kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог нацеливает на успех.

            - Здравствуйте, ребята.

            Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, а теперь мне. Спасибо! Тихонько сядьте за парты.

             Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится,  мы  постараемся доставить и нашим гостям, и друг другу  минуты радости. А я буду гордиться вашими успехами на уроке.

 

Учитель ведет диалог, подготавливающий к деятельности.

 

 

- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками. Вы будете настоящими иссле

дователями.

- Какими должны быть исследователи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, уважаемые  исследователи, начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

 

 

-Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах?

Задание:

  1. Возьмите рабочий лист №1.
  2. Прочитайте слова.
  3. Выделите корень в словах.

 

школа

слово

книголюб

(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)

 

- Прошу  вывесить рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)

 

школа

слово

книголюб

 

 

- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?

 

 

 

- Почему возникло затруднение?

1. Постановка проблемного вопроса.

- Какой вопрос возникает?

 (карточка со словом книголюб)

Сколько корней в слове?

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово книголюб?

 

Книголюб – любитель книг – книги любит.

 - Какой корень в слове книги?

- Какой корень в слове любит?

- Какой сделаем вывод?

- /Сколько корней в слове книголюб?/ Выделим корни.

 

 

Ребята, в чем особенность данного слова?


 

1. Введение нового понятия.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?

 

 

 

 -Проверим наши предположения.

Сложные слова.

-  Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

 

2.Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.

 

 

 

 

 

- Какие задачи  мы перед собой поставим по теме урока?

 

 

 

 

 

Определение сложных слов

- Так, какие же слова называются сложными? Давайте попробуем дать определение.

- Откроем учебник на странице 89 и прочитаем правило о сложных словах.

- Мы с вами правильно дали определение сложным словам? УМНИЧКИ!!!

 

 

1.Работа в тетради.

 

 

Минутка чистописания:

2. Игра: «Найди сложные слова».

- Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова».

       Задание:

      1.Возьмите рабочий лист №2.

  2.Внимательно прочитайте  все слова.

  3.Найди и выпиши в тетрадь сложные слова, выдели в них корень.

Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, листопад, дружба, трубочист, знания, пешеход.

/Взаимопроверка в парах/

- Молодцы, вы очень внимательны!

- С какими словами мы познакомились?

- Какие слова называются сложными?

- Чему мы учимся?

3.Работа в группах. - Посмотрите на карточку. Попробуйте самостоятельно сформулировать задание.  №3

Работа прямо на карточках.

СНЕГОПАД, СНЕГ, ПАДАЕТ

ВОДА, ПАДАЕТ, ВОДОПАД

ПАР, ПАРОХОД, ХОДИТЬ

САДОВОД, САД, РАЗВОДИТ

МЫШЬ, ЛОВИТ, МЫШЕЛОВКА

- Проверьте с эталоном, с правильным вариантом. ( правильный вариант на доске)

Учитель благодарит за работу.

Большое спасибо! Молодцы!

 

1.Самостоятельная работа в группах.

 

(На протяжении всей групповой работы звучит тихая музыка.)

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак).

Инструкция для капитана группы:

  1. Возьми пакет с заданием.
  2. Прочитай задание для группы.
  3. Организуй выполнение задания.
  4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.
  5. Подними сигнал о выполнении работы в группе.

- Внимание, группы! Вам нужно:

 

План работы в группе:

  1. Взять пакет с заданием для группы.
  2. Прочитать задание.
  3. Выполнить задание.
  4. Подготовить отчёт по плану.
  5. Представить отчёт группы.
  6. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

 

Задания для групп.

 

Группа №1.

Задание:

  1. Рассмотрите рисунки. Назовите людей, используя сложные слова.
  2. Устно приготовьте отчёт по плану.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа составила слова по рисункам.

2. На рисунках изображены предметы:

__________________,

_________________,

__________________.

3. Эти слова  (какие?)________________, так как имеют в составе _____________.

Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.

 

 

Группа №2.

Вам даны рисунки.

Задание:

  1. Назовите предметы, которые у вас изображены на рисунках.
  2. Устно приготовьте отчёт по плану.

Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.

План отчёта группы №2.

1. Наша группа рассмотрела рисунки.

2. На рисунках  изображены предметы.

Это (прочитать слова):

__________________,

__________________,

__________________.

  1. Эти слова (какие?)______________, так как имеют в своём составе ________________.

 

Группа №3.

Вам даны карточки с рисунками.

Задание:

  1. Назовите слова, которые  изображены на рисунках.
  2. Устно приготовьте отчёт по плану.

План отчёта группы №3.

1. Наша группа записала слова.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

2. Эти слова(какие?) _______________, так как имеют в своём составе _________.

Слова: носорог, мухомор, самовар.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

1.Игра «Собери слово» Работа в парах. Возьмите конвертики, достаньте содержимое. Сформулируйте задание. Проверка.

лес
лёд
море
сено

мух

руб
колоть

плавать
косить

ловить

лесоруб
ледокол
мореплавательтель
сенокос

мухоловка

Учитель благодарит за работу.

Разноуровневые  домашние задания.

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

I уровень

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.

Скал.лаз, камн.пад, вод.лаз, скор.ходы, мор.ход.

II уровень

Составьте и запишите сложные слова с основой: пар, снег, лист, лес. Выделить корни.

III уровень

Составить и записать по два предложения со сложными словами.

В сложных словах указать корни.

-Ребята, вот мы и раскрыли еще одну тайну русского языка. - Какую?

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы справились с этими задачами?

- Были  у нас  затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?

-Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?

А сейчас , пожалуйста, закончите предложения. Мне удалось…    Меня удивило…           Мне понравилось…   Я порадовался за…      Я хочу поблагодарить … за…

 

Учитесь! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!

И жизнь откроет для вас свои тайны. Удачи вам.

 Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами и мое настроение в конце урока вот какое -  А У ВАС?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные слова »

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».


Тип урока: освоение новых знаний.

Форма урока: урок – исследование.

Дидактическая цель: Создать условие для изучения блока новой учебной информации, её закрепления средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию:

образовательная:

- способствовать осознанию существенных признаков понятия “сложные слова” и введения его в систему знаний;

развивающая:

- развивать познавательную активность,

- развивать память, мышление и речь,

- развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;

воспитательная: дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.

Методы обучения:

- Метод проблемного изложения.

- По источнику информации:

  • словесные;

  • практические;

  • наглядные.

-По уровню познавательной деятельности:

  • частично-поисковые;

  • объяснительно-иллюстративные.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная , групповая.

Средства: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая
тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал.

Демонстрационный материал:

карточки со словами для исследования;

Карточки для индивидуальной работы:

  • рабочие листы с планом работы для выполнения задания ;

  • группа слов для первичного закрепления;

  • задания и планы работы для групповой работы.

ТСО: проектор, ноутбук.








Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Эмоциональ

ный настрой на урок


2 минуты

Педагог нацеливает на успех.

    1. - Здравствуйте, ребята.

    2. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу, а теперь мне. Спасибо! Тихонько сядьте за парты.

    3. Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас все получится, мы постараемся доставить и нашим гостям, и друг другу минуты радости. А я буду гордиться вашими успехами на уроке.




Улыбаются друг другу, садятся на свои места.


2.Самоопределение к деятельности


2 минуты

Учитель ведет диалог, подготавливающий к деятельности.



- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками. Вы будете настоящими иссле

дователями.

- Какими должны быть исследователи?









- Итак, уважаемые исследователи, начинаем наше первое исследование – открытие нового знания.

Ученики отвечают на вопросы.





Исследователи должны быть внимательны

ми, целеустремленными, терпеливыми, наблюдательными,

увлечёнными….

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


4 минут

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.





-Давайте, посмотрим, что лежит в конвертах?

Задание:

  1. Возьмите рабочий лист №1.

  2. Прочитайте слова.

  3. Выделите корень в словах.



школа

слово

книголюб

(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)



- Прошу вывесить рабочие листы на доску.

(Учитель вызывает учеников к доске с разными вариантами выполнения задания. Если задание выполнено у всех верно, то незаметно с ними учитель вывешивает свою заготовку с ошибкой.)



школа

слово

книголюб





- Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.

- Что вы заметили?







- Почему возникло затруднение?

 

 











Ученики открывают конверты – в них лежат рабочие листы с заданием для каждого ученика.



Ученики работают каждый на своем рабочем листе, выделяют корни.



Дети вывешивают свои варианты выполнения задания.










- В слове книголюб количество корней выделено по-разному.

- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. Мы не знаем, сколько корней в слове.

4.Построение проекта выхода из затруднения


3 минут

1. Постановка проблемного вопроса.

- Какой вопрос возникает?

(карточка со словом книголюб)

Сколько корней в слове?

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование.

- Что значит слово книголюб?

Книголюб – любитель книг – книги любит.

- Какой корень в слове книги?

- Какой корень в слове любит?

- Какой сделаем вывод?

- /Сколько корней в слове книголюб?/ Выделим корни.



Ребята, в чем особенность данного слова?



Сколько корней в слове книголюб?















– корень -книг-


корень -люб-.


В слове книголюб два корня.

Ученики выделяют корни.


Это слово имеет два корня.

5.Открытие нового знания


3 минуты

1. Введение нового понятия.

- Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?







-Проверим наши предположения.

Сложные слова.

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?



2.Постановка учебной задачи.

- Сформулируйте тему нашего урока.











- Какие задачи мы перед собой поставим по теме урока?











Определение сложных слов

- Так, какие же слова называются сложными? Давайте попробуем дать определение.

- Откроем учебник на странице 89 и прочитаем правило о сложных словах.

- Мы с вами правильно дали определение сложным словам? УМНИЧКИ!!!






Учащиеся высказывают свои предположения, учитель записывает на доске варианты детей.



Потому что слова образовались от сложения корней.


Ученики самостоятель

но формулируют тему и цели урока.


Сложные слова


1. Учиться отличать сложные слова от других слов.

2.Учиться выделять корень в однокоренных словах.



Дают определение сложным словам.

6. Первичное закрепление учебного материала


8минут

1.Работа в тетради.




Минутка чистописания:

2. Игра: «Найди сложные слова».

- Настоящие исследователи должны быть внимательными. Поиграем в игру «Найди сложные слова».

Задание:

1.Возьмите рабочий лист №2.

2.Внимательно прочитайте все слова.

3.Найди и выпиши в тетрадь сложные слова, выдели в них корень.

Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, листопад, дружба, трубочист, знания, пешеход.

/Взаимопроверка в парах/

- Молодцы, вы очень внимательны!

- С какими словами мы познакомились?

- Какие слова называются сложными?

- Чему мы учимся?

3.Работа в группах. - Посмотрите на карточку. Попробуйте самостоятельно сформулировать задание. №3

Работа прямо на карточках.

СНЕГОПАД, СНЕГ, ПАДАЕТ

ВОДА, ПАДАЕТ, ВОДОПАД

ПАР, ПАРОХОД, ХОДИТЬ

САДОВОД, САД, РАЗВОДИТ

МЫШЬ, ЛОВИТ, МЫШЕЛОВКА

- Проверьте с эталоном, с правильным вариантом. ( правильный вариант на доске)

Учитель благодарит за работу.

Большое спасибо! Молодцы!

 Ученики записывают число и классная работа.

Прописывают














Ученики читают, находят и выписывают сложные слова. Выделяют корни.



Отвечают на вопросы.









Дети самостоятель

но формулируют задание

- Найти сложные слова и обозначить корни.

Выполняют самопроверку по эталону.

Здоровьесберегающий аспект урока

3 минуты



7.Самостоя

тельная работа


10 минут

1.Самостоятельная работа в группах.


(На протяжении всей групповой работы звучит тихая музыка.)

- Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак).

Инструкция для капитана группы:

  1. Возьми пакет с заданием.

  2. Прочитай задание для группы.

  3. Организуй выполнение задания.

  4. Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.

  5. Подними сигнал о выполнении работы в группе.

- Внимание, группы! Вам нужно:


План работы в группе:

  1. Взять пакет с заданием для группы.

