Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним такие стороны жизни,с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина развивает мышление детей, расширяет, их кругозор, обогащает их словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей, и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинения. Дети должны уметь себя контролировать, что бы их вымысел не противоречил действительности. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию,анализ изобразительных средств учат уже с первых шагов в искусстве глубоко воспринимать произведения.
Задачи урока:
- познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
- учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;
- совершенствовать умение отбирать нужные для описание слова;
- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
- учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Оборудование:
- картина А.А.Пластова “Первый снег”,
- материал о жизни и творчестве Пластова,
- литературные произведения известных авторов.
Ход урока
1. Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчестве Аркадия Александровича Пластова (учитель может взять из справочных материалов о художниках).
2. Подготовка к восприятию картины.
- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль,первый грач, первое огорчение, первый снег,первая разлука.)
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
3. Сопоставление личных наблюденийдетей и описание первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная,похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.
А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина“Первый снег”:
…Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
- Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
- Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
- Как говорит Бунин о том, что снег идет? (“Снегом понесло”). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.
4. Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.
- Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
- Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
- Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи на крылечке, радуются первому снегу. Это деревенские ребята.)
- Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто,девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях.Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны,они рады снегу, для них это праздник.)
6. Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова –названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость
восторг
волнение
удивление
восхищение
беспокойство
испуг
грусть
интерес
Учащиеся выбирают слова восторг, удивление,радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены,обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)
- Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
- Что еще показывает художник на переднем плане? (В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
- Здесь есть еще один герой- ворона. А что она переживает? (Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов,ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует,радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
7. Выявление изобразительных средств картины.
- Обратите внимание на фон картины. Какой он,темный или светлый? (В картине преобладают теплые и светлые тона: розоватые, лиловые,бледно-голубые, голубовато-сероватые,серовато-розовые, светло-коричневые.)
- А какой цвет здесь главный и почему? (Главный цвет здесь розовый. Он везде: и на земле, и в небе,и на веточках деревьев. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада.)
- Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево? (Береза - это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - дети и их настроение.)
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы,художник хочет усилить впечатление от бездонности неба, долгого полета снежинок.)
8. Речевая подготовка к сочинению.
- Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег
дети
земля
ворона
небо
береза
- Попробуйте описать снег, используя сравнения,эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег
Как стеклянный дождь
Укрыл землю
Очень к лицу земле
Порошил
Как чистые капли воды
Щекотал лицо
Белая скатерть полей
Кружился
Лебяжий пух земли
Порхал
Робкий и тихий
Танцевал
Пушистый и мохнатый
Опускался большими хлопьями
Так же учащиеся подбирают характеристики ко всем остальным опорным словам. Учитель просит не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными,наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого енвга. Силой своего искусства художник показал светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие природы.)
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске. (У меня возникает ощущение радости,счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
9. Составление плана сочинения:
- Первый день зимы.
- Радость детей.
- Цвет и настроение картины.
- Мое отношение к картине.
10. Орфографическая подготовка. (Проводится на уроках ранее, дети ведут записи в тетрадях.)
11. Написание учащимися сочинения сначала в черновике, а потом в чистом варианте.
12. Самопроверка сочинений.