Рабочая программа по русскому языку в 6 классе к учебнику Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе к учебнику Ладыженской Т.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы / авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский / Москва, «Просвещение», 2010). Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Цели программы:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Изменения, внесенные в типовую учебную программу – перераспределение часов, отводимое на изучение отдельных тем, что обусловлено невысоким уровнем подготовки учащихся к восприятию нового и позволяет учитывать реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями. В 6 классе продолжается целенаправленная подготовка учащихся к ГИА.
Программа реализована в УМК творческого коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (Учебник «Русский язык. 6 класс» / Москва, «Просвещение», 2009 г., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.)
Количество учебных часов: по программе – 170, однако в соответствии с Базисным учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю), из них на проведение письменных контрольных работ: контрольные диктанты – 6; контрольные тестирования – 2; контрольные изложения – 2; контрольные сочинения – 2.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку в 6 классе к учебнику Ладыженской Т.А. »
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы / авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский / Москва, «Просвещение», 2010). Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изложенных в инструктивно-методическом письме о преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Цели программы:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формированиеумений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи программы:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Изменения, внесенные в типовую учебную программу – перераспределение часов, отводимое на изучение отдельных тем, что обусловлено невысоким уровнем подготовки учащихся к восприятию нового и позволяет учитывать реальный объем знаний школьников и уровень владения умениями. В 6 классе продолжается целенаправленная подготовка учащихся к ГИА.
Программа общеобразовательных учреждений.
Русский язык 5-9 классы - 170
Количество часов по рабочей программе -210
Язык – важнейшее средство общения – 1
1
Повторение пройденного в 5 классах - 8+2
12+4 С целью более качественного повторения материала, изученного учащимися в 5 классе, и в целях развития речи учащихся увеличено количество часов на изучение данного раздела и на уроки по развитию речи.
Лексика и фразеология. Культура речи – 10+3
18+3 В целях развития у учащихся знаний по лексике и фразеологии считаю целесообразным введение дополнительных часов на изучение данного раздела.
Словообразования. Орфография. Культура речи – 24+4
26+6 С целью более глубокого изучения данного раздела увеличила количество часов до 26, с целью обучения учащихся написанию сочинения по картине добавила 2 урока на развитие речи учащихся.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное –18+3
20+3 С целью более полного изучения темы «Морфология» считаю целесообразным увеличить количество часов с 19 до 20.
Имя прилагательное – 18+3
21+5 С целью более глубокого изучения данной темы увеличила количество часов с 18 до 21, с целью развития речи учащихся в данном разделе увеличила на два часа число часов на данный вид работы.
Имя числительное – 12+2
20+3 В целях более глубокого знакомства учащихся с новой для них частью речи и с целью обучения написанию выборочного изложения увеличено количество часов на изучение основного материала на 8 и добавлен 1 час на развитие речи учащихся.
Местоимение – 19+3
22+4 В целях более качественного изучения разрядов местоимений увеличено количество часов на 3 и в целях подготовки учащихся к ГИА, обучения учащихся написанию сочинения-рассуждения увеличила на 1 час количество часов, отведённых на развитие речи.
Глагол – 24+6
24+6
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе – 8+2
10+2 В целях более детального повторения и систематизации пройденного в 6 классе увеличено на 2 часа количество часов, отведённых на повторение.
Программа реализована в УМК творческого коллектива Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (Учебник «Русский язык. 6 класс» / Москва, «Просвещение», 2009 г., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.)
Количество учебных часов: по программе – 170, однако в соответствии с Базисным учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю), из них на проведение письменных контрольных работ: контрольные диктанты – 6; контрольные тестирования – 2; контрольные изложения – 2; контрольные сочинения – 2.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
№ п/п
Дата
по плану
Тема урока
Тип урока
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Вид контроля, самостоятельной работы
Подготовка к ГИА
1
2. 09
Русский язык – один из развитых языков мира
Комбинированный
Знать всё о богатстве русского языка. Уметь самостоятельно работать с материалом учебника
Р.р. Подготовка к написанию контрольного изложения «Старинные названия братьев-месяцев»
Урок развития речи
Отработать навык учащихся в написании изложения
Написание изложения
8.6
195
13. 05
Р.р. Написание контрольного изложения «Старинные названия братьев-месяцев»
Урок развития речи
Отработать навык учащихся в написании изложения
Написание изложения
8.6
196
14. 05
Обобщение и систематизация по теме «Глагол»
Комбинированный
Актуализировать знания учащихся о глаголе
Работа с текстом
4.1
197
15. 05
Обобщение и систематизация по теме «Глагол»
Урок-конкурс
Повторить изученное по теме «Глагол», устранить пробелы в знаниях учащихся
Проведение конкурса
4.1
198
16. 05
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Урок контроля и проверки знаний
Проверить степень овладения знаниями по разделу «Глагол»
Контрольный диктант
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе
199
19. 05
Анализ контрольного диктанта. Разделы науки о языке
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о разделах науки о языке
Работа с текстом
200
20. 05
Р.р. Подготовка к написанию контрольного сочинения «Правда ли, что весна – лучшее время года»
Урок развития речи
Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему
Написание сочинения
8.6
201
20. 05
Р.р. Написание контрольного сочинения «Правда ли, что весна – лучшее время года»
Урок развития речи
Обучать учащихся написанию сочинения на заданную тему
Написание сочинения
8.6
202
21. 05
Орфография. Орфографический разбор
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал об орфографии
Орфографический диктант
6.17
203
22. 05
Орфография. Орфографический разбор
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал об орфографическом разборе
Орфографический диктант
6.17
204
23. 05
Пунктуация. Пунктуационный разбор
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о пунктуации
Синтаксический разбор предложений
7.19
205
26. 05
Лексика и фразеология
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о лексике и фразеологии
Выборочный диктант
2.1 2.2
2.3 2.4
206
27. 05
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о словообразовании
Распределительный диктант
3.2
3.4
207
27. 05
Контрольное тестирование №2 за курс 6 класса
Урок контроля и проверки знаний
Проверить уровень теоретическими зна-нииями по повторению изученного в 6 кл.
Контрольное тестирование
208
28. 05
Морфология. Морфологический разбор слова
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии
Объяснительный диктант
4.3
209
29. 05
Морфология. Морфологический разбор слова
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о морфологии
Предупредительный диктант
4.3
210
30. 05
Синтаксис. Синтаксический разбор
Урок обобщающего повторения
Повторить, обобщить и систематизировать материал о синтаксисе
Практическая работа
5.14
Содержание учебного предмета
Русский язык – один из развитых языков мира
Повторение пройденного в V классе
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Лексика и фразеология. Культура речи
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) – приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах –ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –ан-(-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –к- и –ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минутпять, километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами –то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), -ева ть) и –ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
Повторение и систематизация пройденного в VI классе
Сочинение на выбранную тему.
Формы и средства контроля
Контрольные диктанты
1. Повторение в начале года (урок № 17)
Лето в тундре
Коротка летняя пора в тундре. В мае в тундре ещё налетают метели, гуляют буйные ветры по её бесконечным просторам. Потом вдруг быстро исчезает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.
Сколько птиц собирается летом в тундре! Здесь им не нужно беспокоиться о корме. Мошки и комары сами летят в рот. На бескрайних равнинах, на берегах светлых озёр птицы спокойно могут положить яйца, вывести птенцов. Они вырастят их и улетят вместе с ними за далёкие горы, леса и моря.
Но быстро проходит лето. Наступит такой день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнётся долгая полярная ночь, и только лиловые сумерки будут освещать землю.
Грамматические задания:
1. Выписать из диктанта предложение с однородными членами, составить к нему схему.
2. Разобрать по членам предложение и сделать его анализ: Коротка летняя пора в тундре.
3. Выписать глаголы с чередующимися гласными в корне, объяснить графически их написание.
2. Лексика и фразеология (урок № 38)
День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колонне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться. (А.П. Чехов)
Грамматические задания:
1. Озаглавить текст.
2. Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.
3. Сделать синтаксический разбор предложения: Природа засыпает тихо, смирно.
3. Словообразование (урок № 70)
Вечером
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.
Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги.
Но вот в вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.
Грамматические задания:
1. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: расстилаться, ночная, окрестность.
4. Имя существительное (урок № 93)
Беляк и куница
Проходили по лесу лоси, нашумели.
Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног, куда глаза глядят, куда ноги несут. Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.
А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз – поймать зайчишку.
Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны. Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнётся – и прости-прошай!
Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий заяц. (И. Соколов-Микитов)
Грамматические задания:
1.Подчеркните существительные из третьего абзаца как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж.
2. Выполните морфологический разбор существительного по лесу.
5. Имя числительное (урок № 142)
Новый город России Санкт-Петербург стремительно рос. В первые 15 лет население его увеличивалось за счёт присылаемых на строительство из разных губерний людей. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось переселить в Петербург около 4720 мастеровых с жёнами и детьми. В том числе: 1900 каменщиков, 48 пильщиков, 41 бочкаря, 10 слесарей, 1174 подростков для выучки разным ремеслам.
Перенос столицы государства на берега Невы повлиял на рост населения. По данным переписи, в 1717 году в Петербурге имелось до 2553 дворов, а в 1722 году их численность доходила до 4163. И это не считая Васильевского острова, где уже было построено 400 домов.
К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи. Он занимал площадь 20 квадратных вёрст, и жило в нём свыше 40000 человек, что составляло одну восьмую часть всего городского населения России.
Грамматические задания:
1. Произвести морфологический разбор числительного (по выбору учащихся).
6. Глагол (урок № 198)
Приметы погоды
Многие явления в природе помогают предсказать погоду. Вот дым от костра поднимается к небу, стелется туманом по траве, мечется вокруг огня. Ты смотришь на дым и уже знаешь, какая будет завтра погода.
В ясные дни небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается, становится близким. После заката у горизонта долго держится серебряная полоска после восхода солнца. Пчёлы с раннего утра отправляются за добычей. В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды.
Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется. Ласточки летают над самой землёй, цветы сильно пахнут. Во влажном воздухе звуки слышатся очень далеко. Солнце иногда всходит в багровой мгле, а чёрные облака почти касаются земли.
Грамматические задания:
1. Определить спряжение глаголов в последнем абзаце.
2. Сделать синтаксический разбор и составить схему предложения: Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется.
Контрольные сочинения
1. Контрольное сочинение-описание по личным впечатлениям (урок № 80-81).
2. Контрольное сочинение на тему: «Правда ли, что весна – лучшее время года» (урок № 200-201).
Контрольные изложения
1. Контрольное изложение (урок № 104-105)
Ночная метель
Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во тьме мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.
Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.
Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.
2. Контрольное изложение (урок № 194-195)
Старинные названия братьев-месяцев
На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.
Так январь в Древней Руси назывался сечень, потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или секли, деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название сухий или сухой. Звали его также и лютым – ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя березозол.
В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зелёной листвой, бескрайние степи – сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя цветень, а мая – травень.
Первый летний месяц – июнь – носил у наших предков название червень, что означало красный, прекрасный. А в некоторых местах июнь называли изюк – кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.
Второй месяц лета – июль – называется липень. В это время на Руси буйно цвели липы, и дикие пчёлы собирали в густых лесах обильные запасы мёда, которым так любили лакомиться наши предки.
В августе наступала пора жатвы. Тяжёлые колосья срезали серпами. Август так и именовался: жнивень или серпень.
Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые или багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц жовтень, или жёлтый.
Октябрь – листопад – или грязник. Ноябрь – грудень. Почему грудень? Потому что ударили уже первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замёрзшие комья земли – грудки.
Последний месяц года и первый месяц зимы – декабрь – носил, как ему и положено, название студень – студёный или снежень – снежный.
Вот такие красивые, а главное выразительные и точные имена были в старину на Руси у двенадцати братьев-месяцев.
