово непонятно? – Придумайте предложение с любым словом 4-го столбика. Чтение 4-го столбика: – На какой вопрос отвечают все слова этого столбика? – Когда мы говорим о человеке, что он отзывчивый? (Когда человек чуткий.) – А когда говорим, что он не родной, не из своей семьи? (Когда человек чужой.) – Объясните значение последнего слова. (Чумазый – это грязный, испачканный.) – А когда мы употребляем слово чудесный? (Когда речь идёт про день. Или говорим о чём-то необычном, небывалом.) – Какой слог вызовет затруднение при написании? – Подчеркните слог чу. – Что мы помним про этот слог? – Придумайте предложение с любым словом. – Что нового мы сейчас узнали? – Что мы сейчас делали? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) Физкультминутка. 2. Работа в прописи. Наблюдение над словами с сочетанием чу. Написание слов с сочетанием чу. Подчёркивание букв как опознавательный признак орфограммы (по образцу в прописи). Подбор однокоренных слов или форм слова. 3. Работа в «Букваре». Чтение слов 5-го столбика. Самостоятельная работа с 5-м столбиком. – Прочитайте и поставьте ударение в словах. – Обозначьте звук [ч’] зелёной точкой. – Звуко-буквенный анализ слова ночка. – Какое сочетание букв есть в каждом слове этого столбика? 4. Работа в «Букваре». Работа с текстом-шуткой «Буква-почемучка» (c. 132–133). 1) Прогнозирование содержания текста по иллюстрации и заглавию. – Кого называют почемучкой? – А есть ли такая буква-почемучка? (Предположения детей.) – Как же буква может быть почемучкой? 2) Самостоятельное чтение текста и ответ на вопрос. – Дал ли текст ответ на наш вопрос? 3) Перечитывание текста. – Что же странного в букве Ч? (Предположения детей.) – Какие вопросы может задавать буква Ч? – С какой интонацией надо прочитать это предложение? – Чем интересны все эти вопросы? (В них есть буква Ч.) – Какой звук слышим чаще других? – Как надо прочитать слова буквы Ч? (Громко, с вопросительной интонацией и интонацией радости.) – Кому надоедает буква Ч? – Как меняется настроение у буквы? (Она обижается, затем размышляет и снова веселится.) – Какая буква Ч? (Не умеет долго обижаться, любопытная, весёлая.) – Не зря автор назвал её почемучкой? 4) Работа в парах. Придумывание продолжения текста. Проверка работы. 5. Работа в тетради для печатания. Игра в слова. Учитель называет слово, а дети печатают или обводят слог с соответствующим сочетанием букв, которое встречается в слове (ча, чу, чк, чн). Случай, качалка, кручу, скачки, дачник и др. 6. Работа в «Букваре». Чтение стихотворения Успенского «Вот какой невежда чижик» (с. 133). 1) Работа до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. – О какой птичке пойдёт речь в стихотворении? – Как она выглядит? Опишите. (Это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым оперением.) 2) Работа во время чтения. а) Чтение 1-й строчки. – Почему чижик невежда? (Предположения детей.) – Кого называют невеждой? (Того, кто не знает, не ведает чего-то. Это слово старинное.) – А прочитайте в тексте, за что его назвали невеждой. (Не читает чудных книжек.) – Прочитайте четверостишие до конца. – Почему чижик не читает? (Предположения детей.) – А как об этом сказано в тексте? – Почему чижика называют чудаком? – Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю – он никак!) б) Выразительное чтение стихотворения. 3) Вопросы после чтения. – Как герой стихотворения относится к птице? – Важно ли для чижика уметь читать? – А для рассказчика? – Почему? – Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения? |