В ходо урока учашиеся познакомятся с понятием "сложные слова"способы образование сложных слов - "сложением" будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов.На уроке ждет увлекательное исследование в мире прусского языка. Работа с карточками. рРабота в группах. Открытие новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
Тема «Сложные слова»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Тарабрина Галина Леонидовна
МБОУ «СОШ №22»
Оглавление
Введение……………………………………………………………. 3
Методическая разработка…………………………………………. 4
Заключение………………………………………………………… 8
Список литературы………………………………………………… 9
Введение
В условиях новых социальных преобразований в России образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».
«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев)
Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Тема "Сложные слова"
Цель урока:способствовать созданию педагогических условий для ознакомления учащихся со словами, имеющими два корня.
Задачи урока:
1. Образовательные:
познакомить с понятием «сложные слова»;
познакомить со способом образования слов «способом сложения».
рабочие листы с планом работы для выполнения задания от Афанасия;
группа слов для первичного закрепления;
задания и планы работы для групповой работы.
ТСО:музыкальный центр.
CD диск:
фрагмент № 1 для физминутки;
фрагмент № 2 для работы в группах;
фрагмент № 3 для рефлексии.
Планируемый результат.
В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «сложные слова», способом образования сложных слов – «сложением», будут учиться находить и выделять корни в группе сложных слов.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие детей:
- Здравствуйте, дети! Сегодня на уроке у нас много гостей.
Приветствие гостей. Эмоциональный настрой на исследовательскую работу.
- Сегодня на уроке мы обратимся к тайнам русского языка – проведём исследование в разделе «Слово».
- Вы знаете, что такое исследование?
- Исследование – это деятельность, направленная на получение новых знаний.
II. Актуализация новых знаний.
Письмо детям от Афанасия.
- Афанасий прислал Вам письмо. Кто желает его прочитать?
(Дети читают письмо.)
Здравствуйте, дорогие ребята!
На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!
Ваш Афанасий.
Задание для вас:
1. Возьмите рабочий лист №1.
2. Прочитайте слова.
3. Выделите маркером корень в словах.
(В конвертах лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.)
Задание:
1. Возьмите рабочий лист №1.
2. Прочитайте слова.
3. Выделите маркером корень в словах.
школа
слово
книголюб
(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
- Прошу ... , вывесить рабочие листы на доску.
(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)
На доске:
школа
слово
книголюб
школа
слово
книголюб
школа
слово
книголюб
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- В слове книголюб количество корней выделено по-разному.
- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.)
III. Открытие новых знаний.
1. Постановка проблемного вопроса.
- Какой вопрос возникает?
- Сколько корней в слове книголюб?
На доске:
Сколько корней в слове?
- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.
- Что значит слово книголюб?
На доске:
Книголюб – любитель книг.
- Какой корень в слове книги? Докажите. (Нужно подобрать однокоренные родственные слова: книга, книжный, книжечка. Во всех этих словах общая часть – корень -книг- (г//ж).)
- Какой корень в слове любит? Докажите. (Нужно подобрать родственные слова: любит, любимая, любовь, любимый. Во всех этих словах общая часть – корень -люб-.)
- Сколько корней в слове книголюб? (В слове книголюб два корня.)
У. - Вернёмся к заданию Афанасия.
- Имея новые знания, выделите корень в слове книголюб. (Дети выделяют корень в слове книголюб.)
- Что ещё интересного вы заметили в этом слове? (Мы заметили, что одна буква стоит между корнями в слове.)
- Молодцы, что заметили это. Это вопрос для нового исследования, которое вы проведёте на другом уроке. Отложите рабочие листы.
2. Введение нового понятия.
- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
- Проверим своё предположение.
На доске:
Слова, у которых два корня, называются сложными.
- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? (Потому что слова образовались от сложения корней.)
- Сформулируйте тему нашего урока.
На доске:
Сложные слова.
