показать детям картины пробуждения природы, созданные словами, звуками, красками; воспитывать любовь природе, к родному краю.
Оборудование: грамзапись пьесы П. И. Чайковского « Март»,картины художников Саврасова «Грачи прилетели», Левитана «Март», Мухина «Последний снег»,рисунки детей, корзина с подснежниками, мультимедиа.
Ход урока.
I. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке развития речи мы напишем небольшое сочинение с помощью динамической картинки, которую составим вместе. Тему сочинения вы узнаете, отгадав загадку.
1. Отгадывание загадки.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
( Весна).
- Назовите весенние месяцы. Какой месяц наступил сейчас?
- Вот и март! Потепление сразу поменяло облик природы. Март – излом зимы, торжество солнца. Слайд 1
2.Прочитаем эпиграф к нашему уроку Слайд 2.
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит, и поёт.
А.К. Толстой.
- В конце урока вы скажете, подходит ли этот эпиграф к теме нашего урока.
II. Подготовка класса к восприятию материала.
1.Да, весна пришла в наши края полноправной хозяйкой.
- А вы ощущаете её свежее дыхание?
- Что происходит в природе весной?
( пробуждается ото сна, в природе всё оживает, рождается заново)
2. Подтвердите словами стихотворений о тех изменениях, которые происходят в природе.
Чтение отрывков о весне учащимися наизусть.
1)Весна, весна кругом живёт и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!
М.И. Исаковский.
2) Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает,
Влажным теплом подувает-
Ветер с раздольных полей …
( А.С.Дрожжин)
3) Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
( Е.А. Баратынский)
4) Вновь весна, и небо голубое,
И плывут высоко облака.
( С. Тараховская)
5) Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился!
( Дрожжин)
3. Вывод.
Весна – это необыкновенное время года, когда всё в природе просыпается, оживает, обновляется. Её красота вдохновляет поэтов, композиторов, художников.
4. Работа по картинам русских художников.
Вот и сейчас я прошу вспомнить картины художников, с которыми вы знакомились в своё время. ( Дети называют автора и название картины)
- Какой изображена природа? (спокойной, таинственной, торжественной)
- Какое настроение создают картины у зрителя?
( Они точно передают радостное, весеннее настроение)
Нельзя оставаться равнодушным к красоте нашей природы, изображённой на картинах!
Художники передают эту красоту при помощи красок.
- Какие краски использовала маленькая поэтесса Юля Башките в своем стихотворении «Фея – весна»? (Региональная литература М. Ходаковской «Лукошко»)
( дети читают отрывки из стихотворения, называют цвета)
1) Машет кисточкой волшебной, 2) А черёмуху одела
Красит зеленью кусты В платье кружевное.
И деревья превратила Будто с неба прилетело
Все в воздушные шары. Облачко седое.
3) Окунула кисть потом 4) Жёлтой краски набрала
В голубую краску. И обрызгала опушки.
( жёлтые, зелёные, фиолетовые, голубые)
- Какие краски использовали вы, рисуя свои рисунки? ( Оформлена выставка детских рисунков о весне. Дети дают ответ)
5. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Март».
Чтобы описать красоту весенней природы, композиторы находят чарующие звуки в музыке. Прослушайте пьесу П.И. Чайковского «Март» и нарисуйте словесную картинку к этому произведению.
III. Составление динамической картинки «Весна пришла».
Лексико-орфографическая работа.
1. Чтение стихотворения учителем.
Сейчас я предлагаю вам вместе с Весной совершить небольшую прогулку.
Лёгким шагом, пройдя по тропинке,
На полянку выходит Весна.
Что увидела здесь наша гостья? Слайд 3
Ну, скажите, довольна она?
2. Ответы на вопросы:
- Что увидела Весна на полянке? (берёзку)
- Довольна ли она увиденным? Почему? (не чувствуется прихода весны)
- Давайте оживим картинку?
а) Начнём с изменений, происходящих в неживой природе:
Поэты, художники, композиторы сумели в своих произведениях передать красоту весны. Давайте и мы найдём красивые слова, чтобы описать эту весеннюю картинку?
Посмотрите вокруг.
( Слова развешаны в классе, дети находят подходящее, объясняют написание и помещают рядом с ключевыми словами, которые послужат планом для написания рассказа)
Вот и получилась у нас весенняя картинка. Она вам нравится?
Теперь вам надо стать на время писателями, и, используя слова и выражения, написанные на доске, описать эту картинку.
IV. Запись текста в тетради.
- работают самостоятельно
- работают по карточке
Карточка для индивидуальной работы.
(предложения разрезать и раздать слабым учащимся в конверте)
Задание: составить текст из предложений.
Наступила д.лгожданная весна.
По голубому небу плывут лё.кие пуш.стые обл.ка.
Яркие лучи солнечного света зал.вают п.лянку.
Воздух чист и свеж.
Проснулась ж.вая природа.
По.вилась шелковистая тра.ка.
Мне нравится это время года!
На пр.талинах зацв.ли синие подснежники.
Всё вокруг ож.ло и радуется приходу в.сны.
На б. рёзе появились клейкие л .сточки.
Ученики пишут сочинения. Тихо звучит музыка П.И.Чайковского.
Примерный текст:
«Весна пришла».
Наступила красавица весна. Всё радуется её приходу. Весеннее солнышко посылает на землю свои тёплые и ласковые лучи. На голубом небе появились лёгкие пушистые облака. Дует свежий лёгкий ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались подснежники с синими глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их весёлый крик. Весна - это моё любимое время года!
«Весна пришла».
Наконец – то пришла красавица весна! Солнышко поднимается всё выше и выше. Оно посылает на землю свои ласковые лучи. На лазурном небе плывут лёгкие, пушистые облака. Дует свежий весенний ветерок. Появились проталинки. На них выглядывают синие глазки подснежников. Манит к себе шелковистая травка. На берёзке уже есть молоденькие клейкие листочки. Прилетели вестники весны - грачи. Я люблю это радостное время года!
VI. Итог урока.
Всё в природе согрето весенним дыханием – ярким солнцем, свежим ветром и от этого всё кругом оживает, любит и поёт.
Красиво весной в лесу! Как не порадоваться весеннему солнышку, не полюбоваться первым подснежником. Но мы должны помнить, что к природе надо относиться бережно.
Чтение стихотворения учеником.
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
В память о нашем уроке Весна дарит вам вот эти подснежники.
( корзина с подснежниками)
VII. Домашнее задание ( творческое) Слайд 5
Предлагаю, используя рифмы, сочинить стихотворение, которое будет напоминать о нашем уроке. лес - чудес цвет - привет
Дети, прочитаем все вместе слова: Слайд 6 (Спасибо за урок!)