Просмотр содержимого документа
«Соединительные о и е в сложных словах»
Урок русского языка в 6 классе
«Соединительные о и е в сложных словах».
Цели:
- знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е,сформировать умение верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;
- развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
- воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог.
Ход урока:
І. Организационный момент.
- Ребята, сегодня тема нашего урока: «Как договорились между собой гласные О и Е». Цель этого урока: повторить пройденный материал по орфографии, изучить правописание соединительных гласных О и Е и усвоить эту орфограмму.
II. Орфографическая пятиминутка.
-А начнем мы урок с повторения. Но прежде посмотрите, у каждого на парте находится карточки ваших умений ( см. Приложение 1). Мы с ними уже работали, но я еще раз объясню. На уроке вы будете решать задания по каждому качеству, отмеченному в этой карточке. Если с заданием вы справитесь, то в определенной графе поставите +.
-Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначая орфограммы.
Когда трудно пол…гаться на свои силы, на помощь приходят друзья. Их поддер…ка заж…гает в душе надежду. В минуты печали прик…сновение руки друга утешает. Друзья соб…раются за праздничным столом ведут доверительные беседы и оп…раются друг на друга во всем.
Настоящая дружба р…стет и крепнет год от года. И чем больше ее возр…ст, тем она надежнее.
- Проверка. Какие правилами вы воспользовались?
- Те из вас, кто справился с этим заданием самостоятельно, поставьте + в графу “память”.
ІІІ. Актуализация знаний.
- Вспомните способы образования слов. (Сложение основ, суффикс., приставочн., прист.-суффикс., сложение слов, переход одной части речи в другую.)
- Слова, состоящие из 2-х и более основ, называются сложными. Например, водолаз, мореплаватель, мышелов.
-Основы сложных слов могут соединяться между собой как с помощью гласных, так и без них: пешеход, вперёдсмотрящий.
- Гласные с помощью которых соединяются основы в сложных словах, называются соединительными. В русском языке соединительных гласных 2: О-Е. Каждая употребляется в определённом случае.
Послушайте сказку.
Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловиmь ,вода - с падать.
Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять и после мягких согласных, и после шипящих, и после Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон:
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!
- Запишите этот закон себе в тетрадь.
2. Первичное закрепление.
- А сейчас потренируемся в правописании сложных слов с соединительными гласными. Выполним упражнение 167 в учебнике на стр. 74. Учащиеся выполняют задание у доски.
Физкультминутка.
3. Выполнение заданий дифференцированного характера.
Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.
Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» – гордость русских мор…ходов. В снег…пади в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов.
2 уровень
Замените словосочетания одним сложным словом, составьте с полученными словами словосочетания.
Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, резать овощи, качать воду.
Проверяем: по одному учащемуся у доски от каждого уровня.
-Те из вас, кто самостоятельно выполнил это упражнение без ошибок, поставьте + в графу “внимание”.
Итак, еще раз повторим изученное сегодня правило.
4. Выполнение заданий.
Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик –трудолюбивый
Серьезный юноша – легкомысленный
Однообразное движение – многообразное
Враждебное отношение - доброжелательное
- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу “находчивость” +.
Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
пыль хранить
овощи тушить
огоньсосать
телевидение плавать
море передача
тритрясти
землябороться
- Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу “сообразительность” +.
5. Немой диктант.
Правила его просты. Все, включая учителя, молчат, записывают слова с карточки и вставляют пропущенные буквы.
-Это было задание на “ наблюдательность”. Те из вас, кто без ошибок справился с ним, поставьте в соответствующую графу +.
IV. Итоги урока.
-Как звучит правило сегодняшнего урока?
- А его стихотворный аналог?
-Что понравилось на уроке?
-Ваши оценки следующие: сколько + в вашей карточке такая и оценка.
V. Домашнее задание.§ 34, упр. 169, знать правило.
VI.Рефлексия.Ребята, на столе у каждого из вас лежат два квадратика, если вам понравился урок, то прикрепите на доску квадратик зелёного цвета, если что-то не понравилось, было непонятным – то жёлтый.