Просмотр содержимого документа
««Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах»»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка тема «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах»
(УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Выполнил: Косачева Мария Владимировна,
учитель начальных классов
школа № 22
Новокузнецк 2017 г.
Содержание:
I. Введение
II. Основная часть Проект урока русского языка по теме «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах» (УМК «Перспективная начальная школа»,2 класс)
III. Заключение
IV. Литература
Введение:
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребенка, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД
В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка, для 2 класса, УМК «Перспективная начальная школа», авт. Чуракова Н.А..
Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах».
Цели урока:
Образовательная:
1. Сформировать представление о сложных словах.
2. Познакомить со способом образования и способом правописания сложных слов.
3. Формировать умения различать собственное знание и незнание на примере правописания слов.
Развивающая:
1. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
2. Развивать познавательную активность.
Воспитательная:
1. Воспитывать умение работать в группах.
2. Воспитывать умение вести учебный диалог.
3. Воспитывать интерес к родному языку.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний и умений, способов действия.
2.1 Чистописание.
Цель: коррекция каллиграфических ошибок в написании строчной буквы «в».
На доске написаны слова: вода возить
- Что общего в этих словах? (Оба слова начинаются на букву «в, начало слов с «во»)
- Спишите красиво и правильно эти слова, чередуя на строчке. Следите за правильностью написания буквы «в», верхняя петля должна быть выше верхней рабочей строки, а пересечение находиться на строчке, обратите на нижнее соединение буквы «в» с буквой «о».
Оценка каллиграфических умений.
2.2 Самостоятельная работа.
- Подберите к каждому слову однокоренные слова и запишите в два столбика. Выделите в них корень.
Проверка фронтальная(несколько детей по одному записывают придуманные слова на доске в два столбика).
- Докажите, что слова в каждом столбике однокоренные (в словах один корень, одно значение)
-Что помогло вам справиться с заданием? (знание правила о корне слова)
2.3 Проблемная ситуация.
На доске появляется карточка со словом
водовоз
- В какую группу родственных слов вы запишете это слово? (ответы детей)
- Я считаю, что это слово будет родственным для первой группы слов. («ловушка»)
- Вы сейчас можете точно ответить на мой вопрос? (нет)
- Объясните лексическое значение слова (ответы детей)
-Запишите слово в тетрадь. Выделите корень слова. (дети сами выделяют корень)
На доске фиксируются все варианты выполнения этого задания.
2.4 Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.
-Почему задание было дано одно, а выполнили вы его по-разному? Какие возникли затруднения? (это слово отличается от других слов, с которыми мы встречались раньше)
- Чем это слово необычно? (в одном слове соединились два слова, а с такими словами мы раньше не встречались)
- Чего мы не знаем? (как находить корень в таких словах, родственное это слово или нет)
- Какую учебную задачу поставим? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)
Ставим рядом со словом знак вопроса.
водовоз
?
III. Открытие нового способа.
3.1 Беседа.
-Какие вопросы у вас возникли? Я напишу их на доске.
1.Можно ли образовать одно слово из двух разных?
2.Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?
3.Как называются такие слова?
(Если класс сильный, то вопросы формулируют дети; слабый – помогает учитель.)
3.2 Работа в группах.
- Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предлагаю поработать в группах.
У каждой группы на столе конверт с планом работы и карточками:
План действий:
1. Выделить корень в словах, которые записаны на карточках.
2.Составьте слово: с помощью карточек с буквами О, Е, И ,А соедините эти корни (понаблюдайте на твердый или мягкий согласный оканчивается первый корень).
3. Прочитайте слово и, с помощью словаря, объясните его значение.
3.3 Проверка и оценка групповой работы.
Представитель из группы выходит к доске и записывает полученные слова.
- Что вы делали для того, чтобы получилось новое слово? (мы соединили два корня)
- Какое в математике есть действие, чтобы соединить две части? (сложение)
- Значит, чтобы получить новое слово, вы сложили два корня? (Да)
Как можно назвать все слова, которые получились в результате сложения? (сложные)
ХОД
О
СНЕГ
КОП
Е
ЗЕМЛ
- С помощью чего мы соединили два корня? (С помощью гласных О, Е)
- Как можно назвать эти гласные? (соединительные)
3.4 Создание схемы-помощника.
Вернемся к вопросам записанным на доске.
1.Можно ли образовать одно слово из двух разных?
2.Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?
3.Как называются такие слова?
Ответы детей.
- Как можно схематично нарисовать такие слова? (Два корня и между ними буква)
На доске появляется схема – помощник.
о е
е
Общие выводы.
- Все ли слова в русском языке сложные? (нет)
- Как определить, что слово сложное? (объяснить значение слова, подобрать однокоренные слова)
- Когда складывали корни, в каких случаях использовали соединительную гласную О, а когда – Е) (если твёрдый – надо писать О, если мягкий – Е)
- Изменились ли ваши знания? Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о словах русского языка? (бывают простые слова с одним корнем, и сложные, в которых два корня)
IV. Первичное закрепление нового знания.
4.1 Работа в парах.
Карточка с заданием.
- Прочитайте слова. Найти сложные слова, выпишите и выделите в них корень. Первому ряду – карточка №1, второму ряду - №2, третьему ряду - №3
1. садовод, садовник, садовый
2. земляника, землекоп, земля
3. водонос, водный, водяной
Проводится фронтальная проверка.
4.2 Работа по учебнику.
- Сравним наши выводы с правилом в учебнике.
Дети читают правило.
Сравнивают.
Делают выводы.
4.3 Самостоятельная работа.
- Выполните самостоятельно упражнение из учебника, пользуясь теми знаниями, которые вы сегодня открыли. Не забывайте про схему – помощник.
Оценивание данной работы будет при проверке тетрадей учителем.
V. Итог урока. Рефлексия.
-Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)
- Мы решили эту задачу? (Да)
- Что в дальнейшем нам будет помогать в работе со сложным словом? (схема – помощник)
о е
е
- А сейчас дайте каждый оценку своей работы на уроке. Поднимая карточку с определенным цветом, вы ответьте на вопрос «Как я сегодня усвоил(а) учебный материал?»
Зеленый цвет – Я узнал(а), понял(а), что такое сложные слова.
Желтый цвет – Я сомневаюсь в знаниях про сложные слова.
Красный цвет – Я хотел(а) бы повторить учебный материал.
VI. Домашнее задание.
1.Выполнить упражнение из учебника.
2.Подобрать и записать 5 сложных слов. Разобрать их по составу.
Заключение:
Работая в рамках ФГОС, у учителя появляется обширное поле для деятельности: наблюдать за формированием УУД у учащихся. Стандарты дают возможность современному ученику выполнять на уроках роль исследователя, и большую часть знаний получать самостоятельно. На примере моего урока можно увидеть, как формировались не только предметные УУД, но и метапредметные УУД:
-осуществлять поиск нужной информации;
- уметь анализировать и выделять главное (познавательные УУД);
- уметь вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию (коммуникативные УУД).
Литература:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2004.
Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Н.Г. Кудрявцева – М.: Просвещение. – 2011. - № 4, с. 96.
Чуракова Н. А. Русский язык: 2 класс: Учебник: в 3 частях.\ Н. А. Чуракова; под редакцией М.Л. Каленчук. – 3-е изд. – М.: Академкнига\ Учебник.2013.ч.3. с. 160.
Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс. Методическое пособие\ Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О.В., Байкова Т. А. – М.: Академкнига\ Учебник 2016.
object(ArrayObject)#887 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(229) "Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_pravopisanie_"
["file_id"] => string(6) "621431"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1671912363"
}
}