Просмотр содержимого документа
«Служебные части речи (урок русского языка в 7 классе)»
Урок русского языка 7 класс
( использована технология «Критическое мышление» )
Тип урока: повторительно - обобщающий урок
Тема. Служебные части речи
Цель. Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать их специфику, определять их значение и роль в предложении.
Развивать способность учащихся к рефлексии, умение анализировать свою деятельность.
Развивать уверенность в себе, приучать работать самостоятельно, учиться уважать мнение другого человека.
Методы
Приемы
Оборудование
Таблица « Самостоятельные и служебные части речи»
План проведения урока
1 Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
Стадия « Вызов»
2.1. Запись своих предположений по теме.
2.2. Обмен мнениями.
2.3. Объединение в группы наиболее важных суждений.
2.4. Составление рассказа с использованием ключевых фраз учителя.
Стадия« Осмысление»
2.5. Чтение предложенного учителем текста.
2.6. Сопоставление текстов. Систематизация и обобщение знаний.
3. Выводы.
Стадия « Рефлексия»
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о самостоятельных и служебных частях речи. Будем учиться задавать вопросы и делать предложения, определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы, будем учиться выслушивать мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
Изучение нового материала
Стадия « Вызов»
1.1 Выполнение задания, предложенного учителем.
- Давайте прочитаем еще раз предложенную тему, подумаем по поводу предложенной темы и запишем свои соображения в тетрадь. Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше.
Работа в парах. Высказывание своих суждений, их запись на доске.
- Познакомьтесь с записями друг друга, обменяйтесь мнениями. Если возникли разногласия, запишите их. Прочтите свои записи, я их зафиксирую на доске. У вас есть разногласия? Обязательно запишем их.
1.3 Самостоятельное выделение наиболее важных суждений, объединение их в
группы с обязательным обоснованием.
1.4 Составление рассказа.
- Ребята, я называю вам тему и ключевые фразы, используя которые вы должны составить свой собственный рассказ и записать его в тетрадь.
( Тема « Служебные части речи». Все части речи делятся на …группы. Самостоятельные части речи называют предметы, .…и являются членами предложения, а служебные части речи не являются…
Служебные части речи- это… Они не называют ни …Они связывают самостоятельные слова в…, а также вносят в предложение…оттенки.
Предлоги употребляются с…Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить…
Предлоги не являются самостоятельными…, но могут входить в состав…
Союзы связывают…Перед союзом ставится запятая, если…; запятая не ставится, если союз соединяет…
НЕ,БЫ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ, ЖЕ-это..
Частицы придают различные оттенки…или всему предложению в целом).
Стадия « Осмысление»
1.5. Чтение предложенного текста.
- Читаем текст, делая пометки на полях: (В.В.Бабайцева.Теория.5-9 кл.Пар.№ 9-12,68)
-Давайте прервем чтение и ответим на вопросы. Потом продолжим работу.
Вопросы для активизации внимания:
На какой фразе вы закончили чтение?
Как вы считаете, о чем речь пойдет дальше?
Какие могут у вас вызвать ассоциации слова « предлог»,«союз», «частица»?
( вопросы даются после ознакомления с частью текста)
Пометки:
«*» - то, что читаете , соответствует тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете, с чем вы согласны,
«-»- ( минус) – вы не согласны с тем, что читаете;
« +» ( плюс) - то, что читаете , является для вас новым;
«?» ( знак вопроса) – то, что читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Сопоставление текстов. Систематизация и обобщение полученных знаний.
-Ребята, давайте обобщим смысл прочитанного, сформулируем суждения. ( Обмен мнениями в форме дискуссии)
3. Выводы. Стадия « Рефлексия»
- Какие вы можете задать себе вопросы после данной части урока?
( Что я понял? Чему научился? Что буду делать иначе?)
Учитель: Что в результате работы выяснили? Что узнали нового?