2. воспитательная
3. развивающая
помочь осознать ценность совместной деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
-М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, учебник «Русский язык», часть 2,Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2013г.-с.77
-М.С.Соловейчик, Рабочая тетрадь «русский язык», часть 3,Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014г,
М.С.Соловейчик «Поурочные планы по учебнику М.С.Соловейчик, 2 полугодие 3 класс.- Волгоград: Учитель, 2008 г
-М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, учебник «Русский язык», часть 2,Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2013г.-с.77
-М.С.Соловейчик, Рабочая тетрадь «русский язык», часть 3,Смоленск, «Ассоциация 21 век», 2014г,
-карточки для работы в парах; конверты для самостоятельной индивидуальной работы; карточки с кроссвордом.
-наглядность для оценочной работы; критерии оценивания.
- наглядность для рефлексии.
Этап урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | - Здравствуйте, ребята! - Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения метод« Поделись добром» Чтоб урок наш стал светлее Мы поделимся добром Вы ладони протяните. В них любовь свою вложите Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. | Настраиваются на работу. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
-
2.Актуализация знаний. Цель: Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для закрепления изученного материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость усвоения полученных знаний. | -
Доска: Эпиграф к уроку: « Просит знаний настоящих Мягкий знак после шипящих» - Как вы думаете, почему мы начали урок с этих строк? - А что вы узнали о Ь знаке на прошлом уроке? Когда он пишется? - На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих? - А в словах мужского рода пишется мягкий знак после шипящих? | Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения ранее полученных знаний. | Работают с информацией, на слух, отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость закрепления правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных; согласовать тему и цель урока. | - Сегодня на уроке ребята, мы должны подружиться с мягким знаком. Этот урок поможет вам подняться на ещё одну ступеньку школьной грамотности. - Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? - А теперь выведем тему урока? - Какие цели поставим перед собой? - А теперь давайте озвучим тему и цели урока. | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. | Познавательные: Умение проводить сравнения по заданным критериям. Коммуникативные: Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать тему и цель урока. |
4. Минутка чистописания. Словарная работа. Написание пословицы. Цель: развитие каллиграфического почерка, контроля и самоконтроля. | «Тетрадь наклонно положу. Ручку правильно держу. За посадкою слежу. С чистотою дружу, На «отлично» напишу! - Напишите строчку, продолжив закономерность. - ЖЬ ЧЬ ШЬ ЩЬ Словарная работа . На доске: Ключ, печь, борщ, мышь, плащ, ёж. Работа с пословицей Ученье-свет, а неученье - тьма. - Прочитайте пословицу, объясните её смысл. - Какую работу выполняет Ь в словах пословицы? - Запишите пословицу.Подчеркните орфограмму Ь. Физминутка для глаз « Снеговик» ( музыкальная) | Следит за посадкой. Организует повторение признаков шипящих звуков. Организует практическую работу по записи слов с мягким знаком одним учащимся у доски. Создаёт условия для повторения знаний о мягком знаке. включает учащихся в процесс взаимопроверки и оценивания. Организует отдых учащихся | определяют слова с шипящими звуками, дают характеристику звукам, называют орфограммы. 1 ученик работает у доски. Участвуют в анализе словарной работы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в словах.. | Регулятивные: оценивать результаты деятельности партнёра. Познавательные: Развивают операции мышления (сходство и различие объектов) Коммуникативные: Формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, учатся проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль. |
5.Усвоение полученных знаний и способов действия. Цель: Организовать закрепление алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного. Цель: Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | Работа в парах -А сейчас поработаем в парах. Задание написано в карточке №1. Проверьте как вы научились писать слова с новой орфограммой. Задание: Найдите ошибки, допущенные в словах и обозначьте род существительных. -Проверим по эталону. - Давайте обобщим. - У существительных какого рода после шипящих пишется Ь? плащь | помощ | лещ | лучь | мячь | грачь | мыш | ёрш | ночь | гаражь | стрижь | чижь | Прочитаем памятку. Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова- Нет знака никакого! Разноуровневая ( дифференцированная) работа - Ребята, у вас на партах лежат конверты с заданиями. Если вы уверены в своих знаниях, возьмите конвертик с красным треугольником -Если сомневаетесь, то конверт с синим кружком 1 уровень Задание - Угадай слово с шипящим на конце и допиши в карточку шипящий с Ь или без Ь. Товари….., до…., кирпи…., молодё…., бор…., глу…. 2 уровень Задание Справочное бюро: ночь, рожь, нож, грач, речь, багаж. - Подведём итог.Самооценка Физминутка ШАЛАШ, МЫШЬ, МЕЧ,ВЕЩЬ, ПЛАЩ, ТИШЬ, ЁЖ,, ПЕЧЬ, ГРАЧ, РОЖЬ, НОЖ,ТОВАРИЩ, ЛОЖЬ. -Я называю имена существительные женского рода- приседают девочки, мужского рода – мальчики. | Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. При проверке использует метод « Пометы» Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать выводы. Предлагает учащимся разноуровневые задания в конвертах. Организует проверку по эталону, самопроверку и самооценку. Организует отдых | Выполняют работу в парах, доказывают свой ответ. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. Проверяют по эталону. Оценивают работу своей пары. Выполняют работу индивидуально. Выясняют, какую работу выполняет мягкий знак в этих словах. Проверяют по эталону. Оценивают свою работу. Выполняют упражнения. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном. Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять самоконтроль. Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в индивидуальной деятельности, производить самопроверку и самооценку. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи. |
6.Работа с учебником Цель: Закрепить знания, полученные на уроке, учиться давать оценку деятельности с комментированием. | -Работа с учебником у доски. Кто ваш самый главный помощник в школе на уроке? - Откройте учебник на стр.77 упр №515 - У доски работают ……. - А вы, ребята, запишите слова в два столбика в тетрадь. - Проверим и оценим работу детей у доски, прокомментируем оценки. - Проверим по эталону.Подведем обобщение. | Направляет работу у доски. Проверяет понимание способа действия. | У доски работают 2 учащихся. Выполняют Упр№ 515 (записывают слова в 2 столбика) с Ь и без Ь. Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. Комментируют оценки работающих у доски. | Регулятивные Планировать решение учебной задачи, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: Воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи; обосновывать свой выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии, коллективная проверка с доски. |
7. Самостоятельная работа. Цель: Проверить навык усвоения новых знаний, научиться пользоваться словарём трудностей, который находится в учебнике на стр.126. 8. Творческое задание. Работа в паре. Разгадывание кроссворда Цель: развитие свободного мышления, смекалки. | Самостоятельная работа( по вариантам). Работа со словарём трудностей. Карточка № 2- Найдите и запишите слова в тетрадь с шипящими буквами на конце имён существительных . I вариант записывает слова без ь. II вариант записывает слова с ь. Шалаш.., , брош.., врач.., вещ.., овощ..., калач.., глуш.., мелочь….
- Ребята, вы любите загадки? А разгадывать кроссворды? Предлагаю разгадать кроссворд- загадку.Карточка№3 | | | 1н | о | ж | | | 2к | о | в | ш | | 3п | е | ч | ь | 4м | ы | ш | ь |
- Если верно разгадали, то прочтёте по вертикали отгадку на другую загадку.( ночь)
| Формулирует задание, и распределяет его по вариантам. Осуществляет проверку по эталону. Формулирует задание. Осуществляет проверку по эталону. | Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания. Осуществляют Самопроверку по эталону и самооценку по критериям. Читают самостоятельно загадки и вписывают отгадки в кроссворд. | Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Развивать операции мышления Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
9. Итог урока, рефлексия деятельности. Цель: подвести итог работы на уроке по закреплению темы урока, оценить результаты своей учебной деятельности. | - Скажите мы достигли целей, которые ставили в начале урока? - Чему учились на уроке? - Как вы думаете мягкий знак доволен нашими знаниями? - Можно их считать настоящими?Выскажитесь? - Чтобы наука не была для вас ночью, тьмой а свет знаний освещал вашу дорогу ,воспользуемся звездами и устроим « Звездопад» -Если было интересно, легко на уроке –жёлтую, самую яркую. - Если иногда были трудности, сомнения – синюю -Если не разобрались – красную. Домашнее задание. - Для те кто уверен в своих знаниях Упр№516 - для тех кто сомневается упр № 513, задания на выбор. Спасибо за урок! Оценки за урок. | Организует беседу, связывая результаты работы с учебной задачей. Комментирует домашнее задание | Подводят итог под руководством учителя. Открывают дневники и записывают выбранное домашнее задание. | Личностные: Способность к самооценке. Регулятивные: Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. |