Педагог нацеливает на успех.
- Здравствуйте, ребята.
Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, а теперь мне. Спасибо! Тихонько сядьте за парты.
Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, мы постараемся доставить и нашим гостям, и друг другу минуты радости. А я буду гордиться вашими успехами на уроке.
Учитель ведет диалог, подготавливающий к деятельности.
- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками. Вы будете настоящими иссле
дователями.
- Какими должны быть исследователи?
- Итак, уважаемые исследователи, начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
-Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах?
Задание:
- Возьмите рабочий лист №1.
- Прочитайте слова.
- Выделите корень в словах.
школа
слово
книголюб
(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
- Прошу вывесить рабочие листы на доску.
(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)
школа
слово
книголюб
- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
- Что вы заметили?
- Почему возникло затруднение?
1. Постановка проблемного вопроса.
- Какой вопрос возникает?
(карточка со словом книголюб)
Сколько корней в слове?
- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.
- Что значит слово книголюб?
Книголюб – любитель книг – книги любит.
- Какой корень в слове книги?
- Какой корень в слове любит?
- Какой сделаем вывод?
- /Сколько корней в слове книголюб?/ Выделим корни.
– Ребята, в чем особенность данного слова?
1. Введение нового понятия.
- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?
-Проверим наши предположения.
Сложные слова.
- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?
2.Постановка учебной задачи.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Какие задачи мы перед собой поставим по теме урока?
Определение сложных слов
- Так, какие же слова называются сложными? Давайте попробуем дать определение.
- Откроем учебник на странице 89 и прочитаем правило о сложных словах.
- Мы с вами правильно дали определение сложным словам? УМНИЧКИ!!!
1.Работа в тетради.
Минутка чистописания:
2. Игра: «Найди сложные слова».
- Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова».
Задание:
1.Возьмите рабочий лист №2.
2.Внимательно прочитайте все слова.
3.Найди и выпиши в тетрадь сложные слова, выдели в них корень.
Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, листопад, дружба, трубочист, знания, пешеход.
/Взаимопроверка в парах/
- Молодцы, вы очень внимательны!
- С какими словами мы познакомились?
- Какие слова называются сложными?
- Чему мы учимся?
3.Работа в группах. - Посмотрите на карточку. Попробуйте самостоятельно сформулировать задание. №3
Работа прямо на карточках.
СНЕГОПАД, СНЕГ, ПАДАЕТ
ВОДА, ПАДАЕТ, ВОДОПАД
ПАР, ПАРОХОД, ХОДИТЬ
САДОВОД, САД, РАЗВОДИТ
МЫШЬ, ЛОВИТ, МЫШЕЛОВКА
- Проверьте с эталоном, с правильным вариантом. ( правильный вариант на доске)
Учитель благодарит за работу.
Большое спасибо! Молодцы!
1.Самостоятельная работа в группах.
(На протяжении всей групповой работы звучит тихая музыка.)
- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.
В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак).
Инструкция для капитана группы:
- Возьми пакет с заданием.
- Прочитай задание для группы.
- Организуй выполнение задания.
- Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
- Подними сигнал о выполнении работы в группе.
- Внимание, группы! Вам нужно:
План работы в группе:
- Взять пакет с заданием для группы.
- Прочитать задание.
- Выполнить задание.
- Подготовить отчёт по плану.
- Представить отчёт группы.
- Капитану поднять сигнал об окончании работы.
Задания для групп.
Группа №1.
Задание:
- Рассмотрите рисунки. Назовите людей, используя сложные слова.
- Устно приготовьте отчёт по плану.
План отчёта группы №1.
1. Наша группа составила слова по рисункам.
2. На рисунках изображены предметы:
__________________,
_________________,
__________________.
3. Эти слова (какие?)________________, так как имеют в составе _____________.
Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.
Группа №2.
Вам даны рисунки.
Задание:
- Назовите предметы, которые у вас изображены на рисунках.
- Устно приготовьте отчёт по плану.
Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.
План отчёта группы №2.
1. Наша группа рассмотрела рисунки.
2. На рисунках изображены предметы.
Это (прочитать слова):
__________________,
__________________,
__________________.
- Эти слова (какие?)______________, так как имеют в своём составе ________________.
Группа №3.
Вам даны карточки с рисунками.
Задание:
- Назовите слова, которые изображены на рисунках.
- Устно приготовьте отчёт по плану.
План отчёта группы №3.
1. Наша группа записала слова.
Это (прочитать слова):
_________ о _________,
_________ о _________,
_________ о _________.
2. Эти слова(какие?) _______________, так как имеют в своём составе _________.
Слова: носорог, мухомор, самовар.
- Выслушаем отчёт каждой группы.
1.Игра «Собери слово» Работа в парах. Возьмите конвертики, достаньте содержимое. Сформулируйте задание. Проверка.
лес
лёд
море
сено
мух
руб
колоть
плавать
косить
ловить
лесоруб
ледокол
мореплавательтель
сенокос
мухоловка
Учитель благодарит за работу.
Разноуровневые домашние задания.
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.
I уровень
Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.
Скал.лаз, камн.пад, вод.лаз, скор.ходы, мор.ход.
II уровень
Составьте и запишите сложные слова с основой: пар, снег, лист, лес. Выделить корни.
III уровень
Составить и записать по два предложения со сложными словами.
В сложных словах указать корни.
-Ребята, вот мы и раскрыли еще одну тайну русского языка. - Какую?
-Какие задачи мы поставили в начале урока?
-Как вы считаете, мы справились с этими задачами?
- Были у нас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
-Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?
А сейчас , пожалуйста, закончите предложения. Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за…
Учитесь! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!
И жизнь откроет для вас свои тайны. Удачи вам.
Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами и мое настроение в конце урока вот какое - А У ВАС?