kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинительные союзы в ССП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать разъяснение учащимся о сочинительных союзах; уметь правильно определять союзы в устной и письменной речи;

Развивать интеллект, мышление, связную речь;

Способствовать нравственному воспитанию учащихся на материале пословиц, поговорок;

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска,тесты, таблицы.

                                          Ход урока

                I. Организационный момент

Объявления цели и задачи урока

                II. Опрос домашнего задания

1.Проверить упражнение письменное.

2.Фронтальный опрос.

Какие предложения мы называем ССП?

Какие предложения употребляются в ССП?

В чём различие простого предложения от ССП?

3.Задание перестроить простые предложения в ССП.

Рванул ветер и в воздухе закружила пыль. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

Сложносочинённые предложения.

Рванул ветер, ив воздухе закружилась пыль. [= -],[=-]

Мы подошли к берегу, но там не было ни лодки, ни лодочника. [ - = ], [ = ]

Укажите сходство простого предложения от сложносочинённого предложения.

Сходство: одни и те же смысловые отношения, интонация, группа союзов.

Различие: в простом предложении простые предложения соединяют слова, а  в сложносочинённых предложениях предложения.

Вывод: наша задача различать сочинительные союзы.Для этого надо знать отличительные признаки этих предложении.

                IV.Актуализация учебного процесса.

1.Мы с вами знаем сочинительные союзы.Для связи частей СПП употребляются союзы.

Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

V. Формирование умении и навыков.

1.Сочинительные союзы делятся на три вида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цель урока»

Цель урока: дать разъяснение учащимся о сочинительных союзах; уметь правильно определять союзы в устной и письменной речи;

Развивать интеллект, мышление, связную речь;

Способствовать нравственному воспитанию учащихся на материале пословиц, поговорок;

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска ,тесты, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

Объявления цели и задачи урока

II. Опрос домашнего задания

1.Проверить упражнение письменное.

2.Фронтальный опрос.

Какие предложения мы называем ССП?

Какие предложения употребляются в ССП?

В чём различие простого предложения от ССП?

3.Задание перестроить простые предложения в ССП.

Рванул ветер и в воздухе закружила пыль. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

Сложносочинённые предложения.

Рванул ветер, ив воздухе закружилась пыль. [= -],[=-]

Мы подошли к берегу, но там не было ни лодки, ни лодочника. [ - = ], [ = ]

Укажите сходство простого предложения от сложносочинённого предложения.

Сходство: одни и те же смысловые отношения, интонация, группа союзов.

Различие: в простом предложении простые предложения соединяют слова, а в сложносочинённых предложениях предложения.

Вывод: наша задача различать сочинительные союзы.Для этого надо знать отличительные признаки этих предложении.

IV.Актуализация учебного процесса.

1.Мы с вами знаем сочинительные союзы.Для связи частей СПП употребляются союзы.

Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

V. Формирование умении и навыков.

1.Сочинительные союзы делятся на три вида.

Разделительные союзы

Соединительные союзы

Противительные союзы

То…то,не то…не то,или, либо

И, да. Ни-ни,тоже, также

А. но. да. однако. зато.

То подал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.


Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Ходили за черёмухой девчонки вчетвером, да оборватьчерёмуху им не позволил гром.

Они указывают на то что из двух явлении возможно только одно.


Одновременность явлении.

Противопоставлении явлении.

На чередование явлении


Последовательность явлении.

Причину или следствие.



2.Практическая работа в группах. ( слайд).

Задание: написать предложение: а) с разделительными союзами на зелёных стикерах. б) с соединительными союзами на оранжевых стикерах, в) с противительными союзами на красных стикерах. После выполнения задания ученики наклеивают стикеры на постерах. Постер разделён на три графы.

Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё было ещё плохо. Наступили каникулы, и я с родителями уехал отдыхать.

3. Или льет дождь, или мокрый падает снег.

4. Весна красная, а лето смрадное

5. Слаб голос мой, но воля не слабеет

6. То слышны осторожные шаги, то раздается чей-то шепот. Гроза пошла однако солнце не показывалось а) разделительные союзы- зеленые б) соединительные союзы- оранжевые б) противительные союзы - красные стикеры.

Наконец ливень прекратился, и на небе взошло солнце. Солнце спряталось, и на цветущей ржи растянулась вечерние тени.



3. Игра «Я начну, а ты закончишь»

I. Группа начнет пословицу, другая продолжает и по очереди.

Труд человека кормит, а ………. (лень портит)

Глаза боятся, а ……. (рука делает)

Учение свет, а……. (неучение тьма)

Меньше говори, да ……….. (больше делай)

Ласковое солнце, что ………. (весенний день)

Ошибается всякий, а ……….. (настаивает на ошибке только глупец)

Корень учение горек, а ……….. плоды его сладки.

VI. Обобщение и систематизация материала.

  1. Упражнение 34. Найти грамматическую основу предложения, определить вид предложения.Расставить запятые ,подчеркнуть главные члены предложения.Составить схемы предложения.

2.Интеллектуальная игра. Кто со мной поспорит. На вопросы нужно ответить да или нет.

1 группа. Сочинительные союзы делятся на 3 группы: соединительные, противительные, разделительные.

Простые предложения в составе ССп связаны только интонацией?

В ССП союзы являются членами прелдложения и отвечают на какой –либо вопрос?

2 группа. Весна пришла и растопила снег на полях. Это сложное предложение?

Сложные предложения состоят из одного простого предложения.

В ССП перед союзами ставится двоеточие.



Ответы проверяются на ключах.



  1. Мини- тест. Задание на слайдах .Сверка ответов.





VII.Домашняя работа.

Выучить правило. Упражнение 45. Стр. 89.



VIII.Рефлексия.

Что сегодня изучали на уроке? Для чего нам нужны союзы в речи?

Кому понравился урок поднимите- зелёные карточки, кому нет – красные.





Просмотр содержимого презентации
«ТЕМА»

ТЕМА: Сочинительные союзы как средство связи частей ССП

ТЕМА: Сочинительные союзы как средство связи частей ССП

Цель урока: дать разъяснение учащимся о сочинительных союзах, уметь правильно определять сочинительные союзы в устной и письменной речи; развивать интеллект, мышление, связную речь;  способствовать нравственному воспитанию учащихся на материалах пословиц; прививать любовь к русскому языку.

Цель урока: дать разъяснение учащимся о сочинительных союзах, уметь правильно определять сочинительные союзы в устной и письменной речи; развивать интеллект, мышление, связную речь; способствовать нравственному воспитанию учащихся на материалах пословиц; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.   Методы урока: изучение нового  материала.   Оборудование: интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный. Методы урока: изучение нового материала. Оборудование: интерактивная доска.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРОДЛОЖЕНИЙ  Сложные предложения Союзные Бессоюзные Средство связи – интонация Средства связи: союзы, союзные слова; интонация  Сложносочиненные Сложноподчиненные

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРОДЛОЖЕНИЙ

Сложные предложения

Союзные

Бессоюзные

Средство связи –

интонация

Средства связи:

союзы, союзные слова;

интонация

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Двуязычный словарь грамматических терминов

Двуязычный словарь грамматических терминов

  • Сложное предложение – құрмалас сөйлем
  • Сложносочиненное – салалас құрмалас
  • Сложноподчиненное – сабақтас құрмалас
  • Сочинительные союзы – жалғаулық шылаулар
Простое предложение Сложносочинённое предложение Рванул ветер и в воздухе закружила пыль. Мы подошли к берегу и не увидели лодки Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.  [ - = ] , [= -] Мы подошли к берегу, но там не было ни лодки, ни лодочника. [ - =] , [ = ]

Простое предложение

Сложносочинённое предложение

Рванул ветер и в воздухе закружила пыль.

Мы подошли к берегу и не увидели лодки

Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

[ - = ] , [= -]

Мы подошли к берегу, но там не было ни лодки, ни лодочника.

[ - =] , [ = ]

Солнце садилось, и медленно наступали сумерки. Медленно падают листья , и земля покрывается мягким жёлтым ковром. Будет жарко, или разразится гроза. Восток чуть побелел , но звёзды сверкали ярко.
  • Солнце садилось, и медленно наступали сумерки.
  • Медленно падают листья , и земля покрывается мягким жёлтым ковром.
  • Будет жарко, или разразится гроза.
  • Восток чуть побелел , но звёзды сверкали ярко.
Сочинительные союзы Соединительные союзы Разделительные союзы И, ДА, НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ Противительные союзы То…то, не то…не то, или, либо. Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. А,НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Остались звёзды, да иглы звенели.В предложениях связанных даннымисоюзами, чаще всего говорится о событиях, происходящих одновременно или следующих одно за другим. Солнце уже село, ав поле было ещё светло. В предложениях, связанных данными союзами, чаще всего говорится о событиях, чередующихся во времени или исключающих друг друга. Ходили за черёмухой девчонки вчетвером, да оборвать черёмуху им не позволил гром. В предложениях связанных данными предложениями, чаще всего говорится о явлениях противопоставленных друг другу.

Сочинительные союзы

Соединительные союзы

Разделительные союзы

И, ДА, НИ-НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Противительные союзы

То…то, не то…не то, или, либо.

Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

А,НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

Остались звёзды, да иглы звенели.В предложениях связанных даннымисоюзами, чаще всего говорится о событиях, происходящих одновременно или следующих одно за другим.

Солнце уже село, ав поле было ещё светло.

В предложениях, связанных данными союзами, чаще всего говорится о событиях, чередующихся во времени или исключающих друг друга.

Ходили за черёмухой девчонки вчетвером, да оборвать черёмуху им не позволил гром.

В предложениях связанных данными предложениями, чаще всего говорится о явлениях противопоставленных друг другу.

Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё ещё было плохо. Наступили каникулы, и я с родителями уехал отдыхать. Или льёт дождь, или мокрый падает снег. Весна красная, а лето страдное. Слаб голос мой, но воля не слабеет. То слышны осторожные шаги, то раздаётся чей-то шёпот.
  • Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского всё ещё было плохо.
  • Наступили каникулы, и я с родителями уехал отдыхать.
  • Или льёт дождь, или мокрый падает снег.
  • Весна красная, а лето страдное.
  • Слаб голос мой, но воля не слабеет.
  • То слышны осторожные шаги, то раздаётся чей-то шёпот.
Игра « Я начну, а ты закончи».

Игра « Я начну, а ты закончи».

  • Труд человека кормит,а …
  • Глаза боятся,а … .
  • Ученье свет,а … .
  • Меньше говори, да … .
  • Ласковое солнце, что … .
  • Ошибается всякий, а … .
  • Корень учения горек, а … .
  • Птице крылья, а
  • Человеку … .
  • Что посеешь, то … .
Упражнение Найдите грамматическую основу предложения, определить какое это предложение.
  • Упражнение
  • Найдите грамматическую основу предложения, определить какое это предложение.
Анализ предложения. Составить схему предложения.

Анализ предложения. Составить схему предложения.

  • Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло.
  • Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, бились волны внизу о камни.
  • А саду горит костёр рябины красной, но никого не может согреть.
  • Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
  • Посмейся над самим собой, и тебе станет легко.
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Викторина «Кто со мной поспорит»  1 группа

Викторина «Кто со мной поспорит» 1 группа

  • Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.
  • Простые предложения в составе сложноподчинённого связаны только интонацией.
  • Восходит солнце, но в лесу ещё тепло. Это простое предложение.
  • В сложносочинённом предложении союзы являются членами предложения.
  • А, но, да, зато, однако, же – противительные союзы.
2 группа

2 группа

  • Весна пришла и растопила снег. Это сложное предложение.
  • Сложные предложения состоят из одного простого предложения.
  • И, да, ни … ни, тоже, также, не только…но и – это предлоги.
  • В сложносочинённом предложении перед союзами ставится двоеточие.
  • Или, либо, то…то, не то… не то, то ли…то ли разделительные союзы.
Ключи ответов. 1 группа  1  2  да  3  нет  4  да  5  нет  да

Ключи ответов. 1 группа

1

2

да

3

нет

4

да

5

нет

да

2 группа  1  2  нет  3  нет  4  нет  5  нет  да

2 группа

1

2

нет

3

нет

4

нет

5

нет

да

Тестовые задания

Тестовые задания

  • 1. Сложное предложение –это:
  • А. Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.
  • В. Предложение, состоящее из двух и более простых предложении, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно союзами и союзными словами.
  • С. Слова, указывающие на предмет и его признаки или на действия и его признаки
2. Сложносочинённые предложения с соединительным союзом в: А. С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро. В. Соль горькая, однако люди не могут жить без неё. С. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
  • 2. Сложносочинённые предложения с соединительным союзом в:
  • А. С вечера моросило, и наступило серое весеннее утро.
  • В. Соль горькая, однако люди не могут жить без неё.
  • С. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
3. Сложносочинённое предложение с противительным союзом. А.Я ему верю, да суд то ему на слово не верит. В. Мне кажется, климат уже переменился, и цвет моря стал другим. С. Весна пришла и растопила снег на полях.
  • 3. Сложносочинённое предложение с противительным союзом.
  • А.Я ему верю, да суд то ему на слово не верит.
  • В. Мне кажется, климат уже переменился, и цвет моря стал другим.
  • С. Весна пришла и растопила снег на полях.
4. Сложносочинённое с противительным союзом. А. Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами. В. Бабушка разбудила меня, и мы пошли по землянику. С. Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
  • 4. Сложносочинённое с противительным союзом.
  • А. Всходило солнце, и вершины сосен вспыхивали багряными кострами.
  • В. Бабушка разбудила меня, и мы пошли по землянику.
  • С. Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять.
5. Отметить сложносочинённое союзное предложение. А.УЧЕНИЕ И ОБЕД ДЕЛАЛИ ДНИ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМИ. В. Прекрасное несёт людям искусство, и мысль тоже несёт прекрасное. С. Вот смотрю: из леса выезжает кто-то на серой лошади.
  • 5. Отметить сложносочинённое союзное предложение.
  • А.УЧЕНИЕ И ОБЕД ДЕЛАЛИ ДНИ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫМИ.
  • В. Прекрасное несёт людям искусство, и мысль тоже несёт прекрасное.
  • С. Вот смотрю: из леса выезжает кто-то на серой лошади.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сочинительные союзы в ССП

Автор: Бекжанова Венера Копжурсиновна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Сочинительные союзы как средство связи частей ССП"
    ["seo_title"] => string(57) "sochinitiel-nyie-soiuzy-kak-sriedstvo-sviazi-chastiei-ssp"
    ["file_id"] => string(6) "305220"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457884907"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Урок на тему:"Интонация и сочинительные союзы как средство связи его частей. Значение сочинительных союзов." "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-na-tiemu-intonatsiia-i-sochinitiel-nyie-soiuzy-kak-sriedstvo-sviazi-iegho-chastiei-znachieniie-sochinitiel-nykh-soiuzov"
    ["file_id"] => string(6) "150052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420388779"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Разработка открытого урока русского языка по теме: "ССП с сочинительными союзами" в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(98) "razrabotka-otkrytogho-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-ssp-s-sochinitiel-nymi-soiuzami-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "165684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422857431"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Сочинительные союзы. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях»."
    ["seo_title"] => string(102) "sochinitielnyiesoiuzytrudnyiesluchaipostanovkiznakovpriepinaniiavslozhnosochiniennykhpriedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "268648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450674014"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(7) "Ссп."
    ["seo_title"] => string(5) "ssp_1"
    ["file_id"] => string(6) "372700"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482482023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства