Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине»
Класс: 6 учитель: Актамирова Л.М. дата:_______
Тема: Подготовка к сочинению по картине
Т.Н.Яблонской «Утро»
Цели: Активизировать работу учащихся путём создания проблемной ситуации. Познакомить с художницей и её картинами. Подготовить к описанию картины «Утро». Развивать умение работать в группах, в парах. Развивать умения сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, систематизировать изученный материал. Воспитывать интерес к русской живописи и художникам. Расширять кругозор учащихся
Оборудование: презентация к уроку, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н. Ю.Шведовой, раздаточный материал: индивидуальные таблицы, карточки заданиями, стихотворениями, текстами,
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Стадия вызова. Постановка темы и цели урока.
1) Словарная работа: натюрморт, пейзаж, интерьер. Определите лексическое значение этих слов по словарю, назовите орфограммы в словах. Как связаны между собой эти слова? (обозначают жанры живописи)
2)Показ картины Т.Н.Яблонской «Утро».
-А как можно назвать эту картину? Почему? (предположения детей)
-У этой картины есть своя история.
Однажды ранним майским утром проснулась девочка Лена в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны - еще чуть-чуть - и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Мама Лены была художницей и создала картину «Утро», а зовут её Татьяна Ниловна Яблонская. Это было в 1954 году.
- Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». Скажите, где располагает художник на картине самое важное и почему? (Центральное расположение обращает внимание на самое важное в картине). - Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, девочка, только что вставшая с постели. Она делает зарядку, стоит в потоке воздуха и света) -Пожалуйста, опишите девочку. (У девочки стройная фигура, она стоит в позе ласточки. Ее руки вытянуты в стороны и чуть-чуть вверх. Правая нога отставлена в сторону, носок вытянут. Художница подчеркивает, что движения девочки просты и изящны. Лена легко одета, на ней белая майка и черные шортики. Ничто не сковывает ее движений.) -Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода? (Стоит весна. Учебный год еще не закончился., потому что на стуле мы видим школьную форму. Дверь на балкон распахнута. Погода теплая, утро солнечное, ясное. Длинные тени вытянулись на полу, спрятались в складках постели.) - А теперь давайте рассмотрим комнату девочки. Опишите комнату, как она подчеркивает общую идею картины: радость и счастье, мир и покой. (Комната просторная и светлая, в ней много солнца и света. Из распахнутой балконной двери струится чистый и свежий воздух. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельем, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает чистотой. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом тарелка необычной формы. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.)
- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают желтый и коричневатый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета теплой гаммы. Коричневый цвет – цвет земли, надежности, желтый цвет – цвет солнца, радости. Он бодрит, вызывает радостное настроение. ) - Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, синий и голубой, немного красного.)
Зеленый цвет создает ощущение спокойствия, мира, гармонии. Голубой – чистоты и свежести, а красный – энергии.)
- Как видите, в картине все подчинено одной теме – радости жизни, счастья.
Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «Утро». Слово «утро» употреблено здесь в нескольких значениях: утро над городом, утро в квартире. Да и героиня полотна - девочка. Ее жизнь только начинается, ее жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.
- А теперь скажите, что художница хотела сказать своей картиной? Какова идея картины? (Что жизнь хороша, и жить хорошо! Нужно видеть радость во всем: в солнечном дне, окружающей обстановке, в дорогих людях. Художница учит видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.) 3.Работа над планом сочинения. (Работа в группах)
План
I. Т.Н.Яблонская – известная художница.
II. Картина «Утро» - одна из ее замечательных работ.
1.Утро в городской квартире
а) чудесная погода за окном
б) уютная комната
в) жизнерадостная, счастливая девочка
2.Почему картина имеет такое название?
3.Какие краски преобладают на полотне?
III. Радостно на сердце!
4.Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.
Девочка одета в… На девочке надеты… 2)Работа над вступлением и заключение сочинения.
Возможное начало сочинения. Заполните пропуски.
Т.Н. Яблонская – ______________ живописец. На своих полотнах она _____________ простых людей, любит писать детей. В своих ___________ художница предстает человеком, который ______________ жизнь, умеет увидеть прекрасное в ___________. Возможное заключение. Мне очень ______________ работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту ____________, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о__________, и сразу как-то ____________ становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!» Т.Н. Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, любит писать детей. В своих произведениях художница предстает человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. Возможное заключение. Мне очень понравилась работа Т.Н. Яблонской «Утро». Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: «Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!»