Каниева Зауре Сагадиновна
учитель русского языка и литературы
средней школы №24
село Бекарыстан би
Казалинский район Кызылординская область
Тема урока: Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)
Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах
Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Тип урока: смешанный
Методы обучения: проблемный, информационно-коммуникативный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Русская речь, 6класс» Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, К.Р.Шаймакова. Издательства Алматы «Атамура» 2011, плакат, кроссворд «сложные слова».
Ход урока
I.Организационный момент. Эмоциональный настрой к уроку
-Добрый день!
-Дети, вам тепло? (Да!)
-В классе светло? (Да!)
-Уже закончился урок? (Нет!)
-Только начался урок? (Да!)
-А хотите ли вы учиться? (Да!)
-Значит можно всем садиться!
-Кто дежурный?
-Кого нет в классе?
-Начинаем урок русского языка.
II. Опрос и проверка домашнего задания:
-Мы знаем из чего состоит слова. Теперь ответьте на вопрос
1.Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень. суффикс, окончание, основа)
2Что такое корень?
III.Основная часть урока
а) Запись числа и темы урока
б) Слово учителя об уроке
IV. Работа с теоретическим материалом
Слова пешеход, электровоз, самолет, кругосветный- сложные слова. Они образуются:
а) целых слов: школа -интернат
б) основ слов с соединительной гласной: пароход, пешеход
сложением
в) части основы слова с целым словам: детсад, детдом
г) сокращенных основ театр юного зрителя – ТЮЗ.
Соединительные гласные
о е
после твердой основы после мягкой основы
Алгоритм написания соединительных гласных о, е в сложных словах
1.Если основа оканчивается на твердый согласный звук – пиши О.
Например: водопад, скороход
2.Если основа оканчивается на мягкий согласный звук – пиши Е.
Например: землемер, синеглазый
3.После [ж], [ш], [ц] – всегда пиши Е.
Например: пешеход, птицелов
V.Работа с сигнальными картами
-Сейчас я буду называть слова. Все ли они сложные. Если «нет» – поднимите красную карточку, если «да» - зеленую.
Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, направление.
VI.Работа с учебником
Упражнение2
Скажите, как образованы данные слова.
Паровоз-паром, возить
Пешеход- пеший, ходить
Электростанция- электр, станция
Самолет- сам, летать
Газопровод- газ, проводить
Ракетоноситель- ракета, носить
Стенгазета- стенная газета
Спортплощадка- спортивная площадка
Завод-автомат- завод, автомат
Теплоход- тепло, ходит
Упражнение 3 на стр.85
Образуйте сложные слова от данных слов. Назовите способ их образования.
Детский, дом-детдом
Вода, проводить- водопровод
Туристический, поход- турпоход
Пар, ходить- пароход
Завод, автомат- завод - автомат
Сам, летать- самолет
Физическая культура-физкультура
Нефть, проводить- нефтепровод
VII.Тест «Сложные слова»
Проверяем свои полученные знания, путем ответы на тестовые вопросы. Тестовые вопросы состоят из 6-ти вопросов, внимательно рассмотрите и правильный ответ отметьте, я вам даю 3минуты.
- Сложные слова образованы….
а) сложением основ + б) сложением приставок
- Соединительная гласная Е пишется после…
а) твердый основы б) мягкой основы +
- Соединительная гласная О пишется после….
а) твердый основы + б) мягкой основы
4.В слове мухомор соединительная гласная….
а) а б) о + в) отсутствует
- В слове пылесос соединительная гласная….
а) е + б) о в)отсутствует
6. В слове стенгазета соединительная гласная….
а) е б) о в) отсутствует +
Потом поменяемся тетрадями. Проверяем друг друга.
Сначала обратите на правильные ответы.
-Молодцы, ребята!
VIII.Работа в группах
Итак, мы вспомнили, как и где пишутся твердые и мягкие согласные. А теперь попробуем вывести свое правило в группах.
В сложные словах есть соединительные …, чаще всего это … и …. гласная О пишется после … согласных, Е после … согласных.
Запишите все. А теперь давайте проверим ваши правила.
Ответы: ( гласные, о, е, твердых, мягких).
IX. Кроссворд «Сложные слова»
Проверяем свои знания. Получается тема нашего урока.
X. Вывод
Итак, что же такое сложные слова? (это слова образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о, е и без них).
-Вспомните, какая бывает основы в словах? (твердая и мягкая)
-После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)
-После какой основы пишется соединительная гласная о? (после мягкой основы)
Если вам все удалась на уроке, выбирайте - зеленый, а если у вас остались неразрешенные проблемы – красный.
XI. Оценивание
Расставляем оценки.
XII.Домашнее задание
Упражнение5 стр.86. Из каждой пары составьте сложное слово. Запишите, подчеркните соединительную гласную О или Е.
Например: лист, падать – листопад.