kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению - описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Подготовка к сочинению - описанию по картине

 Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цель урока.

Образовательная

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.
  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.
  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.
  4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.
  2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой  Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике ; «Толковый словарь русского языка», листы бумаги (формат А-4),  рисунок «малыш- рефлексия, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер,  мультфильм (длительность - 4 мин).

             Запись на доске:

а) число  

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Наш урок мы сегодня начнем с просмотра фрагмента «О картинах» мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона».

 

2. Определение темы и цели урока

- Как вы думаете, почему мы начали урок с просмотра фильма о картинах?

- Мы будем описывать картину.

Правильно. Репродукция ее находится на стр.170 нашего учебника.

Записываем тему урока на доске.

- Какова цель нашего урока?

- Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

 

Знакомство с творчеством художника.

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

Теперь послушаемо творчестве художницы и сделаем записи в тетрадях

 Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

     Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

     Картина  Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена  творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

- Что будем писать в первом пункте плана?

 Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители».

    - Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока, будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители»,  попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях. Мы  найдем значение их в нашем «Толковом словаре»

  1.  Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт?

  •  

- Что такое палитра?

  •  

- Как вы понимаете значение слова подрамник?

  •  

б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

- Что такое этюдник?

  •  

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры.Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

- Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.

- Что мог наблюдать художник из своего окна?

Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.

г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Другой мальчик постарше, брюнет, на нём футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.

 

- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

- Что запишем во второй части?

 II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.

- Знаете, ребята, как важно передать настроение  картины. Поэтому в последней части мы это сделаем.

- Как называется третий пункт плана?

  1.  

Запишем третий пункт плана

             III. Общее  настроение картины.

Мы опять возвращаемся  к нашей песенке, которая звучала в начале урока

 -  На парте у каждого текст песни, его  написал    А.С. Кушнер. Еще раз прочитаем  эти стихи

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - портрет.

 

- О чем эта песенка?

- О жанрах живописи.

- Назовите их.

 Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

 Мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков.

- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

 У каждого из вас на парте есть рисунок малыша. Прикрепите к своему сочинению  миниатюре одного из них, который соответствует вашему настроению на уроке.

- А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки, 
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

  1. Итог урока. Самоанализ детей.
  1. Что я сегодня узнал нового на уроке.
  2. Чему я сегодня научился.
  3. Какую информацию я хочу еще получить.
  4. Смогу ли я написать сочинение  - описание дома на черновике.

9. Домашнее задание.  Написать сочинение на черновике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению - описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» »

Тема: Подготовка к сочинению - описанию по картине

Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Цель урока.

Образовательная

  1. Продолжить формировать умение составлять связный текст по картине, сочинять текст на заданную тему.

  2. Продолжить знакомить учащихся с особенностями художественного описания картины.

  3. Знать композицию рассказа-повествования, его языковые особенности.

  4. Уметь создавать рассказ-повествование на основе изображённого на картине.

Развивающая

  1. Развивать и обогащать речь учащихся словами, связанными с темой картины, и средствами выражения замысла художника.

  2. Развивать мышление, устную и письменную речь, творческое воображение детей.

Воспитательная

  1. Воспитывать интерес к произведениям искусства, в частности, к творчеству Е.В.Сыромятниковой.

Оборудование: репродукции картин Сыромятниковой Е.В. на доске; репродукция картины «Первые зрители» в учебнике ; «Толковый словарь русского языка», листы бумаги (формат А-4), рисунок «малыш- рефлексия, учебник «Русский язык. 6 класс» (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.), компьютер, мультфильм (длительность - 4 мин).

Запись на доске:

а) число

б) запись слов: выставка, живопись, живописец, картина, кисть, мастерская, мольберт, палитра, подрамник, холст, этюдник, этюд;

в) план сочинения;

г) домашняя работа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Наш урок мы сегодня начнем с просмотра фрагмента «О картинах» мультипликационного фильма «Пластилиновая ворона» .

2 . Определение темы и цели урока

- Как вы думаете, почему мы начали урок с просмотра фильма о картинах?

- Мы будем описывать картину.

Правильно. Репродукция ее находится на стр.170 нашего учебника.

Записываем тему урока на доске.

- Какова цель нашего урока?

- Мы будем учиться составлять текст по картине, подбирать нужные для сочинения слова, вспомним композицию рассказа-повествования.

- Но картина, о которой мы будем с вами говорить сегодня, не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.



Знакомство с творчеством художника.

- Мы всегда перед началом работы над сочинением по картине узнавали как можно больше об авторе, то есть о художнике.

Теперь послушаем о творчестве художницы и сделаем записи в тетрадях

Сыромятникова Екатерина Васильевна 24 ноября 1914 года в Харькове. Член Союза художников. Училась в Московском государственном институте им. В.И. Сурикова до 1948 года.

После выставки «Советское современное искусство», проходившей в Японии в 1976 году, все ее работы были приобретены в частные коллекции. Там же состоялась выставка целой серии работ. Был издан каталог. Работы художницы находятся в частных собраниях в России и за рубежом.

Е.В.Сыромятникова – личность многогранная, творческая. Большая часть её работ выполнена в стиле реализма, однако от произведения к произведению стиль работ неуловимо менялся, создавая особое настроение.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» посвящена творчеству, точнее, сотворчеству. Создателю любого произведения, будь то роман, музыкальная пьеса или живописное полотно, требуется зритель, который и смог бы оценить творение.

- Наиболее важные сведения об авторе картины мы можем включить в начало сочинения.

- Вспомните, как называется первая часть сочинения?

(Вступление).

- Что будем писать в первом пункте плана?

Е.В.Сыромятникова – автор картины «Первые зрители».

- Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока, будем рассматривать репродукцию картины «Первые зрители», попутно объяснять лексическое значение слов, которые будем использовать в сочинениях. Мы найдем значение их в нашем «Толковом словаре»

  1. Работа над репродукцией картины «Первые зрители».

а) - Рассмотрите внимательно картину и перечислите всё, что на ней изображено.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; за окном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт с холстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт?

(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску, картон.)

- Что такое палитра?

(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок с отверстием для пальца.А также палитрой называют подбор красочных сочетаний в картине художника.)

- Как вы понимаете значение слова подрамник?

(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

б) - Опишите некоторые детали обстановки комнаты художника.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с изящными деревянными подлокотниками и гнутыми ножками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Можно заметить и этюдник, прислонённый к стене под окном.)

- Что такое этюдник?

(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей и палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.

Этюд – рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры.Этюд – это подготовка к большому произведению.)

в) - Мы не видим того, что изображено на холсте художника. А как вы думаете, что он мог нарисовать?

- Точно ответить на вопрос нельзя, но можно предположить. Скорее всего – природу, возможно, ту, что видна из окна. Возможно, букет полевых ромашек, стоящий около мольберта.

- Что мог наблюдать художник из своего окна?

Через открытое окно комнаты художника виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим белые стволы берёз, их молодую свежую зелень. За берёзами – поляна, трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес. Он словно окутан дымкой.

г) - В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины.

Что так заинтересовало ребят в комнате художника?

Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он нашёл там что-то интересное для себя. Другой мальчик постарше, брюнет, на нём футболка – с любопытством рассматривает обращённый к нему холст – на губах лёгкая улыбка, в глазах словно бы застыл неподдельный интерес к работе мастера.

- Не будем забывать о плане сочинения. Как называется вторая часть?

(Основная часть).

- Что запишем во второй части?

II. Описание картины:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.

- Знаете, ребята, как важно передать настроение картины. Поэтому в последней части мы это сделаем.

- Как называется третий пункт плана?

-Заключение.

Запишем третий пункт плана

III. Общее настроение картины.

Мы опять возвращаемся к нашей песенке, которая звучала в начале урока

- На парте у каждого текст песни, его написал А.С. Кушнер. Еще раз прочитаем эти стихи

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется - пейзаж.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется - портрет.


- О чем эта песенка?

- О жанрах живописи.

- Назовите их.

Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.

Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» необычна прежде всего по жанру. Здесь есть и пейзаж за окном, и интерьер комнаты, и портрет мальчиков.

Мы можем придумать рассказ-повествование от трёх разных лиц: самой Е.В. Сыромятниковой; неизвестного художника, хозяина мастерской, и заглядывающих в окно мальчиков.

- Попробуйте придумать маленький рассказ-повествование от разных лиц:

1-я ряд – от лица Екатерины Васильевны Сыромятниковой,

2-я ряд – от лица художника,

3-я ряд – от лица мальчиков.

6.Подведение итогов урока. Рефлексия.

У каждого из вас на парте есть рисунок малыша. Прикрепите к своему сочинению миниатюре одного из них, который соответствует вашему настроению на уроке.


- А вот что, ребята, увидел на этой картине поэт Игорь Брумер:

Картина. Комната. Мальчишки, 
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, - слышишь,
чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

  1. Итог урока. Самоанализ детей.

  1. Что я сегодня узнал нового на уроке.

  2. Чему я сегодня научился.

  3. Какую информацию я хочу еще получить.

  4. Смогу ли я написать сочинение - описание дома на черновике.

9. Домашнее задание. Написать сочинение на черновике.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сочинению - описанию по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»

Автор: Махнутина Валерия Анатольевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202157

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Урок русского языка в 6 классе на тему "Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители"" "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-po-kartinie-ie-v-syromiatnikovoi-piervyie-zritieli"
    ["file_id"] => string(6) "154185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421132459"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Презентация к уроку развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители" "
    ["seo_title"] => string(150) "priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-riechi-v-6-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-po-kartinie-ie-v-syromiatnikovoi-piervyie-zritieli"
    ["file_id"] => string(6) "154212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421136702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства