Обобщение изученного материала по теме «НАРЕЧИЕ» 1 слайд
Цель урока: 2 слайд
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Наречие»
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного, закрепить приобретенные знания, умения, навыки;
- Способствовать развитию орфографической и речевой грамотности, зоркости, творческих способностей и воспитанию любви к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения изученного материала
3 слайд.
Русский язык необыкновенно богат
наречиями, они делают нашу речь точной,
образной, выразительной.
М. Горький
Ход урока
I. Организационный момент. Создание психологического настроения.
Здравствуйте, ребята. Что необходимо для того, чтобы творчески и интересно работать? (Хорошее настроение, сотрудничество)
Только в сотрудничестве можно творить. А урок это и есть наше с вами совместное творчество. Улыбнемся друг другу. Я улыбнусь вам, вы – мне, нашим гостям.
(Послушайте стихотворение)
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты: «темно»
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Неслучайно я начала наш урок со стихотворения, где ключевые слова – высоко, светло, темно, ароматно, красиво.
-Что это за часть речи? (Наречие).
Именно этой удивительной части речи и будет посвящен наш урок.
- Это материал новый или уже известный7
- Какая же тема нашего урока?
Мы поговорим о наречии, о его роли в нашей речи. Вам хорошо известна пословица «Повторение – мать ученья», а какую цель урока ставим мы, повторяя учебный материал? (обобщим сведения о наречии, будем совершенствовать навык правописания).
Я надеюсь, что работать вы будете прекрасно, отвечать уверенно, быстро и четко, читать выразительно, громко и звонко, писать аккуратно и красиво, а чувствовать себя на уроке легко и комфортно.
Откройте тетради, запишите число.
Начнем работу по повторению.
II.Орфоэпическая разминка 4 слайд
В начале урока проведем традиционную орфоэпическую разминку.
Задача: правильно прочитать слова со слайда, выделяя голосом ударный слог.
Пояснения: это наречия, традиционно включаемые в задания ЕНТ.
III. Три звезды (Теория. Правописание наречий. Применение в речи) 5 слайд.
Работа в группах (Выбор звезды)
Распределение заданий по группам. Выбор цвета (красный, желтый, зеленый, синий)
Прием «Кластер»
Задание. Структурируйте сведения, оформив их кластером.
I группа. Наречие как часть речи.
II группа. Смысловые группы наречий
III группа. Степени сравнения наречий.
IV группа. Орфограммы наречий
(Защита у доски).
Прием «Ладошки»
Приготовьте для работы свои ладошки. Вам надо на слух определить предложения с наречиями. Если вы услышите предложение с наречием, хлопайте в ладошки.
1. Солнце светит по-зимнему (хлоп.)
2. По зимнему небу плывут облака
3. Лыжники шли по старому следу
4. На месте стоянки все было по-старому (хлоп.)
5. Мы отправляемся в путь завтра (хлоп.)
Выбор второй звезды.
IV. Правописание наречий
Фонетический разбор слов: очень, вчера. Работа у доски и в тетрадях.
Очень – 2 слога Вчера – 2 слога
о - [о] в - [ф]
ч - [ч] ч - [ч]
е - [и] е - [и]
н - [н] р - [р]
ь - [-] а - [а]
(5 б., 4 звука.) (5 б., 5 звука.)
Синтаксический разбор простого предложения. Работа у доски и в тетрадях.
Стражник мужественно стоит в воротах замка.
(Повествовательное невосклицательное простое, двусоставное распространенное неосложненное)
Морфологический разбор наречия
Мужественно – наречие, разряд образа и способа действия.
I Стоит (как?) мужественно, признак действия
II 1. Неизменяемая.
2. –
III Стоит (как?) мужественно
Распределительный диктант
Распределите наречия по разрядам.
Место действия, время действия, образ действия
(оттуда, давно, прямо, сзади, поздно, легко, издалека, вчера, весело, утром, красиво)
Распределите наречия в 2 колонки, дописав суффиксы -о или–а.
(снов…, занов…, запрост…, спрост…, изредк…, справ…, издавн…, направ…, слев…, влев…, вправ…, налев…).
«Исправь ошибку» (2-ое учащихся у доски) 6слайд
Исправляют найденные орфографические ошибки в записанных словосочетаниях, в состав которых входят наречия.
Сл. (Идти не уклюже, говорим небыстро, а медленно, сначало, по осеннему светло, потоварищески, невтерпежь, горячё, до-низу, во первых, замужь, сплош, немедленно, а быстро)
Проверка
7слайд
Сл. «Н-НН в наречиях», распределяя слова по столбикам.
Спишите словосочетания, распределяя их на группы.
Сделать искус…о
Собрание организова…о
Пошли организова…о
Говорим взволнова…о
Дитя испуга…о
Беседовать оживле…о
Поступил обдума…о
Слово образова…о
Читать интерес…о
Название продума…о
(Вывести на экран для проверки)
- Как узнать сколько Н пишется в наречии?
Физминутка с наречиями
Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, посмотрите вверх, вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, посмотрите вдаль, сядьте правильно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.
- Сколько наречий встретилось в физминутке (11)
V. Открываем 3 звезду. Применение в речи. Комплексный анализ текста. (Внимание на экран!)
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- К какому типу речи относится данный текст.
- Определите стиль текста.
Рассматривая каждый абзац текста, определим роль наречий и попутно повторим орфограммы, связанные с изучением этой части речи.
8слайд
(Ни)когда не забуду тот теплый сентябрьский вечер когда мы с приятелем отправились на ночную рыбалку.
Тр…пинка (по)прежнему б…жала проч(?) между оврагами, то (не)увере(н, нн)о карабкаясь (в)верх, то стремглав летя (в)низ. Где(то) (не)чая(н, нн)о зацепившись за мосток, она упрямо стр…милась то (в)право, то (в)лево, заглядывая за очередной поворот.
Только к закату мы вышли на берег озера. Замкнутое поясом глухих зарослей, оно таинственно поблескивало внизу. Кругом было тихо-тихо. Осенний, но еще по-летнему теплый вечер клонился к ночи. Лучи заходящего солнца розово скользили по водной глади.
Но вот заря стала _______ зам…рать. Безмолвная ночь _______ надвигалась своей густой с…невой.
9слайд
Проверка.
Никогда не забуду тот теплый сентябрьский вечер, когда мы с приятелем отправились на ночную рыбалку… Тропинка по-прежнему бежала прочь между оврагами, то неуверенно карабкаясь вверх, то стремглав летя вниз. Где-то нечаянно зацепившись за мосток, она упрямо стремилась то вправо, то влево, заглядывая за очередной поворот. Только к закату мы вышли на берег озера. Замкнутое поясом глухих зарослей, оно таинственно поблескивало внизу. Кругом было тихо-тихо. Осенний, но еще по-летнему теплый вечер клонился к ночи. Лучи заходящего солнца розово скользили по водной глади. Но вот заря стала медленно замирать. Безмолвная ночь осторожно надвигалась своей густой синевой…