  2. Прочитать задание.

  3. Выполнить задание.

  4. Подготовить отчёт по плану.

  5. Представить отчёт группы.

  6. Капитану поднять сигнал об окончании работы.


Задания для групп.


Группа №1.

Задание:

  1. Рассмотрите рисунки. Назовите людей, используя сложные слова.

  2. Устно приготовьте отчёт по плану.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа составила слова по рисункам.

2. На рисунках изображены предметы:

__________________,

_________________,

__________________.

3. Эти слова (какие?)________________, так как имеют в составе _____________.

Слова: пчеловод, рыболов, трубочист.



Группа №2.

Вам даны рисунки.

Задание:

  1. Назовите предметы, которые у вас изображены на рисунках.

  2. Устно приготовьте отчёт по плану.

Рисунки: самолёт, паровоз, пароход.

План отчёта группы №2.

1. Наша группа рассмотрела рисунки.

2. На рисунках изображены предметы.

Это (прочитать слова):

__________________,

__________________,

__________________.

  1. Эти слова (какие?)______________, так как имеют в своём составе ________________.


Группа №3.

Вам даны карточки с рисунками.

Задание:

  1. Назовите слова, которые изображены на рисунках.

  2. Устно приготовьте отчёт по плану.

План отчёта группы №3.

1. Наша группа записала слова.

Это (прочитать слова):

_________ о _________,

_________ о _________,

_________ о _________.

2. Эти слова(какие?) _______________, так как имеют в своём составе _________.

Слова: носорог, мухомор, самовар.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

 








Дети выбирают капитана группы. Капитаны групп получают инструкцию и организовывают работу внутри своей группы.



















Ученики работают в группах, составляют отчет и готовятся к защите своей группы.






















Отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы слушают и по необходимости задают вопросы.)


8.Включение в систему знаний и повторение


3 минуты

1.Игра «Собери слово» Работа в парах. Возьмите конвертики, достаньте содержимое. Сформулируйте задание. Проверка.

лес
лёд
море
сено

мух

руб
колоть

плавать
косить

ловить

лесоруб
ледокол
мореплавательтель
сенокос

мухоловка

Учитель благодарит за работу.

 

 

Дети самостоятельно формулируют задание, выполняют работу в парах.

- Собрать слова, правильно соединить и записать слова в тетрадь.

9. Домашнее задание.













Разноуровневые домашние задания.

- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

- Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

I уровень

Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.

Скал.лаз, камн.пад, вод.лаз, скор.ходы, мор.ход.

II уровень

Составьте и запишите сложные слова с основой: пар, снег, лист, лес. Выделить корни.

III уровень

Составить и записать по два предложения со сложными словами.

В сложных словах указать корни.













Подведение итога урока,

рефлексия деятельности

4 минуты



-Ребята, вот мы и раскрыли еще одну тайну русского языка. - Какую?

-Какие задачи мы поставили в начале урока?

-Как вы считаете, мы справились с этими задачами?

- Были у нас  затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?

-Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания?

А сейчас , пожалуйста, закончите предложения. Мне удалось… Меня удивило… Мне понравилось… Я порадовался за… Я хочу поблагодарить … за…


Учитесь! Дерзайте! Узнавайте! Открывайте!

И жизнь откроет для вас свои тайны. Удачи вам.

Спасибо за труд и радость, которую я испытала от общения с вами и мое настроение в конце урока вот какое - А У ВАС?










Ученики отвечают на вопросы.













Ответы детей
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сложные слова

Автор: Казачкова Людмила Валентиновна

Дата: 21.08.2014

Номер свидетельства: 112438

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока на тему "Сложные слова. Сложение двух основ"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_slozhnyie_slova_slozhieniie_dvukh_osnov"
    ["file_id"] => string(6) "348039"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476110006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова"." "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-znakomstvo-s-poniatiiem-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232479"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442850368"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Образование сложных слов (Біріккен с?здерді? жасалуы)"
    ["seo_title"] => string(52) "obrazovaniieslozhnykhslovbirikkiensozdierdinzhasaluy"
    ["file_id"] => string(6) "261939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449231815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства