kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматические сказки

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Сказка о звуках и буквах

 

  Жили-были в одной волшебной стране Звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31.  Никто их не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их было можно.  Шесть звуков были певцами [а], [у], [ы], [и], [о],  [э]. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им  подпевали я [йа], ё [йо], ю [йу], е [йэ]. Остальные 21 тоже были добрыми,  хорошими звуками,  но петь не умели. Вот послушайте, пожалуйста: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Они очень дружили, во всем  соглашались с гласными, любили с ними рядом стоять. И назывались они согласные.

  И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так она понравилась, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. Когда он узнал, что все жители – невидимки, то  очень огорчился. Но он ведь был волшебником, и причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному «костюмчику». Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Волшебник был теперь доволен. Ведь с этих пор, прочитав букву, он называл звук по имени. У каждого звука теперь был «костюмчик». Так они и познакомились: Волшебник, Звуки и Буквы.

 

 

 

                         

 

 

 

Буква Ё.

 

Жила-была буква Е. Она любила озорничать и воровать яблоки в саду у буквы Э. Однажды Е забралась в сад и стала трясти яблоню. Яблоки посыпались и больно ударили Е по голове. Она схватилась за голову и обнаружила у себя две огромные шишки. Буква Е превратилась совсем в другую букву, и стали называть теперь её буквой Ё.

                     

 

                      Сказка про шипящие 

 

   Жили- были шипящие Ж,  Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ы, Ю, И, А, Я. Жили  очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом- нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Ударение

Гласные поссорились

   Однажды А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. И вдруг так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались, деревья поникли – всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругались.

   А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда О или А стоят без ударения, то каждая хочет занять место другой. Вот и начинается…

   К счастью, на помощь пришел волшебник Ударение. Стоит ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она сразу слышится ясно и не может быть даже ни малейшего сомнения в ее написании. Об этом узнали дети, которые проходили мимо и тоже собирали ягоды. Они очень хотели подружится с волшебником, чтобы уметь всегда правильно писать гласные. Договорились они всегда звать его на помощь, когда в словах встречаются гласные А и О (да и другие тоже, например Е- И)

  Именно с тех пор и пишут дети грамотно, а гласные не ссорятся. А чего им ссориться, если существует волшебник Ударение! Надо только вовремя позвать его на помощь. И вы, ребята, тоже зовите его, когда будете сомневаться, какую букву писать. Он всегда поможет!

 

 

 

 

 

 

                             

 

 

Волшебник Ударение

 

  Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно  очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

-Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

  Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замо′к и сказал:

-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый,  что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение- это  же просто черточка!

   Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замо′к, а перед взором всех предстал За′мок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки′ и сказали:

-Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

  Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Бе′лки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо А′тлас получился Атла′с, вместо Ка′пель- Капе′ль, вместо Доро′га- Дорога′, Города′- Го′рода. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение! Видят слова, что дело плохо- не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на своем собрании и с тех пор относятся   к Ударению с большим уважением.

 

 

 

 

 

Мягкий знак и правила переноса

 

Мягкий знак дружит с разными буквами.

В словах коньки, деньки, пеньки – с Н, в словах капельки,  петельки, угольки – с Л.  А вот с К почему-то нет.

К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!»

-А как по-другому?

-У-гольки, - попросил мягкий знак.

-Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают.

-Тогда угол-ьки, - снова просит мягкий знак.

-Так нельзя. Не по правилам.

-Тогда угольк-и.

-Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.

Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

Всегда твердая буква Ш и Мягкий Знак.

 

   Мягкий Знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.

   А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.

   Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.

   Не смягчается только буква Ш, несмотря на старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит,  что Мягкий Знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш – в глаголах второго лица или в существительных 3-го склонения.

  Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики,  которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге- от маленькой запятой до самого Твердого Знака.

 

 

 

 

 

 

 

СНЕЖОК                                       

          СНЕЖНЫЙ                                                                              СНЕЖИНКА                        

                           СНЕГОВИК                                                   СНЕГОВАЯ

 

 

 

Сказка о корне

 

    Много-много лет назад появилось на свете слово воз. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?». А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое и красивое дерево».

   Посадили люди слово воз, и стало оно расти.

   Сначала один росток пустил, потом второй, третий…

   Много ростков появилось от слова воз. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!

   Посмотрели люди,  сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть – воз. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать корнем и правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые,  родственные слова.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматические сказки

Автор: Карелина Марина Владимировна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) ""Грамматические сказки по русскому языку""
    ["seo_title"] => string(43) "grammatichieskiie_skazki_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "405665"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491044353"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Грамматическая сказка "
    ["seo_title"] => string(24) "grammatichieskaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "123650"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414521327"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Грамматическая сказка для учеников казахских классов"
    ["seo_title"] => string(60) "grammatichieskaia_skazka_dlia_uchienikov_kazakhskikh_klassov"
    ["file_id"] => string(6) "395854"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1488123134"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Грамматическая сказка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(61) "grammatichieskaia_skazka_po_tiemie_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "436804"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509826488"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Грамматические сказки"
    ["seo_title"] => string(24) "grammatichieskiie_skazki"
    ["file_id"] => string(6) "439012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510762231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства