Просмотр содержимого документа
«Смысловые отрезки сложного предложения»
Смысловые отрезки сложных предложений
Дидактические цели
Языковая компетенция
Рассмотрение сложного предложения с точки зрения его смысловых отрезков.
Отработка навыков в выделении грамматических основ односоставных и двусоставных простых предложений, входящих в состав сложных.
Формирование умения различать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Совершенствование знаний, умений и навыков по фонетике, лексикологии, орфографии, культуре речи.
Подготовка к итоговой аттестации.
Коммуникативная компетенция
Развитие речи учащихся.
Формирование умений составлять предложения на заданную тему по определённым схемам.
Отработка навыков нахождения средств изобразительности, их определения и назначения.
Воспитательные цели
Приобщение к природе.
Формирование творческих качеств.
Расширение кругозора.
Развивающие цели
Развитие логического, образного мышления.
Развитие речи учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийный проектор, фотографии с осенним пейзажем, записи на доске.
Ход урока
Организационный момент.
Целевая установка.
Проверка домашнего задания: работа по карточке с заданиями, приближенными к заданиям теста ГИА. Учащиеся соотносят задания карточки с заданиями теста, называя номер заданий А и В.
После проверки шестого задания учащийся, подготовивший дома индивидуальное задание (информацию об эмоционально окрашенной лексике), выступает перед классом.
Подготовка к ГИА (карточка)
Внимательно прочитайте текст, выполните по нему задания.
Осенний день
(1) С самого рассвета ненастно. (2) Идёт крупный дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. (3) Он льёт беспрестанно громкими, тучными струями.
(4) Нам холодно, потому что ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.
(5) Берёза раньше других деревьев распускается весной, она же прежде других пожелтела. (6) Осина расцветилась красными, багровыми, золотистыми листьями. (7)Но порывистый ветер сбрасывает это убранство, крутя в воздухе иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. (8) Цветы исчезли, как будто мёртвая рука осени сжала и измяла их.
(9) Заборы, измокшие целиком, смотрят уныло из–под водяной сетки дождя. (10) Галки летят из притихшего сада и, сталкивая одна другую, усаживаются на крышах.
(11) Всё позже восходит солнышко, всё раньше нисходит оно к краю земли.
Какие средства изобразительности использованы автором? С какой целью?
В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? Объясните это несоответствие. В каких словах наблюдается оглушение?
Назовите слово с корнем с чередованием, объясните его правописание.
Объясните правописание приставок пре -, при -.
Выпишите слова с неизменяемыми приставками. Выпишите слова с изменяемыми приставками, объясните их правописание.
Выпишите слово, правописание которого можно объяснить так: «В суффиксе этого отымённого прилагательного пишется одна буква Н, так как этот суффикс имеет значение «состоит из…»».
Подберите нейтральные синонимы к словам «низвергаться», «нисходить».
Чем осложнены предложения № 3, 9,10?
Выпишите номера сложных предложений, определите, каким является каждое предложение: союзным или бессоюзным, сложноподчинённым или сложносочинённым.
Выпишите грамматическую основу предложения № 2.
Сколько грамматических основ в предложении № 4?
Закрепление изученного.
Работа со схемами, имеющимися на доске:
- По схемам дайте характеристику каждому предложению:
сколько смысловых отрезков в каждом предложении;
какие предложения являются союзными, какие – бессоюзными;
какие предложения являются сложносочинёнными, какие – сложноподчинёнными;
какие виды синтаксической связи наблюдаются в каждом предложении?
[ ] , [ ] .
[ ] , и [ ] .
[ ] , однако [ ] .
(Когда ) [ ].
[ ] , ( чтобы ).
[ ] , ( что ).
[ ,( который ), ].
Творческое задание – составление предложений, соответствующих схемам, по фотографиям с осенним пейзажем под музыку.
- Выполняя домашнее задание, вы познакомились с текстом о природе. О каком времени года идёт речь в тексте? О какой погоде?
- На уроке мне хотелось бы создать другое настроение. Давайте порадуемся теплу, солнышку. Поэтому сейчас мы будем работать с фотографиями, на которых всё по-другому: ранняя осень, погожие деньки, ясно. Природа играет большую роль в жизни человека, общаясь с ней, мы чувствуем это. Продолжим работу со схемами, представленными на доске, и составим предложения:
где сначала скажем об осеннем убранстве деревьев, затем – о великолепии у их подножия;
теперь давайте отметим красоту природы и соответствующее ей настроение;
пришло время противопоставить ясный погожий день нашей грусти по поводу увядания природы;
составьте предложения о том, что вы чувствуете, когда заходите в осенний лес;
этим предложением скажите, зачем каждый из нас ищет общения с природой;
теперь попробуем сказать, о чём вы думаете в это время;
представьте, о чём шепчут вам нарядные деревья в осеннем лесу.
Запись лучших предложений. Выделение грамматических основ предложений, характеристика простых предложений, входящих в состав сложных (односоставное или двусоставное, если односоставное, то какое).
- Обратите внимание на то, что в каждом предложении представлено по два смысловых отрезка, не больше. Почему? (Представлено только два смысловых отрезка, потому что в предложениях речь идёт только о двух фактах.)
5. Итоги урока (учащиеся выставляют оценки друг другу, комментируя ответы одноклассников; подводят итоги урока, отвечая на вопрос: чем занимались на уроке?)
6. Домашнее задание: упражнение № 295: помимо заданий к упражнению, данных в учебнике, выполняются следующие задания (на карточке):
Какие средства изобразительности использованы автором? С какой целью?
В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? Объясните это несоответствие. В каких словах наблюдается выпадение согласного?
Найдите слова с безударной гласной корня, проверяемой ударением, объясните их правописание.
Выпишите слова с неизменяемыми приставками. Выпишите слова с изменяемыми приставками, объясните их правописание.
Подберите синонимы к словам «полакомиться», «потолковать».
Чем осложнены простые предложения текста?
Выпишите сложные предложения, определите, каким является каждое предложение: союзным или бессоюзным, сложноподчинённым или сложносочинённым.
Выпишите грамматическую основу предложений № 2, 5.
Сколько грамматических основ в предложении № 4, 8?