kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет начинаюшим учителям в проведении уроков по теме "Сложные слова".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах»»











ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка тема «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах»

(УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)





Выполнил: Косачева Мария Владимировна,

учитель начальных классов

школа № 22

















Новокузнецк 2017 г.





Содержание:



I. Введение

II. Основная часть Проект урока русского языка по теме «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах» (УМК «Перспективная начальная школа»,2 класс)

III. Заключение

IV. Литература









































Введение:

Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребенка, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД

В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка, для 2 класса, УМК «Перспективная начальная школа», авт. Чуракова Н.А..













Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах».

Цели урока:

Образовательная:

1. Сформировать представление о сложных словах.

2. Познакомить со способом образования и способом правописания сложных слов.

3. Формировать умения различать собственное знание и незнание на примере правописания слов.

Развивающая:

1. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

2. Развивать познавательную активность.

Воспитательная:

1. Воспитывать умение работать в группах.

2. Воспитывать умение вести учебный диалог.

3. Воспитывать интерес к родному языку.


Ход урока

I.Организационный момент.


II.Актуализация знаний и умений, способов действия.

2.1 Чистописание.

Цель: коррекция каллиграфических ошибок в написании строчной буквы «в».

На доске написаны слова: вода возить

- Что общего в этих словах? (Оба слова начинаются на букву «в, начало слов с «во»)

- Спишите красиво и правильно эти слова, чередуя на строчке. Следите за правильностью написания буквы «в», верхняя петля должна быть выше верхней рабочей строки, а пересечение находиться на строчке, обратите на нижнее соединение буквы «в» с буквой «о».

Оценка каллиграфических умений.


2.2 Самостоятельная работа.

- Подберите к каждому слову однокоренные слова и запишите в два столбика. Выделите в них корень.

Проверка фронтальная (несколько детей по одному записывают придуманные слова на доске в два столбика).

- Докажите, что слова в каждом столбике однокоренные (в словах один корень, одно значение)

-Что помогло вам справиться с заданием? (знание правила о корне слова)


2.3 Проблемная ситуация.

На доске появляется карточка со словом

водовоз


- В какую группу родственных слов вы запишете это слово? (ответы детей)

- Я считаю, что это слово будет родственным для первой группы слов. («ловушка»)

- Вы сейчас можете точно ответить на мой вопрос? (нет)

- Объясните лексическое значение слова (ответы детей)

-Запишите слово в тетрадь. Выделите корень слова. (дети сами выделяют корень)

На доске фиксируются все варианты выполнения этого задания.


2.4 Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

-Почему задание было дано одно, а выполнили вы его по-разному? Какие возникли затруднения? (это слово отличается от других слов, с которыми мы встречались раньше)

- Чем это слово необычно? (в одном слове соединились два слова, а с такими словами мы раньше не встречались)

- Чего мы не знаем? (как находить корень в таких словах, родственное это слово или нет)

- Какую учебную задачу поставим? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)

Ставим рядом со словом знак вопроса.

водовоз

?



III. Открытие нового способа.

3.1 Беседа.

-Какие вопросы у вас возникли? Я напишу их на доске.

1.Можно ли образовать одно слово из двух разных?

2.Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?

3.Как называются такие слова?

(Если класс сильный, то вопросы формулируют дети; слабый – помогает учитель.)


3.2 Работа в группах.

- Чтобы найти ответы на эти вопросы, я предлагаю поработать в группах.

У каждой группы на столе конверт с планом работы и карточками:

План действий:

1. Выделить корень в словах, которые записаны на карточках.

2.Составьте слово: с помощью карточек с буквами О, Е, И ,А соедините эти корни (понаблюдайте на твердый или мягкий согласный оканчивается первый корень).

3. Прочитайте слово и, с помощью словаря, объясните его значение.






























3.3 Проверка и оценка групповой работы.

Представитель из группы выходит к доске и записывает полученные слова.


- Что вы делали для того, чтобы получилось новое слово? (мы соединили два корня)

- Какое в математике есть действие, чтобы соединить две части? (сложение)

- Значит, чтобы получить новое слово, вы сложили два корня? (Да)

Как можно назвать все слова, которые получились в результате сложения? (сложные)

ХОД

О

СНЕГ





КОП

Е

ЗЕМЛ







- С помощью чего мы соединили два корня? (С помощью гласных О, Е)

- Как можно назвать эти гласные? (соединительные)


3.4 Создание схемы-помощника.

Вернемся к вопросам записанным на доске.

1.Можно ли образовать одно слово из двух разных?

2.Могут ли быть в слове два корня или всегда только один?

3.Как называются такие слова?

Ответы детей.

