Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения
Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения
Словарно - орфографическая работа.
4. Дирижировать, дирижер, дирижерский.
II. Повторение известных учащимся сведений о сложносочиненном предложении.
III. Изучение нового. Сравнение сложносочиненного предложения с другими видами сложных предложений. В процессе беседы задаются вопросы: что общего между союзными сложными предложениями и бессоюзными? В чем разница? Что общего между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями? В чем различие?
Анализ логической структуры определения сложносочиненных предложений. Особое внимание обращается как раз на те признаки, по которым разграничивается сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: части сложносочиненного предложения 1) грамматически равноправны (от одной части предложения нельзя задать вопроса к другой, нередко части предложения можно менять местами); 2) связываются сочинительными союзами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
II. Повторение известных учащимся сведений о сложносочиненном предложении.
III. Изучение нового. Сравнение сложносочиненного предложения с другими видами сложных предложений. В процессе беседы задаются вопросы: что общего между союзными сложными предложениями и бессоюзными? В чем разница? Что общего между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями? В чем различие?
Анализ логической структуры определения сложносочиненных предложений. Особое внимание обращается как раз на те признаки, по которым разграничивается сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: части сложносочиненного предложения 1) грамматически равноправны (от одной части предложения нельзя задать вопроса к другой, нередко части предложения можно менять местами); 2) связываются сочинительными союзами.
IV. Чтение и запоминание основного правила о пунктуационном оформлении сложносочиненного предложения.
V. «Чтение» графических схем – сопоставление правил о постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и в сложносочиненном:
I. [0 и 0]. II. [ 1 ], и [ 2 ].
VI. Графический диктант.
Ночью пошел теплый росяной дождик и моросил до утра. 2. А между тем день мало-помалу открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке вместе с перелетными птицами. 3. Утро рождалось опять в тумане и потом разгорелось во всем великолепии. 4. Воздух насыщен теплым паром, и небо закрыто, и только на востоке сквозь двойные-тройные завесы пробилось светлое окно голубое.
(М. Пришвин)
VII, Диктант с грамматико-пунктуационным заданием: графически оформить предложения, объяснить постановку знаков препинания. (Во время диктанта вызванные учащиеся выполняют аналогичное задание на материале предложений, написанных на доске.)
1. Безветрие, и все небо залито ровной синевой (И. С. Тургенев). 2. В воздухе марево от жары, и солнце сквозь него кажется туманным и серебряным (Л. Славин). 3. Липы цветут, и пахнет липовым медом (М. Пришвин). 4. Всяких цветов листья насыпаны в лесу, и между ними ждешь увидеть грибы (М. Пришвин).
VIII. Коллективная проверка ответов учащихся, вызванных к доске.
Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет (С. Михалков). 2. Земле цвести, и нам расти (Е. Долматовский). 3. Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым (В. Маяковский). 4. Надо мною – свет моей России, и других небес не надо мне (А. Прокофьев).
IX. Творческое списывание. Задание: по данному началу составить предложения согласно схемам I и II, данным в этапе V.
1) Дирижер вышел на сцену… 2) Слушатели были благодарны оркестру…
X. Конструирование предложений. Задание: составить сложносочиненные предложения, используя в грамматических основах (в роли подлежащего или сказуемого) данные ниже слова: занавес – аплодисменты; дирижер – мелодия;исполняли – было празднично;слушаешь – хочется + глагол в неопределенной форме.
XI. Устное упражнение. Задание: выразительно прочитать предложения; указать, что соединяет и; для чего употребляется повторяющийся союз и – и.
Все меньше звуков в ночи, все тише они. И поля молчат, и село уснуло, и все вокруг заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев (С. Шуртаков). 2. Тучи свалились к горизонту. И сразу и небо засветилось, и море заулыбалось, и солнце повеселело (П. Сажин).
Домашнее задание: § 42, упр. 402 (устно), 403 (письм.); § 131 и 132 (повт. по учебнику для 5 – 6 кл.).