(И. Орловская)
Контрольные тесты
Контрольный тест №1 (урок № 119)
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:
А) какой? чей?
Б) кто? что?
В) когда? как скоро?
2. Укажите верное утверждение: Имя прилагательное обозначает:
А) признак предмета
Б) предмет
В) действие предмета
3. Закончите предложение:
Имя прилагательное изменяется по падежам, родам и…
4. Укажите ряд, в котором все имена прилагательные качественные:
А) золотой, кожаный, хороший
Б) светлый, лисий, мамин
В) красный, тяжёлый, душистый
5. Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные:
А) детские, меховой, золотой
Б) Серёжина (книга), бережливый, добросовестный
В) послушный, температурный, спортивный
6. Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные:
Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.
Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
Сплеча, да сгоряча ничего не делай.
Солнце тёплое ходит высоко и душистого ландыша ждёт.
А17.Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).
Ночь тиха и безлунна.
Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Кузнец Архип сказал теперь всё ладно, хорошо горит.
А18. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
Я говорил вам что нынче будет непогода.
Вы переведены сюда из города.
Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моём коне.
Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.
Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1 – В5
(1) Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.
(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.
(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил чёрный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.
(4) Над головой высились скалистые, серые, лишённые растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесив ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.
(6) Блёкло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль.
А19. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
Море казалось безжизненным.
Над головой высились чёрные уступы.
Золото красок меркло.
Море мерно вздыхало.
А20.Укажите, чем является словосочетание тонкая печаль (предложение 8).
Олицетворение 3) метафора
Гипербола 4) эпитет
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)
А21. Определите стиль и тип речи.
публицистический, рассуждение
художественный, рассуждение
художественный, описание
публицистический, описание
Часть 2
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)
В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блёкло (предложение 6).
В2. Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.
В3. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Ответы к заданиям В4 – В5 запишите цифрами
В4. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми
В5. Сколько грамматических основ в предложении 3?
Материально-техническое обеспечение
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1
Комплект таблиц демонстрационных по русскому языку для 6 класса
1
2
Словари:
Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Просвещение, 1981;
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2-е, испр. и доп. Под ред. Чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М., «Просвещение», 1971;
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;
Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолинская и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1994;
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1997;
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980;
Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999.
1
1
1
1
1
1
1 комплект
5
Энциклопедия для детей. Универсальный энциклопедический словарь / ред. коллегия: М. Аксёнова, Е.Журавлева, Д. Люри и др. – М.: Мир энциклопедий. Аванта плюс, 2007. – 688 с.: ил.
1
6
Учебно-методические комплексы по русскому языку
Основная литература:
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ автор программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский/ Москва, «Просвещение», 2010.
Учебник «Русский язык. 6 класс»/ Москва, «Просвещение», 2009. Автор: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.
Дополнительная литература:
1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка»/ «Москва», «Просвещение», 2003.2. Малюшкин А.Б. «Комплексный анализ текста. 6 класс»/ Издательство «Сфера», Москва, 2010 г.3. Родина И.О. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 класс»/ Москва, Издательство «Астрель, АСТ», 2001.
4. Малюшкин А.Б. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6 класс»/ Издательство «ТЦ Сфера», Москва, 2006.
5. Шклярова Т.В. «Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 6 класс. М.: «Грамотей», 2004.6. С.В. Водолазькая. «Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады», Ростов - на -Дону «Феникс», 2005.
7. Е.К. Францман. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Книга для учителя.– М.: «Просвещение».
8. П.Ф. Ивченков. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. – М.: «Просвещение».9. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина; Худож. О.С. Василькова. - М.: Просвещение, 1995.
10. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1994.
1
На каждого
1
На каждого
1
На каждого
1
1
1
1
1
1
8
Справочники по русскому языку
Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. Малюшкин А.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(267) "Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований ФГОС" "
["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-matieriala-po-tiemie-prichastiie-v-svietie-triebovanii-fgos"
["file_id"] => string(6) "222211"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1435994113"
}
}