Цель: Цели и задачи урока: повторить все, что знаем о служебных частях речи, проверить, умеете ли вы на практике применять свои знания о предлогах, о союзах, о частицах, правильно ли употребляете их в своей речи, умеете ли отличить их от других частей речи, закрепим и обобщим умения и навыки определения видов служебных частей речи в контексте, развивать грамотность письма, навыки самостоятельной работы, взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывать в учащихся чувства дружбы и взаимопонимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи в русском языке»
Асанова Гульнара Амангельдиевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа села Улькен с дошкольным мини центром»
Село Улькен
Жамбылский район
Алматинская область
Урок русского языка в 10А классе
Служебные части речи.
Цель: Цели и задачи урока: повторить все, что знаем о служебных частях речи, проверить, умеете ли вы на практике применять свои знания о предлогах, о союзах, о частицах, правильно ли употребляете их в своей речи, умеете ли отличить их от других частей речи, закрепим и обобщим умения и навыки определения видов служебных частей речи в контексте, развивать грамотность письма, навыки самостоятельной работы, взаимоконтроля и самоконтроля, воспитывать в учащихся чувства дружбы и взаимопонимания.
Тип урока: закрепление полученных знаний
Вид урока: урок – эстафета
Методы: блиц-опрос, практические задания и упражнения, работа по таблице, распределительный диктант, цифровой диктант, тест
Оборудование и наглядности урока: интерактивная доска, магнитная доска, раздаточные листы с заданиями, жетоны, музыка1.Дать понятие группы служебных частей речи.
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
Задание № 1. Определите части речи в следующих предложениях
В течени_ дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица) Я н_ разу не был в горах. Мал золотник, за(то) удал.
1. Почему определение некоторых частей речи у вас вызвало затруднение?
2.Нужно ли их изучать и зачем?
Эти части речи связаны с правописанием и постановкой знаков препинания.
3.Вы изучили 8 частей речи. Каково их общее название?
4. По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой.
Задание № 2. Попробуйте применить эти признаки к словам в течение, ни, зато.
Задание № 3. Поставьте перед собой учебную задачу.
На сегодняшнем уроке мы будем изучать части речи, которые ничего не обозначают и ни на какой вопрос не отвечают.
1.Как могут называться такие части речи, если изученные ранее назывались самостоятельными? (Выдвигаются различные названия-гипотезы)
II. Решение учебной задачи.
Задание № 4. Разберите по членам написанные на доске предложения и сделайте вывод.
ВЫВОД № 1.Служебные части речи не являются членами предложения.
Задание № 5.Измените во всех предложениях число и время и посмотрите, изменяются ли интересующие нас части речи?
ВЫВОД № 2.Служебные части речи не изменяются.
Задание № 6.Опустите эти части речи и посмотрите, как будут выглядеть предложения.
ВЫВОД № 3.Служебные части речи не имеют самостоятельного значения. Они только обслуживают самостоятельные части речи. Отсюда их название.
Задание № 7. Попробуйте определить, какие же части речи относятся к служебным и назовите их. Если возникнут трудности, замените данные части речи более известными вам.
ВЫВОД № 4. Служебные части речи – это предлоги, частицы, союзы.
III. Моделирование содержания понятия «Служебные части речи». Задание № 8.
Логико-структурная модель (открыть слайд)
IY. Конкретизация.
Задание № 9. Сопоставьте сделанные выводы с теоретическим материалом учебника. Все ли выводы мы сделали и правильны ли они.
Задание № 10. Проанализируйте предложения, найдите служебные части речи и подчеркните их. Солнце садилось в травы, в туманы, в росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна.
(В предложении 23 слова, служебных – 8. В текстах служебные части речи составляют 25 % от общего числа слов).
Задание № 11.Выполнение упражнения № 248.
Y. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Перескажите содержание понятия «Служебные части речи» друг другу, пользуясь структурной моделью. 2. Сделайте самооценку.