- Как можно схематично нарисовать такие слова? (Два корня и между ними буква)

На доске появляется схема – помощник.

о е


е









Общие выводы.

- Все ли слова в русском языке сложные? (нет)

- Как определить, что слово сложное? (объяснить значение слова, подобрать однокоренные слова)

- Когда складывали корни, в каких случаях использовали соединительную гласную О, а когда – Е) (если твёрдый – надо писать О, если мягкий – Е)

- Изменились ли ваши знания? Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о словах русского языка? (бывают простые слова с одним корнем, и сложные, в которых два корня)



IV. Первичное закрепление нового знания.

4.1 Работа в парах.

Карточка с заданием.

- Прочитайте слова. Найти сложные слова, выпишите и выделите в них корень. Первому ряду – карточка №1, второму ряду - №2, третьему ряду - №3


1. садовод, садовник, садовый

2. земляника, землекоп, земля

3. водонос, водный, водяной

Проводится фронтальная проверка.


4.2 Работа по учебнику.

- Сравним наши выводы с правилом в учебнике.

Дети читают правило.

Сравнивают.

Делают выводы.

4.3 Самостоятельная работа.

- Выполните самостоятельно упражнение из учебника, пользуясь теми знаниями, которые вы сегодня открыли. Не забывайте про схему – помощник.

Оценивание данной работы будет при проверке тетрадей учителем.


V. Итог урока. Рефлексия.

-Вспомните, какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока? (как образуются и называются такие слова, в котором два слова)

- Мы решили эту задачу? (Да)

- Что в дальнейшем нам будет помогать в работе со сложным словом? (схема – помощник)

о е


е








- А сейчас дайте каждый оценку своей работы на уроке. Поднимая карточку с определенным цветом, вы ответьте на вопрос «Как я сегодня усвоил(а) учебный материал?»

Зеленый цвет – Я узнал(а), понял(а), что такое сложные слова.

Желтый цвет – Я сомневаюсь в знаниях про сложные слова.

Красный цвет – Я хотел(а) бы повторить учебный материал.


VI. Домашнее задание.

1.Выполнить упражнение из учебника.

2.Подобрать и записать 5 сложных слов. Разобрать их по составу.


Заключение:

Работая в рамках ФГОС, у учителя появляется обширное поле для деятельности: наблюдать за формированием УУД у учащихся. Стандарты дают возможность современному ученику выполнять на уроках роль исследователя, и большую часть знаний получать самостоятельно. На примере моего урока можно увидеть, как формировались не только предметные УУД, но и метапредметные УУД:

-осуществлять поиск нужной информации;

- уметь анализировать и выделять главное (познавательные УУД);

- самоконтроль, взаимоконтроль, коррекция, оценка (регулятивные УУД);

- уметь вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, принимать другое мнение и позицию (коммуникативные УУД).











Литература:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2004.

  • Кудрявцева Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Н.Г. Кудрявцева – М.: Просвещение. – 2011. - № 4, с. 96.

  • Чуракова Н. А. Русский язык: 2 класс: Учебник: в 3 частях.\ Н. А. Чуракова; под редакцией М.Л. Каленчук. – 3-е изд. – М.: Академкнига\ Учебник.2013.ч.3. с. 160.

  • Чуракова Н.А. Русский язык: 2 класс. Методическое пособие\ Чуракова Н. А., Каленчук М. Л., Малаховская О.В., Байкова Т. А. – М.: Академкнига\ Учебник 2016.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах»

Автор: Косачева Мария Владимировна

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
    ["seo_title"] => string(46) "soiedinitielnyieghlasnyieoiievslozhnykhslovakh"
    ["file_id"] => string(6) "287603"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454507590"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "«Соединительные гласные O-Е в сложных словах» "
    ["seo_title"] => string(52) "soiedinitiel-nyie-ghlasnyie-o-ie-v-slozhnykh-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "178124"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424778702"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) ""Соединительные гласные О и Е в сложных словах""
    ["seo_title"] => string(56) "soiedinitiel_nyie_ghlasnyie_o_i_ie_v_slozhnykh_slovakh_1"
    ["file_id"] => string(6) "419732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1496215129"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_russkogo_iazyka_v_6_klasse_po_teme_pravopisanie_"
    ["file_id"] => string(6) "621431"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1671912363"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Урока русского языка в 2 класс по программе ПНШ. Тема : Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного "
    ["seo_title"] => string(152) "uroka-russkogho-iazyka-v-2-klass-po-proghrammie-pnsh-tiema-kak-dielaiutsia-slova-slozhnyie-slova-iz-dvukh-korniei-s-bukvoi-soiedinitiel-nogho-ghlasnogho"
    ["file_id"] => string(6) "104679"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402749443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства