«Сочинительные союзы. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях».
«Сочинительные союзы. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях».
Тема: «Сочинительные союзы. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях».
Цели урока: познакомить учащихся с соединительными, противительными и разделительными союзами; помочь учащимся практически изучить материал о расстановке знаков препинания в сложносочиненном предложении; показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока:
обучающая – помочь изучить материал о сочинительных союзах и их значениях в ССП;
развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи;
воспитывающая-отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Просмотр содержимого документа
««Сочинительные союзы. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях».»
Байбалиева Л.К. учитель
русского языка и литературы
КГУ «СШ №4 с ДМЦ», г. Текели.
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: «Сочинительные союзы. Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях».
Цели урока: познакомить учащихся с соединительными, противительными и разделительными союзами; помочь учащимся практически изучить материал о расстановке знаков препинания в сложносочиненном предложении; показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения.
Задачи урока:
обучающая– помочь изучить материал о сочинительных союзах и их значениях в ССП;
развивающая – обеспечить развитие мышления, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования предложений, памяти, речи;
воспитывающая-отработать навыки самостоятельной деятельности учащихся, сформировать умение работать в коллективе
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая работа, дифференцированный подход, разноуровневые задания, фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование, устные и письменные упражнения, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителем.
Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Прием «Ассоциация». Дети в круге, говорят друг другу комплименты, ассоциирующиеся с природой (стройная, как березка и т.д.). Деление на группы. Слайд 1. Запись даты и темы урока в тетради.
некрашеный пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
званый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
III. Актуализация знаний учащихся по сложному предложению.
1. Работа в парах. Задание: составить кластер по теме «Сложное предложение». Кластер чертится на флипчарте. (задание 1 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 4. Примерный образец.
2. Приём «РАФТ».Рассказать (с опорой на кластер) о сложном предложении, о средствах связи между предикативными частями внутри сложного предложения, о различиях бессоюзных и союзных сложных предложений (задание 2 «Рабочего листа учащегося»).
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
3. Работа со схемами. Схема на доске.
Слайд 5.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой
выбор.
1) а) [ ],и [ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) То[ ], то[ ].
г) [ ],а [ ].
Слайд 6.
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.
2 а) [ ], ( что. . . ).
б) [ ], но [ ].
в) [ ], а [ ].
г) Ни [ ], ни [ ].
IV. Изучение нового материала. (Вызов.)
Слайд 7.
1. Синтаксическая минутка. Предложение записано на доске. Найти ГО (грамматические основы), объяснить синтаксис предложения.
Пел в кустах малиновых соловей-соловушка, да шумели листьями стройные тополя.
2. Обращение к учебнику (§ 10, с.40). Выделить главное. (Работа в группах постоянного состава).
Инсерт. (Метод активного чтения. Маркировка текста с использованием значков «V», «+», « - », «?» (по мере чтения ставятся на полях справа)). После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста (задание 4 «Рабочего листа учащегося»).
Слайд 8.
«V»
(известное)
«+»
(новое)
« - »
(противоположное известному)
«?»
(непонятное)
3. Обобщение..
- Нашли вы ответ?
- Когда в сложносочиненном предложении ставится двоеточие?
- Когда запятая не ставится между частями простого предложения?
- Так как можно определить тему нашего урока?
V. Закрепление материала.
Слайд 9.
1. Работа в группах постоянного состава; Списать указанные предложения, расставить знаки препинания. Начертить схему.
1.Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
2.Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
3.В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
4.По небу голубому проехал грохот грома и снова все молчит.
2. Защита своих предложений у доски.
Слайд 10, 11.
3.Цифровой диктант
Простое предложение с однородными членами предложения-1
Простые предложения в составе сложного – 2
1.Поют жаворонки и на землю с неба трель льют.
2.Осень, и листья опадают с деревьев.
3.Север дышит ветром ночи и полынь колышет.
4.Лес тянулся на километр, и можно было заблудиться в нем.
5.Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
Слайд 12. VI. Запись домашнего задания. § 10, yпражнение 66.
Цель урока__________________________________________________________
Задачи урока________________________________________________________
Задание 1.Составьте кластер на флипчарте «Сложные предложения».
Задание 2. «РАФТ».
«Р» - роль: учитель
«А» - аудитория: ученики 9 класса
«Ф» - форма: лекция
«Т» - тема: сложное предложение
Опорные слова для текста лекции: Синтаксис. Сложное предложение .Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение
Задание 3.Найти на слайде «четвертую схему лишнюю»
Задание 3 Инсерт. Работа по новому материалу ( Стр.40).
«V»
(известное)
«+»
(новое)
«-»
(противоположное известному)
«?»
(непонятное)
1. Работа в группах постоянного состава; Списать указанные предложения, расставить знаки препинания. Начертить схему.
1.Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
2.Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
3.В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
4.По небу голубому проехал грохот грома и снова все молчит.
2. Защита своих предложений у доски.
3.Цифровой диктант с самопроверкой..
1.Простое предложение с однородными членами.
2.Простые предложения в составе сложного.
Рефлексия. Заполните таблицу.
Знал(а)
Хотел(а) узнать
Узнал (а)
Рефлексия.
При проведении этого урока основное внимание уделялось умению учащихся анализировать, высказывать свои мысли, слышать и понимать друг друга в группе. Цели и задачи, поставленные на уроке, были успешно решены, такое мнение было высказано в рефлексии учащимися и при анализе открытого урока присутствующими педагогами. Темп урока был достаточно высок, несмотря на это учащиеся успевали выполнять все предложенные задания. Изначально был заметен небольшой дискомфорт: мы занимались не в привычном для ребят - нашем классе, а в кабинете информатики, (у нас в школе одна интерактивная доска, нет проекторов). Урок начался с круга радости. Это было необходимо для создания настроения и сотрудничества, но я не совсем правильно продумала организационный момент, предложив детям сделать друг другу комплимент со сравнительным оборотом, это вызвало заметное волнение. Некоторые ученики не могли сразу подобрать ассоциации. Несмотря на этот промах, ученики быстро сориентировались, объединились в группы: была создана коллаборативная среда. Работу по карточкам выполнили быстро. Проблем эта работа не вызвала. При выполнении фронтальной работы по правописанию –нн в страдательных причастиях у большинства учащихся проблем тоже не было, дети с удовольствием производили самопроверку: результат был неплохим. Кластер на тему: «Сложное предложение
составили сообща, обсуждая в группе, был виден реальный исследовательский диалог. Защита была насыщенной, интересной. Было приятно видеть, что дети учатся правильно говорить, излагать свои мысли. А вот далее, когда дело дошло до использования приема РАФТ, появились сложности. Детям было предложено разыграть роль учителя на уроке 9 класса при чтении лекции на тему «Сложное предложение». Здесь явно не хватило артистичности представителям обеих групп. Роль учителя оказалась сложной, это были примерные ученики, хорошо усвоившие материал, но никак не педагоги. Далее все работы, предложенные ученикам, выполнялись вовремя и без проблем. А вот работа по методу активного чтения (Инсерт) при изучении нового материала вызвала проблему у некоторых ребят, им сложно было заполнить третью графу таблицы: противоположное известному.
Для прочного закрепления материала были предоставлены предложения с трудными случаями расстановки знаков препинания в ССП. Предложения были распознаны учащимися, значит, материал понят. Цифровой диктант – занятие привычное для учеников этого класса, самопроверка показала, что большинство ребят правильно выполнили задание. Мы уложились во времени, правда, на минуту сократили физкультминутку. По итогам была заполнена таблица ЗХУ. Домашнее задание было разноуровневым, что понравилось ученикам.