IV. Физкультурная минутка.
- Вы хорошо поработали, давайте отдохнём. Смотрите и повторяйте движения за мной (музыкальное сопровождение).
V. Первичное закрепление.
1. Игра: «Найди сложные слова».
- Посмотрите внимательно по сторонам и найдите сложные слова на карточках размещённые по классу.
Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка.
(Дети находят и называют сложные слова размещённые классе.)
- Молодцы, вы очень внимательны!
2. Самостоятельная работа в группах.
(На протяжении все групповой работы звучит тихая музыка.)
- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем работу в группах. В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак). Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.
Инструкция для капитана группы:
1. Возьми пакет с заданием.
2. Прочитай задание для группы.
3. Организуй выполнение задания .
4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
5. Подними сигнал о выполнении работы в группе.
- Внимание, группы! Вам нужно:
План работы в группе:
1. Взять пакет с заданием для группы.
2. Прочитать задание.
3. Выполнить задание на рабочем листе.
4. Подготовить отчёт по плану.
5. Представить отчёт группы.
6. Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Задания для групп.
Группа №1.
Вам даны пазлы.
Задание:
1. Соберите картину из пазлов.
2. Возьмите клей-карандаш.
3. Приклейте на картон собранную картину.
4. Рассмотрите картинку. Назовите людей, используя сложные слова.
5. Устно приготовьте отчёт по плану.
6. Вывесите результат работы на доску.
План отчёта группы №1.
1. Наша группа составила картину из пазлов.
2. На картине изображены предметы:
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в составе _________.
Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.
Группа №2.
Вам даны карточки с корнями слов.
Задание:
1. Составьте сложные слова с данными корнями.
2. Возьмите клей-карандаш и наклейте их на лист.
3. Назовите слова, которые у вас получились.
4. Устно приготовьте отчёт по плану.
5. Вывесите результат работы на доску.
Карточки с корнями слов:
-нос-
-пряд-
-шелк-
-нос-
-утк-
-рог-
План отчёта группы №2.
1. Наша группа составила слова с данными корнями.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
2. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
Слова: носорог, шелкопряд, утконос.
Носорог– крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.
Шелкопряд– бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк.
Утконос– кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.
Группа №3.
Вам даны «точечные» рисунки.
Задание:
1. Соедините определённым цветом по точкам каждый предмет:
o лист № 1 – синим маркером;
o лист № 2 – красным маркером;
o лист № 3 – зелёным маркером.
2. Назовите предметы, которые у вас получились.
3. Устно приготовьте отчёт по плану.
4. Вывесите результат работы на доску.
Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.
План отчёта группы №3.
1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа.
2. На картинке изображены предметы.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.
3. Отчёт каждой группы.
- Выслушаем отчёт каждой группы.
(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)
4. Момент удивления.
- Ребята! Мои ученики уже изучили тему «Сложные слова». И они вам приготовили сюрприз – замечательную «книжку-раскладушку» сложных слов с рисунками.
(Учитель демонстрирует «книжку-раскладушку» с рисунками и сложными словами.)
- Я оставлю эту книжку «Сложных слов» вам в подарок. В этой книге есть пробелы, которые вы будете заполнять новыми сложными словами и рисунками к ним.
VI. Домашнее задание.
- Это и будет одним из вариантов вашего домашнего задания.
- По желанию, вы можете сочинить сказку о сложных словах.
VII. Итог урока.
- Подведём итог урока:
Назовите тему урока.
Какие слова называются сложными?
Почему они так называются?
Что помогло вам на уроке получить новое знание?
VIII. Рефлексия (самооценка учащимися деятельности на уроке).
«Волшебная лестница знаний».
- Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Волшебной лестнице знаний»:
красный цвет, если испытываете затруднение;
жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;
зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
- Урок окончен. Спасибо за работу.
(Учитель вручает подарки ребятам в благодарность за сотрудничество на уроке.)