kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        

                         Каниева Зауре Сагадиновна  

                                         учитель русского языка и литературы

                                                         средней школы №24

                                                          село Бекарыстан би

                                        Казалинский район  Кызылординская область

Тема урока: Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)

Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание   алгоритма правописания соединительной  гласной в сложных словах

Образовательная:  познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая:  развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая:  воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: смешанный

Методы обучения: проблемный, информационно-коммуникативный.

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, учебник «Русская речь, 6класс» Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, К.Р.Шаймакова. Издательства Алматы «Атамура» 2011, плакат, кроссворд «сложные слова».

Ход урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой к уроку

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-А хотите ли вы учиться? (Да!)

-Значит можно всем садиться!

-Кто дежурный?

-Кого нет в классе?

-Начинаем урок русского языка.

II. Опрос и проверка домашнего задания:

-Мы знаем из чего состоит слова. Теперь ответьте на вопрос

1.Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень. суффикс, окончание, основа)

2Что такое корень?

III.Основная часть урока

а) Запись числа и темы урока

б) Слово учителя об уроке

IV. Работа с теоретическим материалом

Слова пешеход, электровоз, самолет, кругосветный- сложные слова. Они образуются:

                                      а) целых слов: школа -интернат

                                            б) основ слов с соединительной гласной:  пароход, пешеход

сложением                         

                                             в) части основы слова с целым словам: детсад, детдом

                                             г) сокращенных основ театр юного зрителя – ТЮЗ.

Соединительные гласные

                                                о                                     е

                               после твердой основы                    после мягкой основы

Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах

1.Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О.

                                                                            Например: водопад, скороход

2.Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши  Е.

                                                                            Например: землемер, синеглазый

3.После [ж], [ш], [ц] – всегда пиши Е.

                                                                            Например: пешеход, птицелов

V.Работа с сигнальными картами

-Сейчас я буду называть слова. Все ли они сложные. Если «нет» – поднимите красную карточку, если «да» - зеленую.

Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, направление.

VI.Работа с учебником

Упражнение2   

Скажите, как образованы данные слова.

Паровоз-паром, возить

Пешеход- пеший, ходить

Электростанция- электр, станция

Самолет- сам, летать

Газопровод- газ, проводить

Ракетоноситель- ракета, носить

Стенгазета- стенная газета

Спортплощадка- спортивная площадка

Завод-автомат- завод, автомат

Теплоход- тепло, ходит

Упражнение 3 на стр.85

Образуйте сложные слова от данных слов. Назовите способ их образования.

Детский, дом-детдом

Вода, проводить- водопровод

Туристический, поход- турпоход

Пар, ходить- пароход

Завод, автомат- завод - автомат

Сам, летать- самолет

Физическая культура-физкультура

Нефть, проводить- нефтепровод

VII.Тест «Сложные слова»

Проверяем свои полученные знания, путем ответы на тестовые вопросы. Тестовые вопросы состоят из 6-ти вопросов,  внимательно рассмотрите и правильный ответ отметьте, я вам даю 3минуты.

  1. Сложные слова образованы….

а) сложением основ +       б) сложением приставок

  1. Соединительная гласная Е пишется после…

а) твердый основы             б) мягкой основы +

  1. Соединительная гласная  О пишется после….

а) твердый основы +           б) мягкой основы

        4.В слове мухомор соединительная гласная….

 а) а             б) о +                 в) отсутствует

  1. В слове пылесос соединительная гласная….

а) е +               б) о                  в)отсутствует

      6. В слове стенгазета соединительная гласная….

а) е                б) о                 в) отсутствует +

            Потом поменяемся тетрадями. Проверяем друг друга.

Сначала обратите на правильные ответы.

-Молодцы, ребята!

VIII.Работа в группах

Итак, мы вспомнили, как и где пишутся твердые и мягкие согласные. А теперь попробуем вывести свое правило в группах.

В сложные словах есть соединительные …, чаще всего это … и …. гласная О пишется после … согласных, Е после … согласных.

Запишите все. А теперь давайте проверим ваши правила.

Ответы: ( гласные, о, е, твердых, мягких).

IX. Кроссворд «Сложные слова»

Проверяем свои знания. Получается тема нашего урока.

X. Вывод

Итак, что же такое сложные слова? (это слова образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е и без них).

-Вспомните, какая бывает основы в словах? (твердая и мягкая)

-После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)

-После какой основы пишется соединительная гласная о? (после мягкой основы)

Если вам все  удалась на уроке, выбирайте - зеленый, а если у вас остались неразрешенные проблемы – красный.

XI. Оценивание

Расставляем оценки.

XII.Домашнее задание

Упражнение5 стр.86. Из каждой пары составьте сложное слово. Запишите, подчеркните соединительную гласную О или Е.

Например: лист, падать – листопад.

Просмотр содержимого документа
«Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)»

Каниева Зауре Сагадиновна

учитель русского языка и литературы

средней школы №24

село Бекарыстан би

Казалинский район Кызылординская область


Тема урока: Образование сложных слов (Біріккен сөздердің жасалуы)

Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах

Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: смешанный

Методы обучения: проблемный, информационно-коммуникативный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Русская речь, 6класс» Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, К.Р.Шаймакова. Издательства Алматы «Атамура» 2011, плакат, кроссворд «сложные слова».

Ход урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой к уроку

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

-В классе светло? (Да!)

-Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-А хотите ли вы учиться? (Да!)

-Значит можно всем садиться!

-Кто дежурный?

-Кого нет в классе?

-Начинаем урок русского языка.

II. Опрос и проверка домашнего задания:


-Мы знаем из чего состоит слова. Теперь ответьте на вопрос

1.Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень. суффикс, окончание, основа)

2Что такое корень?

III.Основная часть урока


а) Запись числа и темы урока

б) Слово учителя об уроке

IV. Работа с теоретическим материалом


Слова пешеход, электровоз, самолет, кругосветный- сложные слова. Они образуются:


а) целых слов: школа -интернат

б) основ слов с соединительной гласной: пароход, пешеход

сложением

в) части основы слова с целым словам: детсад, детдом


г) сокращенных основ театр юного зрителя – ТЮЗ.



Соединительные гласные

о е

после твердой основы после мягкой основы


Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах


1.Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О.

Например: водопад, скороход

2.Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е.

Например: землемер, синеглазый

3.После [ж], [ш], [ц] – всегда пиши Е .

Например: пешеход, птицелов

V.Работа с сигнальными картами

-Сейчас я буду называть слова. Все ли они сложные. Если «нет» – поднимите красную карточку, если «да» - зеленую.

Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, направление.

VI.Работа с учебником


Упражнение2

Скажите, как образованы данные слова.


Паровоз-паром, возить

Пешеход- пеший, ходить

Электростанция- электр, станция

Самолет- сам, летать

Газопровод- газ, проводить

Ракетоноситель- ракета, носить

Стенгазета- стенная газета

Спортплощадка- спортивная площадка

Завод-автомат- завод, автомат

Теплоход- тепло, ходит


Упражнение 3 на стр.85

Образуйте сложные слова от данных слов. Назовите способ их образования.


Детский, дом-детдом

Вода, проводить- водопровод

Туристический, поход- турпоход

Пар, ходить- пароход

Завод, автомат- завод - автомат

Сам, летать- самолет

Физическая культура-физкультура

Нефть, проводить- нефтепровод


VII.Тест «Сложные слова»

Проверяем свои полученные знания, путем ответы на тестовые вопросы. Тестовые вопросы состоят из 6-ти вопросов, внимательно рассмотрите и правильный ответ отметьте, я вам даю 3минуты.

  1. Сложные слова образованы….

а) сложением основ + б) сложением приставок


  1. Соединительная гласная Е пишется после…

а) твердый основы б) мягкой основы +


  1. Соединительная гласная О пишется после….

а) твердый основы + б) мягкой основы

4.В слове мухомор соединительная гласная….

а) а б) о + в) отсутствует


  1. В слове пылесос соединительная гласная….

а) е + б) о в)отсутствует


6. В слове стенгазета соединительная гласная….

а) е б) о в) отсутствует +



Потом поменяемся тетрадями. Проверяем друг друга.

Сначала обратите на правильные ответы.

-Молодцы, ребята!

VIII.Работа в группах

Итак, мы вспомнили, как и где пишутся твердые и мягкие согласные. А теперь попробуем вывести свое правило в группах.

В сложные словах есть соединительные …, чаще всего это … и … . гласная О пишется после … согласных, Е после … согласных.


Запишите все. А теперь давайте проверим ваши правила.

Ответы: ( гласные, о, е, твердых, мягких).

IX. Кроссворд «Сложные слова»


Проверяем свои знания. Получается тема нашего урока.

X. Вывод


Итак, что же такое сложные слова? (это слова образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е и без них).

-Вспомните, какая бывает основы в словах? (твердая и мягкая)

-После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)

-После какой основы пишется соединительная гласная о? (после мягкой основы)


Если вам все удалась на уроке, выбирайте - зеленый, а если у вас остались неразрешенные проблемы – красный.


XI. Оценивание


Расставляем оценки.


XII.Домашнее задание


Упражнение5 стр.86. Из каждой пары составьте сложное слово. Запишите, подчеркните соединительную гласную О или Е.

Например: лист, падать – листопад.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)

Автор: Каниева Зауре Сагадиновна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261939

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства